Файл: Контрольная работа основные элементы актерского мастерства по предмету Основы классической режиссуры и мастерства актера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольная работа

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

по предмету «Основы классической режиссуры и мастерства актера»

 

 

Содержание работы:

Введение.

1. Действие – основа сценического искусства.

2. Событие и предлагаемые обстоятельства.

3. Мышечная свобода – как элемент актерского мастерства (свобода внешняя и внутренняя).

4.Сценическое внимание – как элемент актерского мастерства (виды внимания, объекты внимания).

5. Фантазия. Воображение.

6.Сценические задачи. (Действие – что делаю, цель действия – зачем делаю, приспособление – как делаю).

7.Творческое оправдание.

8.Сценическое отношение и оценка факта.

9. Сценическое общение.

10.Память физических действий.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

Введение

Работа с актером составляет главную, самую большую часть режиссерской работы по созданию спектакля.Одной из главных задач режиссера как педагога является умение помочь актерам усовершенствовать, углубить их актерское мастерство. Для этого режиссер должен сам обладать этим мастерством и понимать еготак же, как актер -только в десять раз больше, глубже и полнее. Он должен изучить актерское мастерство не только теоретически, но и практически, ибо профессия актера главным образом практическая.

Искусство актера - это искусство создания сценических образов. Исполняя определенную роль в любом из видов сценического искусства, актер как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле, эстрадном номере и т.п. Создавая сценический образ своего героя, актер, с одной стороны, раскрывает его духовный мир, выражая это через поступки, действия, слова, мысли и переживания, а с другой - передает с той или иной степенью достоверности (или театральной условности) манеру поведения и внешность.

Актер как творец— вот настоящий материал для режиссера. Творческие мысли и мечты актера, его художественные замыслы и намерения, творческая фантазия и чувства, личный и социальный опыт, знания и жизненные наблюдения, вкус, темперамент, юмор, актерское обаяние, сценические действия и сценические краски — все это вместе взятое — материал для творчества режиссера. Так же наряду с природными данными актера- речью, телом, движениями, пластичностью, ритмичностью и т.д.материалом для создания образа (персонажа) служат собственные природные данные такие, как эмоциональность, воображение, память и др.


Человек, посвятивший себя актерской профессии, должен обладать определенными данными и стараться развивать и совершенствовать их.

 

Действие – основа сценического искусства.

 

Признаком, отличающим одно искусство от другого и определяющим, таким образом, специфику каждого искусства, является прежде всего материал, которым художник пользуется для создания художественных образов. В литературе таким материалом является слово, в живописи — цвет и линия, в музыке — звук, в скульптуре — пластическая форма.

Главным возбудителем сценических переживаний актера является действие. Именно в действии объединяются в одно неразрывное целое мысль, чувство, воображение и физическое поведение актера-образа.

Действие — это волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели. В действии наиболее наглядно проявляется единство физического и психического. Любое действие - акт психофизический, но разделять его на составляющие(физическое и психическое) некорректно, и делается это лишь с целью детализации понимания.

Итак, физическое действие приводит к переменам в окружающем нас материальном мире. На его совершение расходуется физическая (мускульная) энергия. К этому виду действий относятся: физическая работа, спортивные занятия, бытовые операции, действия по отношению к другому человеку.

Психические действия характеризуются направленным влиянием на психику (чувства, сознание, волю) как другого человека, так и свою собственную. Уже с этого определения видно, что психические действия в профессии актёра - одна из главных категорий, ведь через неё реализуется роль. Они также разнообразны - просьба, шутка, укор, предупреждение, убеждение, признание, похвала, ссора - это лишь короткий список примеров.

Психические действия в зависимости от средств осуществления бывают словесными (вербальными) и мимическими. Они одинаково применяются в разных ситуациях. Например, человек вас разочаровал. Вы можете сделать ему выговор, а можете - посмотреть с укоризной и покачать головой, не произнося ни слова. Разница в том, что мимика более поэтична, но не всегда понятна со стороны, слово - более выразительно.

