Файл: Современные представления о готовности обучения к школе детей с нормальным и психическим развитием.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 1 Современные представления о готовности обучения к школе детей с нормальным и психическим развитием

1.1 Современные подходы к понятию "готовность ребенка"

1.2 Современные исследования о готовности к школе детей ЗПР дошкольного возраста к обучению в школе

1.3. Клинико психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста ЗПР

Выводы по 1 главе

Глава 2 Актуальные проблемы подготовки к обучению к школе детей старшего дошкольного возраста с нормальным и психическим развитием

2.1. Анализ систем подготовки к обучению школе (проанализировать методики, программы)

2.2. Анализ коррекционно педагогической, психо-коррекционных систем подготовки к обучению детей старшего дошкольного возраста ЗПР

Выводы

Заключение

Введение

В настоящее время обеспечение преемственности дошкольного и начального образования остается одной из сложнейших и нерешенных проблем современной педагогики. Традиционно преемственность трактуется как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем (Л. Р. Болотина, Н. В. Мик-ляева [7]). Проблема преемственности предпо-

лагает изучение психологических новообразований ребенка старшего дошкольного возраста, которые определяют уровень сформированности компонентов готовности к обучению и успешность адаптации ребенка в начальной школе. Понятие «психологические новообразования» является центральным при рассмотрении вопроса готовности к школьному обучению, или «школьной зрелости».

Формирование школьной зрелости дошкольников является основной задачей современного предшкольного образования [7]. Проблема готовности к школьному обучению остается актуальной для исследователей уже много лет. Психологи, педагоги, физиологи определяют различные критерии готовности к школе, ведут дискуссии о том, в каком возрасте целесообразнее начинать обучение, стоит или не стоит готовить дошкольника к переходу к учебной деятельности (М. М. Безруких, Н. В. Нижегородцева, К. Н. Поливанова, Г. А. Цукерман,

В. Д. Шадриков и др. [4, 5, 7]).

Проблема реализации задач обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием сегодня встает особенно остро: статистические данные свидетельствуют, что в последние годы на фоне интенсификации обучения, внедрения новых усложненных программ и технологий обучения, создания инновационных учреждений значительно увеличилось число детей, не способных справиться с учебной нагрузкой и успешно адаптироваться к школьной жизни.


Так, исследования Института возрастной физиологии показали, что 80-90 % детей 6-7 лет имеют различные отклонения в физическом здоровье:

— 18-20 % - пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья;

— 60 % - нарушения речевого развития (что мешает успешному усвоению программы по русскому языку и чтению);

— 35 % - несформированность зрительно-пространственного восприятия;

— 30 % - несформированность сложно координированных движений руки и графических навыков;

— 13 % - компенсаторная леворукость, сопряженная с нарушением речевого развития;

_ 25 % - замедленный темп деятельности.

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяются тем, насколько учитывается уровень готовности детей к школьному обучению.

Проблема подготовки детей к обучению в школе имеет большое практическое значение: этой проблеме уделяют пристальное внимание как в семье, так и в дошкольном учреждении. От успешного решения данной проблемы зависит благополучие обучения ребенка в школе.

Актуальность изучения психологической подготовки детей с задержкой психического развития (ЗПР) к обучению связана с тем, что в последнее время возникли противоречия между высокими требованиями школы и степенью готовности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР выполнять эти требования. Большинство таких детей не посещают специализированные детские сады и группы, поэтому у многих из них недостаточно развиты не только умения и навыки, которые соответствуют данному возрасту, но и предпосылки для их формирования, возрастные новообразования, то есть многокомпонентная структура психологической готовности к школе.

Психологические подходы к изучению проблемы готовности детей 6-7 лет к школьному обучению рассматривались многими отечественными учеными, такими как Л.И. Божович [1], Д.Б. Эльконин [2], А.Л. Венгер, Л.А. Венгер [3], Г.Г. Кравцов [4], Е.Е. Кравцова [5], У.В. Ульенкова [6] и др.

В настоящее время есть немногочисленные исследования, посвященные изучению психологической готовности к обучению в школе детей с задержкой психического развития, касающиеся разных аспектов этой проблемы: интеллектуального [7, 8, 9], социально-личностного [10, 11, 12, 13, 14, 15, 16] компонентов готовности. Однако практически нет исследований, посвященных комплексному изучению разных компонентов психологической готовности к обучению в школе дошкольников с ЗПР.

Таким образом, проблема комплексного исследования разных компонентов психологической готовности к обучению дошкольников с ЗПР является весьма актуальной.


