Файл: Занятие по дисциплине Новостная журналистика Тема Новостная журналистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие по дисциплине

«Новостная журналистика»
Тема 1. Новостная журналистика.

  • Как бы вы ответили на вопрос: что такое информация? Какие виды, типы, особенности информации бывают?

Классификация информации:

  1. По способам восприятия

  • визуальная

  • аудиальная

  • тактильная

  • обонятельная

  • вкусовая

Современная система СМИ преимущественно использует только визуальный и аудиальный каналы для передачи информации.

2. По формам представления

  • тексты

  • числа

  • графические изображения

  • музыка

Для большего эффекта и проявления коммуникативной функции могут быть использованы комбинированные варианты представления информации по формам.

3. По общественному значению

  • массовая

  • обыденная

  • общественно – политическая

  • эстетическая

  • специальная (научная, техническая, управленческая, производственная)

Рассмотрим первый вариант классификации информации. Обратим внимание на особенности, характеризующие те самые два вида информации (аудиальный и визуальный), которые являются основными в деятельности СМИ. Они связаны со способом восприятия и соответственно адекватными способами сбора, обработки и подготовки первичной информации. Заметим сразу же, что есть и третий, гибридный вид информации по способу восприятия. В теории его принято именовать «аудиовизуальный». Исторически именно он стал первым видом информации, потому что даже при чтении газетной или журнальной полосы читатель так или иначе аудирует тот текст (вслух или про себя), который он видит своими глазами. Здесь можно говорить о скрытом аудиовизуальном характере представляемой в печатных СМИ информации. Однако доминирующим, конечно, является визуальный характер восприятия текстовой, графической и фотоиллюстративной информации.


  • Интернет – это средство массовой информации?


Интернет, в отличие от телевидения, обладает механизмом обратной связи и выполняет коммуникационную функцию. Владельцы веб-сайтов имеют возможность не только предоставлять пользователям информацию о последних событиях, но и получать сведения от них. С помощью сетевых ресурсов можно не только узнать актуальные новости, но и прокомментировать их, предложить свои решения развития событий. Интернет обладает временной и пространственной доступностью. Веб-сайты и социальные сети позволяют получить необходимую информацию в любом месте и в любое время.


Интернет — это ресурс, в котором хранится всевозможная информация. К сожалению, все новостные телепередачи ограничены во времени и не могут рассказать зрителям обо всех актуальных событиях, произошедших в стране. Однако в Интернете можно найти абсолютно любую информацию.


  • Что такое рейтинг новостей?


Рейтинг - это мера популярности, а значит, и рекламоспособности конкретных медиасредств. В России рейтинги можно определять с помощью маркетинговых исследований, которыми занимаются компании и агентства: Romir, Gallup Media Russia, Comcon-2, ВЦИОМ и др.

Рейтинг, как и любое другое явление, не может существовать в разрыве с окружающей действительностью, он подвержен влиянию явных и скрытых факторов, функционирующих в обществе, зависим от характера общественного развития. Можно сказать, что рейтинг оказывается действенным не во всех системах, а лишь в тех, которые отвечают следующим требованиям:

  1. Динамичность: общество подвержено изменениям, обладает инновационным потенциалом. Рейтинг, являясь изначально подвижным, изменчивым и обновляемым показателем, может существовать лишь в аналогичных внешних условиях.

  2. Открытость: общество стремится к разнообразным контактам, обладает развитыми каналами коммуникаций. Рейтинг предполагает открытость в самых разнообразных проявлениях: открытость информации о деятельности того или иного субъекта рейтинга, открытость различных сфер, позволяющих фиксировать те или иные предпочтения потребителей, наконец, открытость в контакте "исследователь - объект".

  3. Избыточность: в обществе развита система тиражирования материальных и культурных благ, присутствует наличие разнообразных и конкурирующих между собой образцов. Именно в данном случае может возникать ситуация выбора, столь необходимая для определения рейтинга.