Виды действий: внешнее и внутреннее.

Внешнее - это когда действия героев выражаются в поступках. В поступках действие выражается наиболее полно.

Внутреннее действие - это психологическое, душевное движение. Они могут остаться на уровне помыслов, но всё равно они во многом раскрывают героя.



Живое, наглядное человеческое действие является материалом актерского искусства, ибо именно из действий актер творит свои образы (недаром они называются действующими лицами): на языке человеческих действий актер рассказывает зрителю о людях, которых он изображает. Поскольку же эти действия он извлекает из самого себя, т. е. сам их производит и при этом таким образом, что в осуществлении их принимает участие весь его организм как единое психофизическое целое, мы вправе сказать, что актер сам для себя является инструментом.

Итак, актер одновременно творец и инструмент своего искусства, а осуществляемые им действия служат ему материалом для создания образа.

Поскольку актер является носителем театральной специфики, мы имеем право сказать, что действие - основной материал театрального искусства. Иначе говоря, театр - это такое искусство, в котором человеческая жизнь отражается в наглядном, живом, конкретном человеческом действии.

На сцене нужно действовать. Действие, активность — вот на чем зиждется драматическое искусство, искусство актера. Самое слово «драма» на древнегреческом языке означает «совершающееся действие». На латинском языке ему соответствовало слово аctio, то самое слово, корень которого — act — перешел и в наши слова: «активность», «актер», «акт». Итак, драма на сцене есть совершающееся у нас на глазах действие, а вышедший на сцену актер становится действующим.

Действие, по Станиславскому, - основа сценического искусства. Спектакль плетётся из действий, каждое действие должно вести к достижению определённой цели.Он должен выстраивать цепочку элементарных физических действий. Физическое действие родит внутреннее переживание, которое получится не выстраданным, а естественным, правдивым. Сценическое действие -естественный способ существования на сцене обученного актера. Конечная цель обучения - овладение сценическим действованием, то есть умение актера органически существовать в условиях вымысла, перевоплотившись в образ. Начинать обучение актера надо с постепенного освоения сценического действия через изучение и освоение механизма человеческого поведения или через изучение и освоение жизненного действия, т.е., говоря словами Станиславского, «познать свою природу и дисциплинировать ее»? Конечно, здесь никак нельзя обойтись без своеобразной «гимнастики чувств», без тренинга творческой психотехники, потому что только тренируя, сознательно и настойчиво, свою творческую психотехнику актер сможет «познать свою природу». А его природа в действии и во взаимодействии с реальным миром -это и есть его жизненное действие.


 

Событие и предлагаемые обстоятельства.

Приступая к работе над этюдом, пьесой, ролью, надо всегда помнить, что сразу охватить пьесу (этюд, роль) невозможно. Чтобы изучить ее, проанализировать, надо разделить пьесу сначала на большие события, то есть эпизоды (раньше К. С. Станиславский называл их кусками). А чтобы разделить пьесу на эпизоды, надо поставить себе вопрос: без чего не может существовать пьеса? Ответив на этот вопрос, вы тем самым разделите ее на составные органические части.


Что такое «событие»? Каковы отличительные признаки «события» в драме?

В словаре русского языка С. И. Ожегова: «Событие -то, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественной, личной жизни».

Событием называется совокупность действий одного или нескольких человек, которые преследуют определенную цель и преодолевают какие-либо препятствия, внешние или внутренние. Разбор жизненного события как совокупности последовательных, целесообразных и продуктивных действий -- начало постижения природы сценического действия.

