Файл: Психика и сознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Наглядно-действенное. Здесь используется не только знание, понятие о каком-то предмете. А формируется связь предмета с действием. Например, копирайтеру при слове “компьютер” сразу представляется, как он пишет текст. Повару при слове “кастрюля” видится, как он варит пюре. То есть характеристикой этого вида является уже действие на основе опыта.
- Словесно-логическое. Здесь уже подтягивается большинство свойств этого познавательного процесса. Этот вид характеризуется манипулированием понятий, опытом и действиями. Человек может рассуждать о каком-то процессе, не выполняя при этом никаких действий. Иногда его просто называют логическим, здесь все исходит из логики и операций с ней. Например, когда мы говорим, что чайник горячий и не нужно к нему прикасаться, мы не пойдем браться за него. Наше мышление уже на расстоянии может позволить представить, какие последствия такого действия будут.
- По задачам. Когда срочно нужно подумать, принять какое-то решение, то у нас включаются другие мыслительные процессы. Нам уже не нужно работать с образами и словами. Важно применять на практике или в теории новые операции, с которыми мы раньше не были незнакомы. Вот тут и приходит очередь следующих видов. Некоторые называют это видами научного мышления, но они применяются не только в науке.
- Теоретическое. Это процесс изучения свода законов, правил, которые возникают на базе теоретических знаний, которые уже были у человека. Например, Эйнштейн вывел теорию относительности на основе уже имеющихся практических знаний, опыта. С помощью этого вида появляются новые теории в науке.
- Практическое. Это обратная сторона теоретического мыслительного процесса. Здесь сначала выводится теория, а потом уже практика. В реальность быстро входят новые планы работы, схемы, проекты. Вот яркий пример этому – вакцинация по поводу COVID-19. Вакцину сделали на основе теоретических данных, а проверить ее времени нет, исследований недостаточно для подтверждения ее пользы.



  • Внимание (направленность восприятия на какой-то объект или явление, за внимание отвечают интересы, потребности, установки, внимание помогает человеку ориентироваться в окружающем мире)

Виды внимания:
- Непроизвольное. Оно рождается вместе с ребенком. Основано на рефлексах. Когда вы касаетесь горячего чайника, что делаете? Правильно, отдергиваете руку. Это происходит неосознанно. Так и с вниманием. Вы неосознанно направляете свое сознание на определенный объект. Здесь нет работы воли. Оно возникает само по себе, нет цели, определенных задач.

- Произвольное. Здесь сознание человека уже связано с волей. Оно возникает в более взрослом возрасте, когда у личности есть задачи, цели, необходимые для умственного действия. Этот вид созревает, когда ребенок начинает учиться. Но формируется постепенно: у младших школьников оно длится до 20 мин, у взрослых столько, сколько потребуется для работы.
- Послепроизвольное. Особенности этого вида в том, что здесь используется и воля, и интерес. Сначала человек прилагает усилия, чтобы что-то сделать, а потом у него появляется интерес. Именно он и подкрепляет дальнейшие действия. В процесс включается увлечение, любая работа осуществляется без особых трудностей. Этот вид характеризует направленность личности, характерен для творческого процесса.
- Антипроизвольное. Это специфический вид, во многих учебниках по общей психологии вы его не встретите. Его особенность в том, что сосредоточенность проявляется вопреки воле человека. 


  • Речь (форма общения людей, строится на основе языка, с одной стороны это процесс воспроизведения мыслей, с другой стороны это процесс восприятия мыслей другого человека)

У речи существует огромное множество видов. Вот основные из них:
- Вербальная. Основное средство общения – слово (лат. Verbum).
- Невербальная речь. Применяется язык тела (мимика, жестикуляция) и экстралингвистические приемы (интонирование, использование пауз, изменение громкости).
- Устная. Подразумевает высказывание в звуковой форме и понимание произнесенного на слух. Требует непосредственного контакта или опосредования через техническое средства (телефон, аудиозапись).
- Письменная. Общение с использованием системы символов, которые изображают на материальном носителе.
- Кинетическая. Передача мыслей с помощью системы знаков, которые связаны с различными конфигурациями пальцев. Это основной путь для общения людей, лишенных возможности слышать и говорить.
- Знаковая. Основана на применение других семиотических систем – более частных. Пример – смайлы, азбука Морзе, свод сигналов на флоте.
- Диалогическая речь реализуется в ходе общения нескольких собеседников (двух и более). Она прерывна, так как подразумевает непосредственную реакцию, включение замечаний, оценки, дополнений.

- Монологическая же реализуется одним говорящим, она не имеет пауз для включения реплик собеседников. Также можно привести еще одну актуальную классификацию речи:
-   Внешняя. Направлена на общение между людьми.
- Внутренняя. Актуализируется в сознании человека либо бессознательно.


  • Рефлексия (процесс в ходе, которого человек концентрируется на себе и своем создании, на своих интересах, мотивах, ценностях. Иными словами, под рефлексией понимают процесс, когда человек знает свои знания, осознает их.)

Рассмотрим пример. Проявление в детстве: На самом деле, у детей отсутствует рефлексия. Детство отличается тем, что является этапом аффективным, это промежуток жизни, где человеку (ребенку) свойственна быстрая и непосредственная реакция на все. А в тех случаях, когда по каким-то причинам это недоступно для детей, то включается бессознательное приспособление, в которых имеют свое особое значение психические защитные механизмы.