  4. Социальная дифференциация и мобильность: общество неоднородно в социальном отношении, оно делимо на различные классы и другие социальные группы. Однако в отличие от сословий или каст эти группы не разделены между собой непреодолимыми барьерами, что делает возможным существование самой идеи ранжирования, сопоставления объектов.

Рейтинг печатной прессы оценивается по показателям:

- AIR - (Average Issue Readership / Средняя аудитория одного номера) в тыс. чел. и % от населения России в возрасте от 16 лет и старше, проживающие в городах с населением 100 тыс. человек и более.


Рейтинг радиостанций оценивается по показателям:

- Reach Dly (%)- накопленное суточное количество слушателей в тыс.чел.(в процентах)

- AQH (%) - средний рейтинг 15-минутного интервала, усредненный по дням недели в тыс.чел. (в процентах)

- Reach Dly (%) - среднесуточная аудитория в тыс. (в процентах)

- TSL (TSL Dly) - продолжительность прослушивания (в минутах), накопленная за выбранные дни недели (усредненная за выбранные дни недели)

Рейтинги телевизионных каналов оцениваются по показателям:

- Рейтинг (%)- рейтинг телепрограммы - среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общей численности исследуемой аудитории.

- Доля (%) - доля телепрограммы - среднее количество человек, смотревших телепрограмму, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любую программу, включая оцениваемую) в данный момент времени.

- Доля (%) - среднесуточная доля телеканала - среднее количество человек, смотревших телеканал на протяжении суток, выраженное в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любой канал в течение суток, включая оцениваемый телеканал).


  • В каких случаях редакция СМИ должна сообщать источники полученных ею сведений?


Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) «О средствах массовой информации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022).

Статья 41 – Обеспечение конфиденциальности информации.

  • Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

  • Редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.


Из указанных норм следует, что сообщать данные о своем источнике, журналист имеет право только по решению суда при предъявлении официального требования.
Тема 2. Методы и особенности новостной журналистики

  •   Какие вопросы нельзя задавать в интервью?

Виды вопросов интервьюера:

  1. Открыте и закрытые.

Открытые вопросы — это вопросы, начинающиеся с вопросительного слова и требующие развернутого ответа. В большинстве случаев предпочтительнее открытые вопросы, так как они побуждают собеседника говорить.


Закрытые вопросы хороши в тех случаях, когда собеседник уклоняется от ответа. Например, если на вопрос «Что стало с уголовным делом по поводу того, что вас поймали с взяткой?» следует ответ «Есть силы в нашей стране, которые заинтересованы в дискредитации честных людей. Однако, можно переформулировать вопрос: «Уголовное дело по вашей взятке закрыто?»

  1. Прямые и непрямые.

Прямой вопрос — это заданный от имени журналиста. Непрямой вопрос — это вопрос, содержащий высказывание других людей и просьбу выразить отношение к этому высказыванию.

  1. По функции в интервью вопросы делятся на информационные, управляющие и поведенческие

Разновидность вопросов

Характеристика

Цель

Информационные

Вопросы о фактах и мнениях собеседника.

Формулируют информационные вопросы по изложенным выше правилам: открытые вопросы предпочтительнее закрытых, непрямые — мягче прямых.

Журналист побуждает собеседника раскрыть тему, сообщить сведения, ради которых берется интервью

Управляющие

Обозначение темы разговора, возвращение собеседника к теме при отклонении от нее.

Они бывают трех типов — открывающие, переходные и фильтрующие. Управляющий вопрос может одновременно быть информационным, одно другому не противоречит. Просто управляющие вопросы помимо этого регулируют ход интервью, служат его поворотными точками.

Открывающий вопрос задают в начале беседы. В этом вопросе называют тему интервью и просят собеседника что-то по ней сказать.

Формула открывающего вопроса: утвердительное высказывание + закрытый вопрос.
С помощью переходного вопроса меняют тему в интервью, если в разговоре планируется затронуть несколько тем. Чтобы при этом соблюсти плавность разговора, журналист повторяет фразу собеседника и задает вопрос, который как будто вытекает из нее.

