Файл: Занятие по дисциплине Новостная журналистика Тема Новостная журналистика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, что Сербия проводила в Косово геноцид. Вместо этого следовало спрашивать чиновника про доказательства отсутствия геноцида.

6. Стройте интервью на ответах, а не на вопросах.

Людям легче доходить до какого-то вывода самим, чем признавать готовую чужую точку зрения. Если собеседник высказывает оригинальное утверждение, спросите его о доказательствах, с помощью которых он может это подтвердить.

7. Переложите бремя доказывания на собеседника.

Если собеседник, например, настаивает, что «там ничего предосудительного не было», поинтересуйтесь, откуда он это узнал. Если собеседник говорит, что не помнит, спросите, почему он не помнит. При формулировании вопроса возьмите ключевую мысль, высказанную собеседником, и перестройте ее в открытый вопрос. Например, рассказывая о своей свадьбе, собеседник сообщил: «Тогда было тяжелое время». Вы спрашиваете: «Что вы имеете в виду под тяжелым временем?»

8. Избегайте закрытых вопросов.

Если спросить подозреваемого в супружеской неверности политика: «Вы спали с мисс Смит?», то он, как не спавший с ней в буквальном смысле слова, честно ответит «Нет».

9. Не делайте утверждений в вопросах.

Вместо фразы «Должно быть, первое время вам было трудно» спросите «Каково было вам первое время?»

10. Не задавайте двойные вопросы или два вопроса сразу.

Пример такого неудачного вопроса: «Каких собеседников вы любите интервьюировать больше всего и какое свое интервью вы считаете самым удачным?» Собеседник будет тяготеть к тому, чтобы ответить на тот вопрос, который ему нравится, и избегать отвечать на вопросы, которые могут выставить его с негативной стороны.

11. Не перегружайте вопросы.

Журналист спросил Билла Клинтона: «Была ли Дженнифер Флауерс вашей любовницей в течение 12 лет?» Клинтон ответил: «Нет, это ложь». Что именно ложь, осталось неясно. Что они были любовниками или что их любовная связь продолжалась 12 лет.

12. Не вставляйте в вопросы свои предположения.

Предположения мешают получить точные ответы. Например, журналист спросил бывшего заложника Терри Андерсона о его взаимоотношениях с другими заложниками, захваченными тогда в Ливане: «О чем вы думали, когда наступала тишина? Наверняка были моменты, когда вы переставали разговаривать друг с другом» Андерсон ответил: «Да, конечно, были моменты, когда мы не разговаривали». То есть ответ прозвучал не на вопрос «О чем вы думали?», а на предположение, которое Андерсон подтвердил.


13. Не используйте «перегруженные смыслом» слова в вопросах.

Журналист спросил конгрессмена по поводу закона, который тот лоббировал: «Ваша схема приведет к резкому увеличению прибыли нефтяных компаний...» «Это не схема», — ответил конгрессмен, сфокусировав внимание на слове «схема», а не на вопросе.

14. Не используйте преувеличения в вопросах.

Собеседник почти всегда реагирует на такие вопросы, смягчая их в сторону нейтральности. Например, если журналист спросит артиста: «Каково чувствовать себя суперзвездой?», можно предсказать, что тот начнет скромничать, так как этого требуют социальные рамки.

  • Другой подход к составлению вопросов использовала итальянская журналистка Ориана Фаллачи (Oriana Fallaci).

В 70-х годах XX в. она опубликовала в газете Corriere della Sera ряд интервью с главами государств третьего мира. Примечательно в этих интервью то, что они, во-первых, переводились на другие языки и публиковались многими ведущими изданиями западных стран, а во-вторых, после публикации никто из собеседников ни хотел с госпожой Фаллачи снова общаться.

Метод О. Фаллачи состоял в том, что журналистка собирала негативную информацию о собеседнике и затем обвиняла его и требовала оправдываться.

Чтобы провести интервью по методу Фаллачи, необходимо, во-первых, хорошо владеть материалом, чтобы «цепляться» к собеседнику по делу. Во-вторых, нужно не бояться возмутить собеседника, поссориться с ним. В некоторых российских изданиях использование подобного метода — обычное дело.

  •     Должны ли вы, взяв интервью и подготовив его, послать текст или радио-, видеозапись собеседнику на согласование?


Российское законодательство о СМИ хоть и запрещает цензуру, но в случае с интервью делает исключение и позволяет собеседнику требовать текст для ознакомления перед публикацией. Однако это не значит, что журналист обязан всякий раз предоставлять текст.

Собеседник имеет право, но воспользуется он этим правом или нет — его дело. И если по окончании разговора он про согласование текста ничего не говорит, журналист может воспринимать это как разрешение публиковать интервью без визирования.

Если же собеседник настаивает на визировании интервью, нужно содействовать. Однако, при передаче текста на согласование следует упомянуть собеседнику правила согласования интервью, сложившиеся в журналистике. Эти правила таковы:


- Интервью предоставляется на согласование без заголовка и вводки. Эти элементы интервью не относятся к прямой речи собеседника, и поэтому согласовывать с ним их не надо.

