Файл: Психика и сознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации».
Кафедра экономики и управления


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
По теме: Психика и сознание


Обучающегося заочной формы обучения

факультета экономики и управления

Студент 3 курса

Васильевой Дарьи Алексеевны

Шифр МБ-3-02-20-004

Специальность

38.03.02 менеджмент

Руководитель: Бирюкова Татьяна Анатольевна

Б, юэъ

\жю сь\786

2023г

ОГЛАВЛЕНИЕ





Задание: Составьте классификацию неосознаваемых явлений и осознаваемых процессов (не менее 10 примеров по каждому процессу) 3

Неосознаваемые процессы: 3

Неосознаваемые установки: 4

Неосознаваемые побудители сознательных действий. 4

Надсознательные процессы 5

Осознаваемые психические процессы 6


Задание: Составьте классификацию неосознаваемых явлений и осознаваемых процессов (не менее 10 примеров по каждому процессу)




Неосознаваемые процессы:


Все неосознаваемые процессы делятся на 3 класса:

  1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

  2. Неосознаваемые побудители сознательных действий.

  3. «Надсознательные» процессы.

Рассмотрим подробнее о каждом процессе.

  1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий.

Данные механизмы включают в себя три подкласса:

- неосознаваемые автоматизмы;

- неосознаваемые установки;

- неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Под неосознаваемыми автоматизмами имеется в виду действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Например, механическая работа, при которой не требуется нагружать мозг. Когда наш мозг не испытывает нагрузки при выполнении работы, это означает, что при этом действии отсутствует контроль сознания над этим действием.

Этот подкласс также делится на 2 типа:

  1. Первичные автоматизмы (процессы, которые никогда не осознавались). К данной группе относятся либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано, чаще в течение 1-го года жизни ребенка. Примеры таких процессов: ходьба, сосательные движения, мигание, схватывание предметов и др.

  2. Вторичные автоматизмы (прошли через сознание и перестали осознаваться). Это самый интересный тип сознания. У нас вырабатывается странное двоякое ощущение: это действие происходит очень четко и быстро, а также у нас появляются силы и возможности на изучение более сложных действий. Примеры таких процессов: обучение игры на фортепиано (сначала нужно научиться правильно сидеть, ставить в правильное положение ноги, руки, пальцы на клавишах, учиться вести мелодию и брать аккорды). Благодаря простым действиям к сложным, человек приобретает мастерство. А после, когда человек достигает совершенства в этом навыке, он уже не задумывается о том, что ему нужно сделать, он уже просто играет, не задумываясь о постановке рук, ног и т.д.

Неосознаваемые установки:


Делятся на:

  1. Моторная установка (мышечная преднастройка к осуществлению физического действия). Пример: спринтер на старте находится в состоянии готовности к рывку, малыш, который пытается подстроить руку под определенный предмет и схватить его.

  2. Умственная установка (готовность решать проблемы и задачи определенным способом). Пример: решение тригонометрического примера тригонометрическими формулами, хотя его можно решить и простыми алгебраическими.

  3. Персептивная установка (готовность воспринимать и интерпретировать материал, объект, явление определенным образом). Пример: кажущиеся звуки во время чувства страха.



Неосознаваемые побудители сознательных действий.


Это те действия, которые человек делает бессознательно, но имеют осмысленный характер. Поведение человека управляется желаниями и влечениями, которые даже могут находиться глубоко в подсознании, но все же иметь влияние и даже управлять поведением человека. Согласно Фрейду,

в психике существует три сферы: сознание, предсознание, бессознательное. Предсознание – скрытые, латентные знания, которыми располагает человек, но в данный момент они в сознании не присутствуют, однако при надобности легко перемещаются в сознание.

Например: Вы, например, очень хорошо знаете имя и отчество своей тети или бабушки, но до того, как это упомянулось, актуально их не осознавали.

Точно так же вы хорошо знаете теорему Пифагора, но и она не присутствует постоянно в вашем сознании.

Свойства бессознательных представлений:

Первое отличительное свойство бессознательных представлений – это их действенность.

Второе их свойство состоит в том, что они с трудом переходят в сознание. Объясняется это работой двух механизмов, которые постулирует Фрейд, - механизмов вытеснения и сопротивления.

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного:

- сновидения;

- ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен, описки, оговорки и т.п.);

- невротические симптомы.

Надсознательные процессы


В данный класс относится то, что образуется по итогу сильной сознательной работы. Эти процессы происходят над сознанием в том смысле
, что их содержание и временные масштабы куда больше всего того, что может уместить сознание. Перемещаясь внутри сознания отдельными своими участками, она как целое находятся за его пределами.

Отличие от сознания.

С одной стороны, субъект не знает того конечного итога к которому приведет надсознательный процесс. Сознательные же процессы предполагают цель действия, т.е. ясное осознание результата. С другой стороны не известен момент, когда надсознательный процесс прекратится, часто он заканчивается неожиданно для субъекта.

