Файл: Практическая работа 1 Основные понятия, методы и модели теории систем и системного анализа Цель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 6
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 1
«Основные понятия, методы и модели теории систем и системного
анализа»
Цель: Получить практические навыки в выделении компонент системы, описания свойств и структуры системы, ее взаимодействия со средой, функционирования системы во времени и управления системой.
Самостоятельная работа: Изучение основных понятий теории систем и системного анализа, закономерности строения и функционирования систем.
Литература: лекция №1 и лекция № 2.
Порядок выполнения:
1. Выбор задания:
Выберите систему, на примере которой будет выполнена вся работа. Примеры систем:
- технические устройства (автомобили, компьютеры, телевизоры, бытовая техника, инструменты для ремонта и строительства....);
- организации (предприятия, гостиницы, рестораны, растения, продуктовый магазин, страховое агентство, сервисный центр по ремонту автомобилей, строительный колледж, санаторий, туристическое агентство, __);
- биологические системы (человек, животные, растения, ....);
- информационные системы (программа, компьютерная сеть,__);
- целевые системы (система выборов, система водоснабжения, система безопасности, транспортная система, ...).
Классифицировать систему по признакам, указанным в лекциях. Результаты записать в таблице.
№п/п | Признак классификации | Описание системы в соответствии с признаком классификации |
Центр формирования общественного мнения на Муниципальном уровне | ||
1. | По степени детерминированности системы и уровню её сложности | Вероятностная |
2. | | |
3. | | |
4. | | |
... | ... | ... |
2. Построение иерархии состава.
Выделите основные подсистемы исследуемой системы. В рамках каждой из них выделите более мелкие подсистемы и элементы. Представьте компоненты системы в виде иерархии. Пример иерархии состава дои радиоприемника представлен на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. Иерархия состава радиоприемника.
Варианты.
Добавьте историю создания.
Технические устройства
-
Автомобили – Генри Форд -
Телевизоры – Зворыкин. -
Бытовая техника. – изобретатель посудомоечной машины -
Инструменты для ремонта и строительства - подъемный кран, -
Сварочный аппарат - изобретатель -
Лифт – изобретатель -
Компьютер
Организации, предприятия.
-
Гостиницы – впервые открывший -
Рестораны - впервые открывший -
Продуктовый магазин -
Строительный колледж -
Санаторий -
Туристическое агенство.
Биологические системы.
-
Человек. -
Лес -
Животные -
Растения. -
Экологическая система региона.
Информационные системы
-
Программа. -
Компьютерная сеть -
Сайт -
База данных
Целевые системы
-
Система выборов -
Система водоснабжения -
Система безопасности -
Противопожарная система -
Система «Умный дом» -
Транспортная система. -
Правила дорожного движения. -
Система «Город»
3. Описание сущностных свойств системы.
Опишите сущностное свойство системы и его внешние проявление (явление).
Например, для радиоприемника сущностное свойство — способность воспроизводить звук, закодированный в виде радиоволн и посланный радиостанцией. Явление — звучание приемника, передающего радиопередачу. Данное свойство является эмерджентным, так как ни один из компонентов радиоприемника по отдельности не обладает им: антенна способна только улавливать радиоволны, преобразователь -преобразовывать радиоволны в звуковые и т.д.
4. Описание структуры системы и ее взаимодействия с окружением. Выделите объекты окружающей среды. Составьте схему взаимодействия
компонент системы, а также схему взаимодействия со средой (это может быть одна общая схема). Если система слишком большая и сложная, можете составить схему для некоторой подсистемы. Опишите внутренние и внешние связи.
Пример схемы взаимодействия компонент радиоприемника друг с другом и с окружающей средой представлен на рис. 1.2.
nic [.2. C"Tifyvr>T>i ралиопрнсмника
5. Описание функционирования системы в пространстве состояний.
Выделите характеристики (параметры) системы. Параметры могут быть сгруппированы по типам: физические характеристики (размер, местоположение, цвет, материал(, технические характеристики, экономические показатели и т.д.
Например, для радиоприемника могут быть выделены следующие параметры:
- физические (размер, шрифт, материал, дизайн корпуса);
- технические (напряжение питания, диапазон радиоволн);
- параметры производителя (компания - производитель, страна, марка, дата производства, гарантийный срок); и т.д.
Из множества параметров выделите те, которые могут характеризовать поведение (функционирование) системы, то есть которые изменяются во времени.
Пример описания состояний радиоприемника приведен в таблице 1.1.
I .1' • MIUJ 1.1
Парим с ф | 1 ,.41 IOHIIIK- | II 4U 1ЧЧНИС | III чкшинис |
| 101 FM | 150FM | ISOFM |
Уровень фомкчч in | 70 дб | •1) |б | 75 дб |
Наличие помех | . U14.K- | ист | HCJ |
Укажите события, вызывающие переход их состояния в состояние. Например, для состояний, приведенных в таблице 1.1: настройка регулятора на другой диапазон радиоволн (переход из I в II), настройка уровня звука (переход из I в III).
6. Описание управление системой.
Определите основную цель системы. Если система является неживым объектом, цель, как правило, определяется пользователем. Например, для радиоприемника цель, задаваемая обладателем радиоприемника, - получить качественное (необходимой громкости и без помех) воспроизводство выбранной радиопередачи.
Определите, кто (что) и как управляет системой, с помощью каких управляющих воздействий осуществляется управление, используется ли в процессе управления обратной связи и если используется, то каким образом.
Например, управление радиоприемником осуществляет пользователь (внешнее управление) посредством изменения положения ручек и переключателей на корпусе радиоприемника. Управляющие воздействия: поворот ручки настройки диапазона и ручки тюнинга, поворот регулятора громкости. Обратная связь - определение на слух, наличие помех и уровня громкости звука, наблюдение за положением индикатора принимаемого диапазона радиоволн.
7. Составление отчета.
В отчет должны войти все схемы и описания, указанные в каждом из пунктов.