Файл: Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в фгос ооо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС ООО.
Изучение географии даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
-
знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; -
реализация установок здорового образа жизни; -
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
-
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; -
умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках); -
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; -
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; -
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; -
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач; -
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории
В результате изучения географии в 5 классе
Ученик научится
-
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; -
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; -
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности; -
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; -
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; -
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться
-
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; -
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; -
строить простые планы местности; -
создавать простейшие географические карты различного содержания; -
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
-
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде; -
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
-
Содержание учебного курса
Развитие географических знаний о Земле.
Введение. Что изучает география.
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.
Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Изображение земной поверхности.
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты.
Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Природа Земли.
Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название темы. | Количество часов | Количество контрольных работ | Практическая Часть |
1 | Введение | 1 | | 1 |
2 | На какой Земле мы живем | 4 | | |
3 | Планета Земля | 5 | 1 | 1 |
4 | План и карта | 13 | 1 | 3 |
5 | Литосфера – твердая оболочка Земли | 9 | 1 | 4 |
| Резерв времени | 2 | | |
| Итого | 34 | | 9 |
Календарно - тематическое планирование
Дата | № урока | Тема урока. Практическая часть | Характеристика деятельности учащихся | ||||
| Название раздела (количество часов) | ||||||
План | Факт | | Введение (1 час) | | |||
| | 1/1 | Зачем нам география и как мы будем ее изучать | Составление схемы наук о природе. Практическая работа №1.Анализ источников географической информации | |||
На какой Земле мы живем ( 4 часа) | |||||||
| | 1/2 | Как люди открывали Землю. | Работа с картой, индивидуальный опрос, фронтальная беседа Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания | |||
| | 2/3 | Как люди открывали Землю | Работа с картой Составление по карте маршрутов путешествий. | |||
| | 3/4 | Российские путешественники | Работа с картой Составление по карте маршрутов путешествий. | |||
| | 4/5 | География сегодня | Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных | |||
Планета Земля ( 5 часов) | |||||||
| | 1/6 | Мы во Вселенной | Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. | |||
| | 2/7 | Движение Земли вокруг себя .Географические следствия | Сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в резльтате деятельности человека | |||
| | 3/8 | Движения Земли вокруг Солнца. Географические следствия | Сопоставлять географические следствия движений Земли, выявлять взаимосвязи между ними | |||
| | 4/9 | Солнечный свет на Земле | Наблюдать действующие модели движения Земли вокруг солнца и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояния и равноденствия. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи Практическая работа №2.Обозначение на контурной карте материков и океанов «Составление схемы «Тепловые пояса Земли» | |||
| | 5/10 | Контроль знаний по теме: Планета Земля | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида | |||
План и карта (13 часов) | |||||||
| | 1/11 | Ориентирование на местности . Стороны горизонта | | |||
| | 2/12 | Масштаб | Понимать основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения | |||
| | 3/13 | Азимут | Определять направление с помощью компаса, Солнца, Полярной звезды, « живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности | |||
| | 4/14 | Земная поверхность на плане | Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос | |||
| | 5/15 | Земная поверхность на карте | Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос | |||
| | 6/16 | Учимся с «Полярной звездой» | Практическая работа №3 Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута | |||
| | 7/17 | Составление плана местности | Практическая работа №4 Составление плана местности | |||
| | 8/18 | Географическая карта. Условные Знаки | Определять с помощью условных знаков изображённые объекты. Измерять расстояние и определять направления на местности и плане. Составлять и читать простейшие планы местности.Топографический диктант | |||
| | 9/19 | Градусная сетка. | Выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки. Определять направления и расстояния по карте | |||
| | 10/20 | Географические координаты. Географическая широта | Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос Определять географические координаты по карте. | |||
| | 11/21 | Географические координаты. Географическая долгота | Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос Определять географические координаты по карте. | |||
| | 12/22 | Географические координаты Учимся с «Полярной звездой» | Практическая работа №5 Определение географических координат по глобусу и карте, обучение определения направлений по карте | |||
| | 13/23 | Контроль знаний по теме: «План и карта» | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида | |||
Литосфера – твердая оболочка Земли (9часов) | |||||||
| | 1/24 | Земная кора – верхняя часть литосферы | Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. | |||
| | 2/25 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | Практическая работа № 6 «Изучение свойств горных пород и минералов». | |||
| | 3/26 | Движения земной коры. Землетрясения | Выявлять закономерности распределения землетрясений и вулканизма. Устанавливать пл карте сейсмические районы и пояса. Наносить на карту районы землетрясений | |||
| | 4/27 | Движения земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры. | Выявлять закономерности распределения землетрясений и вулканизма. Устанавливать пл карте сейсмические районы и пояса. Наносить на карту районы современного вулканизма | |||
| | 5/28 | Рельеф Земли. Горы. | Практическая работа № 7 Обозначение на контурной карте объектов литосферы по плану. | |||
| | 6/29 | Рельеф Земли. Равнины. | Сопоставление карт. Индивидуальная работа по заполнению контурных карт | |||
| | 7/30 | Учимся с «Полярной звездой | Практическая работа № 8 «Описание по карте гор и равнин | |||
| | 8/31 | Литосфера и человек | Практическая работа № 9 Описание рельефа своей местности». | |||
| | 9/32 | Контроль знаний по теме: Литосфера – Твердая оболочка Земли | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида | |||
| | 33 | Обобщение знаний за кус 5 класса | Взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии. | |||
| | 34 | Итоговый урок | |