Сознательные же действия предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда он будет достигнут.

Например: творческое мышление. «Творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении. Так же мы можем отнести сюда такие примеры, как: озарение, процесс горевания, возникновение высшего чувства (любви), процессы переживания значимых жизненных событий, кризисы чувств, личностные кризисы и др.


Осознаваемые психические процессы


Осознаваемые психические процессы – это те процессы, которые имеют свое отражение в сознание.

Осознаваемые психологические процессы делятся на три основные группы:

- познавательные процессы;

- эмоциональные процессы;

- волевые процессы.

Начнем с познавательных процессов, к ним относят:

  • Ощущения (это психическое отражение характеристик окружающего мира)

** Обоняние

** Осязательные ощущения (тактильные)

** Слуховые ощущения

**Зрительные ощущение

  • Представление (это воспроизведение образа некоторое предмета или явления из прошлого опыта) Пример: мы видели лимон и можем себе его представить, если лимона нет перед глазами. Вы представляете, как знакомый обжигается горячим кофе. Вспомните ситуации, где вы почувствовали запах или увидели образ и представили конкретную картину.

  • Восприятие (субъективное восприятие человеком окружающей действительности)

Восприятие можно разделить на:

- Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Пример: зеленое, твердое, круглой формы – это яблоко, а продолговатой формы, зубастое, рычащее и зеленое – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки. Или младенец, непосредственно после рождения пребывает в кроватке, воспринимая окружающую действительность в пределах такой кроватки, постепенно исследуя её и приобретая полное представление о месте нахождения.


- Апперцепция – зависимость образования образа от индивиду индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.

- Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.

- Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. 

-Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.



  • Память (накопление, сохранение и последующее воспроизведение знаний).
    - Двигательная - Игра в теннис, плавание, вязание, игра на музыкальных инструментах. Развита у спортсменов, танцоров.
    - Эмоциональная - Сочувствие другим людям. Человек может побледнеть при одном воспоминании о пережитом страхе.
    - Смысловая (словесная) - Запоминание стихотворений, рассказов, очерков. Развита у артистов, певцов.
    - Образная - Запоминание лиц людей, картин природы, музыкальные мелодии. Развита у музыкантов, писателей, художников.
    - Непроизвольная - Благодаря ей формируется основная часть жизненного опыта человека.
    - Произвольная - Благодаря ей человек получает профессиональные и другие специальные знания.
    - Кратковременная - Играет роль в функционировании механизмов накопления опыта.
    - Оперативная - Чтение, списывание.
    - Долговременная - Роль в функционировании механизмов накопления профессиональных знаний
    Пример: какой-либо праздник, названия стран, улиц или морей, документальный фильм.



  • Воображение (умение человека строить в своем сознании образы, которые не воспринимались ранее)

Воображение можно разделить на два типа:
- Пассивное. Вы, наверное, тоже сталкивались с состоянием, когда мысли пролетают в голове одна за другой. Вместе с ними появляются какие-то образы и картинки. Они сменяют друг друга до тех пор, пока вас что-нибудь не заинтересует. В этот момент и включается осознанность. Вы начинаете контролировать процесс. Кроме того, вы осознаете грань между реальностью и вымышленным миром.

 Примеры пассивного воображения:
** Сны — результат работы здоровой психики.
** Галлюцинации- они возникают в случае нарушения работы коры головного мозга.
** Мечтания — это не просто способ пофантазировать. Это возможность воссоздать образы будущего. И, что самое интересное, они вполне осуществимы. Главное свойство такого воображения в психологии — побуждение человека к активным действиям, к координации своих действий в направлении мечты.
-Активное. Активное воображение также можно разделить на 2 подвида:
- творческое;
-репродуктивное.

**Творческое воображение - оно помогает в создании как фантастических, так и вполне реальных образов. Написание реалистичных пейзажей или литературных произведений. Такой тип воображения играет особую роль в науке, работе конструкторов и т. д. Можно даже сказать, что оно задействовано практически во всех сферах жизни.

**Репродуктивное воображение (Воссоздающее) - оно используется, когда нужно воссоздать образы по уже готовому описанию, схеме или чертежу. Пример: дом по готовому проекту, чертеж воплотить в 3д модель, персонажа из книги, любое блюдо по рецепту.


  • Мышление (моделирование законов, окружающее действительности, высшая ступень человеческого познания)

Мышление делится на несколько типов:
- Наглядно-образное. Здесь информация передается конкретными образами. Такие люди при возникновении любой ситуации мыслят образами. Например, вам нужно запомнить билеты по ПДД. Но формулировки, не лезут в память. И вы в своей голове представляете перекресток: вы – помеха справа; и водитель, который вас не пропускает.