Файл: Методическая разработка открытого занятия по теме Система управления базой данных г. Грозный 2022 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Чеченской республики
Грозненский государственный колледж информационных технологий
УТВЕРЖДАЮ |
Заместитель директора по УР |
______________ М.С. Ганчаев |
«__» _______ 2022г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по теме___________Система управления базой данных __________
г. Грозный
2022 г.
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по теме _______________Система управления базой данных___________________________
занятие спаренное (2 по 45 минут)
Преподаватель:_Хунарикова Анжела Кадыровна______________________________________
Специальность: _09.02.07 Информационные системы и программирование
Группа: _И1.21-22______________________________________________________________
I. Цели занятия:
Основная цель занятия: | Рассказать студентам о различных программах хранения, поиска и сортировки информации. Дать основные понятия: Системы управления базами данных (СУБД); Базы данных (БД); Структура базы данных; Таблица базы данных; Запрос в базах данных; Форма в базе данных; Отчет в базе данных; Программы; Реализации СУБД. Рассказать студентам о СУБД MS Access и основных методах работы с ней. Дать основные понятия__________________ | ||
| Цели по уровням познавательной деятельности | Формулировка целей и задач занятия | |
1. | Знать |
| |
2. | Понимать | назначение и основные режимы работы СУБД MSAccess | |
3. | Применять |
| |
4. | Анализировать | анализировать большие объемы данных и представлять их определённым образом для вывода на печать либо на экран для просмотра | |
5. | Синтезировать | формирование практических навыков работы с прикладным программным обеспечением | |
6. | Оценивать | оценивать (сравнивать с эталоном) собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. |
II. Оборудование:
-
Технические средства: ПК, экран, мультимедийный проектор._______________ -
Дидактический материал: презентация, материал на учебном портал колледжа https://eduhouse.ru_______________________________________________________ -
Литература:
Михеева Е.В., Титова О.И., Информатика: Учебник для среднего профессионального образования - М.: ИЦ «Академия», 2018.
III. Ход занятия.
3.1. Организационный момент.
-
проверка присутствия студентов на занятии; -
проверка готовности аудитории к занятию; -
проверка обеспеченности занятия наглядными пособиями
3.2. Сообщение темы урока и плана работы
-
сообщение темы и целей урока -
лекционный материал -
практическое закрепление полученных знаний -
подведение итогов занятия
3.3. Повторение темы "Программное обеспечение вычислительной техники"_________
-
назовите отличительную черту открытого программного обеспечения: -
дайте определение: пакет прикладных программ (ППП) -
приведите примеры прикладного программного обеспечение общего назначения -
назовите типы пакетов прикладных программ: -
дайте определение: прикладное программное обеспечение -
перечислите задачи пользователей для решения, которых предназначено прикладное ПО
3.4. Основная часть занятия
Объяснение нового материала
БД – это обширные наборы данных, относящие к определенной области, и хранимые во внешней памяти ЭВМ в виде совокупности связанных между собой файлов.
В зависимости от структуры различаются реляционные, иерархические, сетевые и распределенные БД. Линейные БД слишком просты, и для их организации можно использовать другие приложения, например, Excel.
Реляционные БД представляют двумерный массив, т. е. таблицу, а в более сложном случае – совокупность взаимосвязанных таблиц, где строки таблицы соответствуют записям, а столбцы полям БД.
Иерархическая БД построена с учетом соподчиненности элементов и имеет древовидную структуру, где каждый из элементов (узлов) более высокого уровня может быть связан с одним или несколькими узлами более низкого уровня.
Сетевые БД наиболее сложны по своей структуре и представляют собой граф со свободным характером связей между узлами.
С развитием компьютерных сетей появилась еще одна разновидность БД, предполагающая хранения отдельных взаимосвязанных частей БД на разных ПЭВМ. При этом функции СУБД разделены между серверной частью и клиентской частью.
Для разработки и поддержки функционирования базы данных используются системы управления базами данных.
СУБД (системы управления базами данных) – это программное обеспечение для работы с базами данных.
Этапы создания БД:
-
Проектирование БД (теоретический этап) -
Создание структуры (Используется СУБД для описания структуры таблиц) -
Ввод записей
MicrosoftAccess – это система управления базами данных (СУБД), предназначенная для создания и обслуживания баз данных, обеспечения доступа к данным и их обработки.
База данных (БД) представляет собой организованную структуру, используемую для хранения данных, т.е. любых сведений о явлениях, процессах, действиях и т.д. Данныенесут в себе информацию о событиях, происходящих в материальном мире, и, по сути, являются зарегистрированными сигналами, возникшими в результате этих событий. Данные становятся информацией, если пользователь обработает их и осмыслит, применив при этом адекватные этим данным методы.
1. Структура базы данных
1.1 Типы данных MS Access
Базы данных содержат различные объекты, основными из которых являются таблицы. Структура простейшей базы данных соответствует структуре её двухмерной таблицы, содержащей столбцы и строки. Их аналогами в структуре простейшей базы данных являются поля и записи.
Основными свойствами полей являются имя поля, тип поля, его размер, определяющий предельную длину данных, размещаемых в этом поле, и др.