- Собеседник имеет право: исправлять собственные фразы, которые были неверно записаны; дополнять сказанное в случае, если эти фразы были произнесены в разговоре, но выпали при расшифровке, а собеседник считает их очень важными.

- Удалять свои слова, которые воспринимаются как нежелательные для опубликования. Этим правом тоже допустимо пользоваться в разумных пределах.


  •    Кто такой в газете дежурный редактор?


Дежурный редактор решает, какой контент следует транслировать, как он должен быть представлен и в каком порядке, а также дает задания репортерам. В крупных СМИ фактический редактор или редактор новостей часто является старшим менеджером, который редко принимает непосредственное участие в повседневных решениях, делегируя редакционные обязанности старшему журналисту. Дежурный редактор - обычно самый старший журналист, присутствующий в отделе новостей. На дежурстве может быть несколько дежурных редакторов с разными сферами ответственности;

  •    Кто такая в газете «свежая голова»?

«Свежая голова» – литературный сотрудник редакции газеты, не связанный с выпуском очередного номера, в обязанности которого входит последнее чтение подготовленных газетных полос, подключается к работе над номер лишь на завершающей стадии.


  •    Может ли репортаж быть проблемным?

Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические элементы (оценка, комментарий, прогноз).

Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения.

Тема 3. Новости: вчера, сегодня, завтра.



  •     Что такое новость и чем она отличается от информации?


Считается, что слово «новости» произошло от слова «новый». Таким образом, любая информация об инциденте, событии, происшествии, происшествии, катастрофе или даже финансовых результатах компании считается новостью. Вы, должно быть, видели подписи к последним новостям в конце новостных каналов по телевизору, где они несут информацию о любом событии, происходящем в тот же момент, когда на вашем экране транслируется другая программа. Часто трансляция обычных программ прекращается, а последние новости сообщаются аудитории, если они считаются очень важными для зрителей.
Когда вы находитесь на железнодорожной станции и не имеете представления о расписании поезда до пункта назначения, вы направляетесь к стойке информации, где человек отвечает на все ваши вопросы, поскольку он предоставляет информацию, которую вы ищете. Точно так же в классе все знания, которые учитель передает своим ученикам, в основном находятся в форме информации, предназначенной для прояснения концепций в умах учеников.
Разница между новостями и информацией:


  • Новости - это представление фактов о событии или инциденте, которые только что произошли или имеют место, тогда как информация носит общий характер и не является такой срочной.




  • Новости предназначены для информирования людей об их окружении, людях и происходящих событиях, тогда как информация - это обычные факты, которые не меняются со временем.




  • Как бы вы объяснили связь демократии и информации?


В информационном обществе политической властью обладает тот, кто обладает информацией. Для нормального использования информации требуются определенные технические средства и технологическое обеспечение функционирования этих средств.

Информатизация и демократизация находятся в диалектическом взаимоотношении. С одной стороны, информатизация несовместима с тоталитарным режимом, только демократизация общественной жизни создает для нее благодарное поле. Информатизация общества требует ее демократизации. С другой, - информатизация является в современных условиях мощным средством развития демократического устройства, избавления от бюрократического произвола, стимулом развития политической и экономической активности граждан.



  •     Основные субъекты в области производства и потребления информации – это


Область создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения возникла и развивается в связи с потребностями всех остальных областей. В то же время ни одна из основных областей немыслима без применения программно-технических и телекоммуникационных средств.

Разделение информационной сферы на области условно, поскольку все они тесно связаны между собой. Исходная информация создается под воздействием окружающей среды, а также на основе производной информации и сведений из информационных ресурсов. Производная информация создается на основе как исходной информации, так и сведений из информационных ресурсов. Информационные же ресурсы формируются на основе исходной и производной информации, прежде всего как "запасы" ретроспективной информации. И, наконец, в результате потребления информации вновь создается новая исходная и производная документированная информация, формируются или дополняются информационные ресурсы. Таким образом, замыкается кругооборот движения информации в информационной сфере (обращение информации).

Один и тот же человек (физическое лицо) может выступать в качестве разных субъектов в разных областях. Например, автор научного произведения может работать администратором банка данных в области информационных ресурсов, выступать потребителем информации в области поиска, получения и потребления информации, выступать в качестве специалиста, эксплуатирующего информационную систему, а также участвовать в рамках области информационной безопасности при решении вопросов защиты информации.

Основными объектами в этой области выступает любая информация, которая потребуется каждым и может быть получена из области создания и распространения исходной или производной информации или области формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг. Это аудио- и аудиовизуальная информация, текстовая информация, распространяемая СМИ, информационная продукция разного вида и назначения, подготавливаемая на основе информационных ресурсов их держателями и в порядке предоставления информационных услуг (отдельные документы, тематические подборки, справки, отдельные данные, массивы документов в виде банков данных и т.п.).