Глава 1 Современные представления о готовности обучения к школе детей с нормальным и психическим развитием

1.1 Современные подходы к понятию "готовность ребенка"

Отечественные и зарубежные исследователи по-разному определяют понятие школьной зрелости. А. Г. Бабаева, В. А. Гуткина [7] понимают школьную зрелость как определенный комплекс параметров, который может говорить

об определенной социальной и умственной зрелости ребенка, а также определенный объем умений и навыков, достаточный для начала школьного обучения.

Т. И. Акимова [7] считает, что школьная зрелость - это биологическая и физиологическая зрелость ребенка. Это означает, что к 6,5 годам возрастные показатели всех органов и систем соответствуют анатомическим и физиологическим показателям.

И. В. Дубровина [7] понятие «школьной зрелости» определяет как соотнесенность степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Школьная зрелость - это функциональная зрелость. Автор выделяет три аспекта школьной зрелости:

— интеллектуальный аспект (дифференцированное восприятие, перцептивная зрелость, концентрированное внимание, аналитическое мышление и др.);

— эмоциональный аспект (умение контролировать свои эмоции, возможность длительное время выполнять непривлекательное задание);

_ социальный аспект (потребность ребенка в общении, умение подчинять свое поведение законам детской группы).

Т. Н. Доронова выделяет два основных аспекта школьной зрелости: физическая готовность и психологическая готовность.

Н. В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков [4] определяют школьную зрелость как сформированную психолого-педагогическую готовность к школьному обучению, которая отражает общий уровень развития ребенка, является сложным структурно-системным образованием. Структура психолого-педагогической готовности к школе соответствует психологической структуре учебной деятельности, а ее содержание (учебно-важные качества) определяется особенностями учебной деятельности и спецификой учебного материала на начальных этапах обучения.

По мнению А. Анастази [1], школьная зрелость связана с овладением умениями, знаниями, способностями и мотивами, которые необходимы для оптимального уровня усвоения школьной программы.

Й. Шванцара [3] понимает под школьной зрелостью достижение определенной ступени в развитии, на которой дошкольник может принимать участие в школьном обучении.


В отечественной психологии детально проработана проблема психологической готовности к школьному обучению (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова, Н. Г. Салмина, Д. Б. Эльконин).

Л. И. Божович рассматривает готовность к обучению как состоящую из нескольких связанных между собой психических функций, развитие которых критично для возможности участия в организованном обучении в школе. Исследователь выделяет несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них - определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Самым важным в психологической готовности ребенка к школе Л. И. Божович считала мотивационный план.

Были выделены две группы мотивов учения:

1) широкие социальные «мотивы учения, или мотивы, связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений»;

2) мотивы, связанные «непосредственно с учебной деятельностью, или познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями».

Готовый к школе ребенок хочет учиться, так как это позволит ему занять определенную позицию в обществе людей, открывающую доступ в мир взрослых, и к тому же у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л. И. Божович «внутренней позицией школьника». Этому новообразованию Л. И. Божович придавала большое значение, считая, что «внутренняя позиция школьника» может служить критерием готовности к школьному обучению.

Новообразование «внутренняя позиция школьника», возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов и представляющее собой сплав двух потребностей -познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне, позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, то есть произвольном поведении ученика.

Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформи-рованность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода.


Н. Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет: 1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; 2) уровень сформирова-ности семиотической функции; 3) личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причем ступень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка.

H. И. Гуткина, рассматривая проблему психологической готовности к школьному обучению, определяет ее как необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором школьная учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка. О психологической готовности к школе судят по уровню развития следующих психических сфер: аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы у ребенка был хорошо развит фонематический слух.

Е. Е. Кравцова описывает различные подходы в аспекте психологической готовности детей к обучению в школе. Учитывая все многообразие и разноплановость ведущихся в данной области исследований, она выделяет четыре основных подхода к этой проблеме:

I. Исследования, направленные на форми-

рование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков,

необходимых для обучения в школе.

2. Исследования новообразований и изменений в психике ребенка.

3. Исследования генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования.

4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.

Е. Е. Кравцова, опираясь на учение Л. С. Выготского о «кризисе семи лет», считает, что психологическая готовность детей к обучению в школе - следствие прохождения ребенком кризиса семи лет, когда появляющееся в этот момент новообразование задает для ребенка социальную ситуацию развития. Этим центральным новообразованием, согласно учению Л. С. Выготского, является воображение. Таким образом, Е. Е. Кравцова делает вывод о том