Файл: Реферат Образование эпохи Возрождения (тема реферата) фио студента Шалагина Анастасия Игоревна Направление подготовки.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Согласно другой типологии научная революция может быть:
-
Глобальный - революционный переворот в основах всей науки, сопровождающийся переходом к новому типу научной рациональности.; -
Всесторонние-радикальные изменения в ряде научных областей; -
Частный - радикальный переход к новому пониманию предметной области данной науки на основе создания новой фундаментальной теории; -
Научно-технический-качественное преобразование производительных сил общества, условий, характера и содержания труда на основе внедрения результатов научного познания во все сферы жизнедеятельности человека.
Глобальные революции
Первая революция.
XVII - первая половина XVIII века ознаменовала возникновение классического естествознания и определила основы развития науки на последующие два столетия. Все новые достижения последовательно интегрировались в общую галилеево-ньютоновскую картину мира. Основные характеристики: механистическая картина мира как общенаучная картина действительности; объект-это малая система как механическое устройство с жестко детерминированными связями, свойство целого полностью определяется свойствами частей; субъект и процедуры его познавательной деятельности полностью исключаются из познания с целью достижения его объективности; объяснение как поиск механических причин и сущностей, сведение знания о природе к принципам и понятиям механики.
Вторая революция.
Конец XVIII - первая половина XIX века привели к дисциплинарной организации науки и ее дальнейшей дифференциации. Основные признаки: механическая картина мира перестает быть научной, формируются биологические, химические и другие закономерности действительности, не сводимые к механической картине мира; объект понимается в соответствии с научной дисциплиной не только в терминах механики, но и таких, как "вещь", "состояние", "процесс", предполагающий развитие и изменение объекта; субъект должен быть исключен из результатов познания.; возникает проблема многообразия методов, единства и синтеза знаний, классификации наук; сохраняются общие познавательные установки классической науки и ее стиль мышления.
Третья революция.
Конец XIX - середина XX века представляли собой "цепную реакцию революционных изменений в различных областях знания". Эта фундаментальная научная революция XX века, характеризовавшаяся открытием теории относительности и квантовой механики, пересмотрела первоначальные представления о пространстве, времени и движении (в космологии появилось понятие нестационарности Вселенной, в химии-квантовой химии, в биологии-становление генетики, кибернетики и теории систем). Проникая в промышленность, машиностроение и технику через компьютеризацию и автоматизацию, она приобрела характер научно-технической революции. Значительные революционные события: появление релятивистской и квантовой теорий в физике, появление генетики, квантовой химии, концепции нестационарной Вселенной, кибернетики и теории систем. Основные характеристики: НСМ - развивающееся, относительно истинное знание; интеграция частнонаучных картин действительности на основе понимания природы как сложной динамической системы; объект-не столько "саветодавна вещь", сколько процесс со стабильными состояниями; соотнесенность объекта со средствами и операциями деятельности; сложная, развивающаяся динамическая система, в целом не сводимая к сумме состояний ее частей; вероятностная причинность вместо жесткой, однозначной связи; новое понимание субъекта как находящегося внутри, а не вне наблюдаемого мира; необходимость фиксации условий и средств наблюдения, способа постановки вопросов и методов познания, зависящих от этого понимания истины, объективности, факта, объяснения; вместо одной истинной теории допускается несколько теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса, содержащих элементы объективности.
Четвертая революция.
Конец XX - начало XXI века, радикальные изменения в основах научного познания и деятельности - рождение новой постнеклассической науки. События - компьютеризация науки, усложнение приборных комплексов, рост междисциплинарных исследований, усложнение программ, слияние эмпирических и теоретических, прикладных и фундаментальных исследований, развитие идей синергетики. Основные характеристики: NKM - взаимодействие различных картин реальности; их превращение в фрагменты общей картины мира, взаимодействие через "парадигмальную прививку" идей из других наук, стирание жестких разделительных линий; на первый план выходят уникальные системы - объекты, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, исторически развивающиеся и эволюционно трансформирующиеся объекты, "человекоразмерные" комплексы; знание об объекте соотносится не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности.; Потребность в наличии субъекта осознается, это выражается прежде всего в том, что в объяснения включаются аксиологические факторы, а научное знание обязательно рассматривается в контексте социального бытия, культуры, истории как неотделимое от ценностей и мировоззренческих установок, что в целом сближает естественные науки и науки о культуре.
