ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Индивидуальное практическое занятие
Реферат
Интеллектуальные тренажеры и виртуальные лаборатории
по дисциплине «Технологии электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий»
ФИО студента | Башашкин Евгений Валерьевич |
Направление подготовки | Экономика |
Группа | ЭКН-М-7-З-2022-1 |
Москва 2022г.
Содержание
1.Введение 3
2.Преимущества и область применения 5
3.Заключение и примеры 13
4.Список литературы 19
-
Введение
Сегодня в России уделяется огромное внимание разработке и использованию в учебном процессе электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Преподавателю предоставляется широкий выбор обучающих программ, электронных энциклопедий и справочников и т.п. Все большее внимание при разработке ЭОРов уделяется мультимедиа, которое в значительной степени способствует повышению наглядности ресурсов и эффективности их использования в учебном процессе. ЭОРы с высокой степенью интерактивности, реализующие полноценный режим общения обучающегося с компьютером, способствуют развитию интереса к освоению нового материала и формированию познавательной и творческой активности.
Примером использования таких ресурсов в учебном процессе могут служить виртуальные лаборатории, позволяющие моделировать объекты и процессы окружающего мира, а также организовывать компьютерный доступ к реальному лабораторному оборудованию.
Использование виртуальных лабораторий в учебном процессе позволяет с одной стороны предоставить возможность обучающемуся провести эксперименты с оборудованием и материалом, отсутствующим в реальной лаборатории, получить практические навыки проведения экспериментов, ознакомиться детально с компьютерной моделью уникального дорогостоящего объекта, исследовать пожаро- и взрывоопасные процессы и явления, не опасаясь за возможные последствия. С другой стороны, подключение имеющегося лабораторного оборудования и приборов к компьютеру в рамках виртуальной лаборатории позволяет перевести традиционную школьную физическую или химическую лабораторию на новый уровень технологий, соответствующий сегодняшнему уровню развития науки и техники.
Одним из перспективных направлений прикладной области информационных технологий является применение трехмерных интерактивных виртуальных сред для создания тренажеров и симуляторов. Для решения таких задач необходимо наличие эффективных технологий, которые должны обеспечивать адекватность виртуальной среды и быстродействие вычислительных процессов достаточное для формирования качественных изображений высокого разрешения в режиме реального времени.
Из известных на сегодняшний день инструментальных средств, специализированных пакетов и различных технологий, ориентированных на создание виртуальных сред (UDK, Quest3d, CryEngine, Amira, Unity3D, 3 Alternativa3D и другие) был обоснован, по ряду критериев, выбор программного комплекса Unity 3D. Созданные с помощью Unity 3D приложения работают под операционными системами Windows, Mac OS X, Android, Apple iOS, Linux, а также на игровых приставках Wii, PlayStation и XBox. Этот инструмент также позволяет создавать интернет - приложения.
-
Преимущества и область применения
Отсутствие необходимости приобретения дорогостоящего оборудования и реактивов. Из-за недостаточного финансирования во многих лабораториях установлено старое оборудование, которое может искажать результаты опытов и служить потенциальным источником опасности для обучающихся. Кроме того, в таких областях как, например, химия, кроме оборудования требуются также расходные материалы (реактивы), стоимость которых достаточно высока. Разумеется, компьютерное оборудование и программное обеспечение также стоит недешево, однако универсальность компьютерной техники и ее широкая распространенность компенсируют этот недостаток.
Технологии виртуальной (VR) и дополненной (AR) реальности внедряются в российские школы и вузы медленно. Причина и в высоких ценах на оборудование, и в ограничениях СанПиН, и в нехватке подходящего для образовательных задач VR- и AR-контента.
Для работы в дополненной реальности во многих случаях достаточно приложения на смартфоне. Телефоны в образовательных целях использовать в школах, правда, нельзя. Кое-где их уже начинают заменять планшетами, которые выдают ученикам специально для учёбы, но процесс это небыстрый.
С виртуальной реальностью всё ещё сложнее. VR-гарнитуры и подходящие для работы с ними компьютеры есть далеко не в каждой школе. В скольких именно — оценить сложно.
При выборе среды разработки программного обеспечения учитывались следующие основные характеристики:
• качественное и оптимизированное отображение трёхмерного пространства на различных платформах;
• наличие компонентов, позволяющих реализовывать физическое содержание задач;
• наличие мощного языка программирования;
• обеспечение возможности работы с базами данных;
• обеспечение возможности командной разработки приложений.
В центре Национальной технологической инициативы по направлению «Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальности» на базе Дальневосточного федерального университета (Центр НТИ ДВФУ) пришли к осторожному выводу, что школ с VR-оборудованием по стране «более тысячи». Большинство получили оборудование вместе с открытием в школе «Точки роста».[1] Кроме того, VR-шлемы и сопутствующее оборудование есть в детских «Кванториумах», «IT-кубах» и других центрах дополнительного образования.