При работе с Microsoft Access 2003 и Microsoft Access 2007 используются следующие типы данных:
-
текстовый – тип данных, используемый для хранения простого неформатированного текста, число символов в котором не должно превышать 255; -
поле MEMO – специальный тип данных, применяемый для хранения больших объёмов текста (до 65 535 символов); -
числовой – тип данных для хранения чисел; -
дата/время – тип данных для хранения значений даты и времени; -
денежный – тип данных для хранения денежных значений (длина поля 8 байт); -
счётчик – специальный тип данных, используемый для автоматической нумерации записей; -
логический – для хранения логических данных, которые могут иметь одно из двух возможных значений Да или Нет; -
поле объекта OLE – специальный тип данных, предназначенный для хранения объектов OLE (электронных таблиц Microsoft Excel, документов Microsoft Word, звукозаписей и др.); -
гиперссылка – специальное поле для хранения адресов URL Web-объектов; -
мастер подстановок – тип данных, запускающий мастер подстановок, что позволяет выбирать данные из раскрывающегося списка, а не вводить их в поле вручную.
Числовые поля могут иметь следующие размеры:
-
байт (Byte) – целые числа от 0 до 255 (1 байт); -
целое (Integer) – целые числа от минус 32768 до +32767 (2 байта); -
длинное целое (Long Integer) – целые числа от минус 2147483648 до +2147483647 (4 байта); -
одинарное с плавающей точкой (Single) – числа от минус 3,4×1038 до +3,4×1038 с точностью до 7 знаков (4 байта); -
двойное с плавающей точкой (Double) – числа от минус 1,797×10308 до +1,797×10308 с точностью до 15 знаков (8 байт).
База данных может состоять из нескольких таблиц, содержащих различную информацию. Эти таблицы связаны между собой каким-либо определённым полем, называемым ключевым полем. Ключевое поле позволяет однозначно идентифицировать каждую запись таблицы, т.е. каждое значение этого поля отличает одну запись от другой. Связи между таблицами дают возможность совместно использовать данные из различных таблиц. Например, одна таблица содержит информацию о профессиональной деятельности сотрудников предприятия (таблица Сотрудник), другая таблица – информацию об их месте жительства (таблица Адрес). Допустим, на основании этих двух таблиц необходимо получить результирующую таблицу, содержащую поля Фамилия и инициалы, Должность и Адрес проживания. Причём поле Фамилия и инициалы может быть в обеих таблицах, поле Должность – в таблице Сотрудник, а поле Адрес проживания – в таблице Адрес. Ни одно из перечисленных полей не может являться ключевым, т. к. оно однозначно не определяет каждую запись. В качестве ключевого поля в этих таблицах можно использовать поле Код типа Счётчик, автоматически формируемое Access при создании структуры таблицы, или в каждой таблице задать поле Табельный номер, по которому затем связать таблицы. Таблицы при этом будут связаны так называемым реляционным отношением. Последовательность действий пользователя при создании таблиц Сотрудник и Адрес.
Взаимосвязанные двухмерные таблицы, являющиеся объектами СУБД, называются реляционными таблицами, а сами СУБД – реляционными базами данных.
1.2 Объекты Microsoft Access
Microsoft Access называет объектами все, что может иметь имя (в смысле Access). В базе данных Access основными объектами являются таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы и модули. В других СУБД, как правило, термин база данных обычно относится только к файлам, в которых хранятся данные. В Microsoft Access база данных включает в себя все объекты, связанные с хранимыми данными, в том числе и те, которые определяются для автоматизации работы с ними. Ниже приведен список основных объектов базы данных Access.
1. Таблица. Объект, который определяется и используется для хранения данных. Каждая таблица включает информацию об объекте определенного типа, например о клиентах. Таблица содержит поля (столбцы), в которых хранятся различного рода данные, например фамилия или адрес клиента, и записи (которые называются также строками). В записи собрана вся информация о некотором объекте (человеке, образце продукции и т.п.). Для каждой таблицы можно определить первичный ключ (одно или несколько полей, содержащих уникальные для каждой записи значения) и один или несколько индексов, помогающих ускорить доступ к данным.
2. Запрос. Объект, который позволяет пользователю получить нужные данные из одной или нескольких таблиц. Для создания запроса можно использовать бланк QBE (запрос по образцу) или инструкции SQL (структурированный язык запросов). Можно создать запросы на выборку, обновление, удаление или добавление данных. С помощью запросов можно также создавать новые таблицы, используя данные из одной или нескольких существующих таблиц.
3. Форма. Объект, предназначенный в основном для ввода данных, отображения их на экране или управления работой приложения. Формы используются для того, чтобы реализовать требования пользователя к представлению данных из запросов или таблиц. Формы можно также распечатать. С помощью формы можно в ответ на некоторое событие, например изменение значения определенных данных, запустить макрос или процедуру VBA.
4. Отчет. Объект, предназначенный для создания документа, который впоследствии может быть распечатан или включен в документ другого приложения.
5. Макрос. Объект, представляющий собой структурированное описание одного или нескольких действий, которые должен выполнить Access в ответ на определенное событие. Например, можно определить макрос, который в ответ на выбор некоторого элемента в основной форме открывает другую форму. С помощью другого макроса можно осуществлять проверку значения некоторого поля при изменении его содержимого. В макрос можно включить дополнительные условия для выполнения или невыполнения тех или иных указанных в нем действий. Из одного макроса можно также запустить другой макрос или процедуру VBA.
6. Модуль. Объект, содержащий программы, написанные на языке Visual Basic для приложений. Модули могут быть независимыми объектами, содержащими функции, вызываемые из любого места приложения, но они могут быть и непосредственно "привязаны" к отдельным формам или отчетам для реакции на те или иные происходящие в них изменения.