Переходные вопросы важны при подготовке интервью к публикации, чтобы придать разговору непрерывность. Однако в некоторых изданиях эту проблему решают иначе — разделяют интервью подзаголовками, которые и служат для задания новой темы.

Фильтрующий вопрос используют, когда собеседник отклонился от темы разговора. Возвращают к теме с помощью повтора высказывания собеседника и просьбы об уточнении.

Журналист контролирует ход беседы, раскрытие тем и их смену

Поведенческие

Нагнетание напряжения путем логических уловок и психологических манипуляций.

Поведенческие вопросы чаще используют в эфирных СМИ (телевидение и радио), так как там реакция собеседника более наглядна.
Виды поведенческих вопросов:

Провоцирующие вопросы содержат утверждение о реакции собеседника и требование объяснить причину этой реакции.

Вопрос-ловушка — это вопрос из разряда «Вы уже перестали брать взятки?» И утвердительный, и отрицательный ответ на такой вопрос выставит человека в невыгодном свете. Правильный ход — объявить, что собеседник использует манипуляцию, тем самым ее нейтрализовав.

Суггестивный вопрос ставит один ответ предпочтительнее других. От собеседника по сути требуют либо согласиться с тем, что противоречит его взглядам, либо признать себя каким-то нехорошим.

При усилительном вопросе журналист искажает слова собеседника, чтобы побудить того возразить.

Намекающий вопрос — наиболее изящный прием. Здесь задается серия вопросов, в конце которой все переворачивается, и утвердительные ответы собеседника свидетельствуют против него.

Провоцирование собеседника на неадекватные действия


Кроме того, есть специальные подходы к составлению вопросов.

Два метода подхода к выбору вопросов на интервью:

  • В западной журналистике популярен подход канадского репортера Джона Саватски (John Sawatsky).

Ниже представлены 14 правил Дж. Саватски, которые были опубликованы в американском журнале American Journalism Review.

1. Нужно задавать нейтральные открытые вопросы.

Начинайте вопросы с «Что?», «Как?» и «Почему?». С их помощью от собеседника можно получить максимум информации, вынуждая его описывать события (Что случилось?), процессы (Как это происходило?) и мотивы (Почему это сделали?). Дополнительные вопросы задавайте с помощью слов «Кто?», «Где?» и «Когда?»

2. Затрагивая «жесткие» вещи, не задавайте жестких вопросов.

Если спросить человека «Вы — расист?», ответ скорее всего будет отрицательным. Вместо этого задавайте сфокусированные открытые вопросы по поводу доказательств, которые позволяют сделать вывод, что собеседник — расист.

3. Всегда помните, что меньше означает больше.

Чем больше информации журналист вложит в вопрос, тем меньше сведений выдаст собеседник. Короткие вопросы побуждают отвечать коротко, драматично и сфокусировано. Длинные и путаные вопросы в свою очередь приводят к длинным и путаным ответам либо к сжатым, сбивчивым репликам.

4. Выстраивайте стратегию получения информации.

Стратегия особенно важна, когда журналист хочет добиться от собеседника признания и комментирования каких-либо сведений. Однажды журналистка канадской газеты готовила статью про статистику, по которой треть школьников идут в школу без завтрака. Журналистка хотела взять интервью у школьников. Однако прямой вопрос «Завтракал ли ты сегодня?» скорее всего спровоцировал бы ложный ответ, так как дети были не склонны признаваться, что они бедные и голодные. Вместо этого ей рекомендовали спрашивать: «Что ты делал, когда встал сегодня утром? Затем что? Затем что?» И так до момента, когда ребенок приходил в школу. И если он ничего не говорил про завтрак, тогда появлялись вопросы: «Как насчет завтрака? Почему ты ничего не ел

5. Не спорьте с собеседником.

Иногда журналист тратит большую часть интервью на то, чтобы заставить собеседника с помощью наводящих вопросов принять свою версию событий. Например, один американский журналист в интервью с сербским чиновником пытался заставить того признать