Что касается вузов, оснащение есть и развивается в первую очередь там, где действуют профильные лаборатории по разработке «железа» и софта для VR. Конечно, «оборудование есть» — не то же самое, что «оборудование используется». Среди учителей, которые сообщили в опросе Центра НТИ ДВФУ, что в их школах есть VR‑шлемы, 45% не смогли назвать даже их марку. Впрочем, в ближайшем будущем и оснастить школы оборудованием станет сложнее. Как пишут «Известия», из-за трудностей с импортом рынок VR может просесть на 30 – 40%.[2]
Виртуальные лабораторные тренажеры позволяют устранить еще один недостаток традиционного способа обучения – это отдельное проведение лекционных и лабораторных работ, как по времени, так и по теме. В большинстве случаев, лабораторные работы (особенно по естественным дисциплинам) назначаются не с позиции сохранения последовательности изложения тем по лекционным занятиям, а с точки зрения доступности (работоспособности или незанятости) лабораторного стенда. Виртуальные лабораторные работы также можно демонстрировать во время лекции, т.е. в дополнение лекционного материала. При этом достигается не только последовательность изучаемых тем по дисциплине, но устраняется временной барьер между лекционными и лабораторными занятиями, что способствует повышению эффективности и качества обучения.
Эффективное применение виртуальных тренажеров в образовательном процессе способствует не только повышению качества образования, но и экономии значительных финансовых (валютных) ресурсов, создают безопасную, экологически чистую среду. Внедрение виртуальных лабораторий требует комплексного подхода, как со
стороны образовательных структур, так и производственных и других государственных структур.
На рисунке 1 представлена принципиальная схема процесса обучения с применением виртуального тренажера. Как показано на схеме, компьютерный тренажер включает в себя совокупность программных и аппаратных средств, позволяющих осуществлять процесс обучения без непосредственного взаимодействия человека и реальной лабораторной установки.
Рисунок 1 – Процесс обучения с применением виртуального тренажера
Аппаратные возможности тренажера – это современный персональный компьютер, оснащенный качественными устройствами ввода/вывода информации. Программные средства – это математически обоснованная виртуальная модель, включающая в себя систему графической визуализации, звуковое сопровождение и текстовую информацию. [3] Ввод и вывод информации осуществляется согласно разработанному алгоритму – программному коду виртуальной модели.
В процессе обучения пользователь проходит основные этапы познавательной деятельности: восприятие, первоначальное знакомство; осмысление, закрепление, контроль знаний; формирование профессионально-ориентированных умений и навыков; развитие интуиции.
На рисунке 2 показана сфера применения виртуальных тренажеров, включающая в себя несколько больших областей.
Рисунок 2 – Области применения виртуальных тренажеров
Опыт применения технологии рассмотрим на примерах создания 3D - виртуального металлургического цеха, тренажера медеплавильной печи и виртуальных лабораторных установок для технических дисциплин. Прототип виртуального цеха моделирует реальные помещения, работу персонала, оборудования и агрегатов цеха. Пользователь может перемещаться и выполнять различные действия от первого лица. Реализована работа следующих типов оборудования: загрузочные и мостовые краны; разливочный комплекс; шлак съемное оборудование; оборудование подачи сырья и транспортировки готовой продукции. Выполнено пилотное моделирование процессов, протекающих в технологических агрегатах, а также отдельных функций деятельности персонала.
На рисунке 3 представлены примеры снимков с экрана виртуального цеха.
Рисунок 3 – Примеры экранных форм виртуального металлургического цеха.
Разработано несколько виртуальных лабораторных установок для технических дисциплин, которые предоставляют возможность проведения исследований, аналогично реальным, для различных образцов и условий, изучения процессов сборки, управления, подготовки к работе, изучения техники безопасности, изучения методических материалов и рекомендаций к выполнению работы. Обеспечивается возможность проведения расчетов, а также визуализация наборов данных виде таблиц и формирование полученных графических зависимостей. Пользователь заполняет виртуальные отчеты о проделанных исследованиях, которые передаются в общую LMS систему. Примеры экранных форм для некоторых виртуальных лабораторных установок показаны на рисунке 4. [4]
Рисунок 4 - Примеры экранных форм виртуальных лабораторных установок.
При дистанционном обучении используются различные информационные и коммуникационные технологии (чаще всего — сочетание различных технологий). Современные технологии дистанционного образования упорядочивают процесс управления системой образования, оптимизируют усвоение знаний за счет формирования специализированной информационной среды, удобной человеку, привычно использующему Интернет для получения информации и межличностных коммуникаций.
Интернет в целом является почти идеальным техническим средством для дистанционного образования. Но необходимо помнить, что любое обучение требует определенной организационно-информационной поддержки.
Необходимо иметь следующие структуры:
-
поддержка проектирования учебного материала; -
доставка учебного материала слушателям; -
поддержка «справочных» материалов; -
консультации; -
контроль знаний; -
организация общения слушателей.
Внедрение компьютера в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы в организации учебного процесса, оно дает возможность создать богатый справочный и иллюстративный материал, представленный в самом разнообразном виде: текст, графика, анимация, звуковые и видео элементы.