Заключение
Научная революция существенно меняет историческую перспективу исследований и влияет на структуру учебников и научных трудов, влияет на стиль мышления и может выйти далеко за пределы своей области по своим последствиям (например, открытие радиоактивности на рубеже XIX-XX веков было использовано в философии и мировоззрении, медицине и генетике). Научные революции рассматриваются как некумулятивные эпизоды развития науки, в ходе которых старая парадигма полностью или частично заменяется новой парадигмой, несовместимой со старой.
Симптомами научной революции, помимо очевидных аномалий, являются кризисные ситуации в объяснении и обосновании новых фактов, борьба старого знания и новой гипотезы, наиболее острые дискуссии. Открываются научные сообщества, а также дисциплинарные и иерархические подразделения. Научная революция-это не мгновенный акт, а длительный процесс, сопровождающийся радикальной перестройкой и переоценкой всех ранее существовавших факторов. Меняются не только стандарты и теории, но и средства исследования, открываются новые миры. Например, появление микроскопа в биологии, а затем телескопа и радиотелескопа в астрономии позволило сделать великие открытия. Весь XVII век назывался эпохой "завоеваний микроскопа". Открытия кристаллов, вирусов и микроорганизмов, электромагнитных явлений и мира микрочастиц позволяют глубже измерить реальность.
Научная революция предстает как своего рода разрыв в том смысле, что она знаменует собой веху не только перехода от старого к новому, но и самой смены направления. Открытия, сделанные учеными, вызывают фундаментальные сдвиги в истории развития науки, знаменуют отказ от принятой и господствующей теории в пользу новой, несовместимой со старой. И если работа ученого в период "нормальной науки" характеризуется как обыденная, то в период научной революции она является экстраординарной.
Революционные периоды в развитии науки всегда воспринимались как особенно значительные. Их "деструктивная" функция со временем трансформировалась в созидательную, созидательно-новаторскую. Научная революция была наиболее очевидным выражением главной движущей силы научного прогресса.
В период революций ученые открывают новые вещи и получают новые результаты даже тогда, когда они используют обычные инструменты в областях, которые они ранее исследовали. Однако существенным вкладом научной революции является именно появление новых методов, приемов, устройств и средств познания.
Современные ученые обращают внимание на междисциплинарные и внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия многих наук предполагают анализ сложных системных объектов, выявление таких системных эффектов, которые не могут быть обнаружены в рамках одной дисциплины (в настоящее время ярким примером такого междисциплинарного исследования является синергетика).
В случае междисциплинарных преобразований сложившаяся в ведущей науке картина мира переводится во все другие научные дисциплины, а принятые в ведущей науке идеалы и нормы научного исследования приобретают общенаучный статус.
Таким образом, революции в науке представляют собой своего рода" точки бифуркации " в процессе самоорганизации научного знания и, следовательно, характеризуются неопределенностью и непредсказуемостью. Следовательно, невозможно предсказать победу одной из конкурирующих научных парадигм, исследовательской программы, теории, подхода и т. д. Однако хаос научной революции -- один из существенных факторов, формирующих среду интенсивных научных исследований, "заряженных" эвристической силой ("сумасшедших" по определению Бора) идей, гипотез, теоретических построений, разработка, проверка и отбор которых позволят увидеть новые горизонты научного познания мира.
Список литературы
-
Введение в философию и методологию науки. Ушаков Е. В. М.: 2005. - 528 с. -
История и философия науки. Под ред. Мамзина А. С. Санкт-Петербург: 2008. -- 304 с. -
Томас Кун-Структура научных революций. 1962. -
Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научных исследований: учебное пособие. стипендия. Микешина Л. А. М.: 2005. - 464 с. -
Научные революции в динамике культуры / Под ред. - сост. В. С. Степина. Минск, 1987 -
Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и инновации: учебник для вузов. - М.: Издательство "ПРИОР", 2001. - 428 с.