Отличить в окружающей нас действительности событие от заурядного факта несложно. Станиславский советовал оглянуться на какой-нибудь этап собственной жизни, чтобы вспомнить, какое событие на этом отрезке времени было главным, тогда можно понять, как оно отразилось на отношениях с людьми. Действительно, любому человеку нетрудно оценить значимость того или иного факта в его собственной жизни. Но достаточно нам попытаться оценить значение подобного же факта не для себя, а для другого человека, как мы тут же можем ошибиться, ибо оценить факт с позиций другого, даже близкого человека -дело совсем не простое.

Станиславский для определения значимости события рекомендовал поступать следующим образом: «Сама техника процесса оценки фактов поначалу проста. Для этого следует устранить оцениваемый факт, после постараться понять, как это отразится на жизни человеческого духа роли».

Анализируя любую пьесу, режиссер неизбежно сталкивается с наличием в ней событий больших и малых. Большие события, как правило, служат поворотным моментом в развитии сквозного действия пьесы. Каждое такое событие, особенно если оно возникло для действующих лиц неожиданно, оказывается возбудителем более или менее сильной эмоциональной реакции, доходящей иногда до степени аффекта или нервного шока. Чтобы овладеть собой, осознать случившееся и осуществить всестороннюю оценку неожиданного события, требуется обычно некоторое время. Так возникает пауза, речевая и динамическая. Ее характеризуют молчание и неподвижность. И чем крупнее, чем значительнее событие, тем пауза продолжительнее и сложнее по психологическому содержанию.


На сцене надо действо­вать подлинно, то есть целесообразно, продуктивно, обосно­ванно. И приводит к этому слово «если бы», например:

если бы я ждала к себе гостей, то я сделала бы то-то и то-то... Со слова «если бы» начинается творчество.

К. С. Станиславский говорит: «Если бы» является для артистов рычагом, переводящим нас из действительности в мир, в котором только и может совершаться творчество».

«Если бы» не говорит о реальном факте, о том, что есть, а только о том, что могло бы быть, если бы... оно только ставит вопрос на разрешение. На него актер и старается ответить, поэтому сдвиг и решение достигаются без наси­лия и обмана. Оно вызывает в актере внутреннюю и внеш­нюю активность указывал К. С. Станиславский.

Любому актеру придется сталкиваться с «если бы» не только в действиях самой роли, но и во всех ком­понентах спектакля, то есть с многоэтажными «если бы». Автор пьесы дает свои «если бы», режиссер, художник, электротехник и другие творцы спектакля дополняют прав­доподобный замысел автора и режиссера своими «если бы». Актер должен это учитывать в разработке своей линии действия.

Итак, «если бы» начинает творчество, а продолжают его «предлагаемые обстоятельства».

«Одно без других не может существовать и получать необходимую возбудительную силу...— говорит К. С. Ста­ниславский.— «Если бы» дает толчок дремлющему вооб­ражению, а «предлагаемые обстоятельства» делают обос­нованным само «если бы». Они вместе и порознь помогают созданию внутреннего сдвига».

Прием творческого перевоплощения в сценический образ, состоящий в том, что актер создает в своем воображении те или иные обстоятельства внешней среды и ставит перед собой вопрос: Что бы я стал делать, если бы эти обстоятельства были не вымыслом воображения, а подлинной реальностью. Предлагаемые обстоятельства побуждают актера совершать определенные действия, воплощающие образ. Прием "Если бы" предохраняет актера от штампа и побуждает его самостоятельно творить.

«Предлагаемые обстоятельства» - это фабула пьесы, эпоха, место и время действия, события, обстановка, взаимоотношение действующих лиц и т. д. Педагог проводит практические занятия, ставя перед собой задачу научить слушателей конкретно, детально создавать «предлагаемые обстоятельства» и в зависимости от них- логику и последовательность действий.

«Предлагаемые обстоятельства», как и само «если бы», является предположением, «вымыслом воображения». Они одного происхождения: «предлагаемые обстоятельства»- то же, что «если бы», а «если бы»- то же, что «предлагаемые обстоятельства». Одно- предположение («если бы»), а другое- дополнение к нему («предлагаемые обстоятельства»).