Файл: 1 Занятия, направленные на развитие различных форм общения.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Практическое занятие 2
Выполнил:
Обучающийся Кальченко Виктория Сергеевна
Преподаватель:
Савченко Виктория Андреевна
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Тема 1.4. Занятия, направленные на развитие различных форм общения
Цель занятия: закрепление знаний об особенностях организации занятий с детьми дошкольного возраста по развитию различных форм общения, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Задание 1. Прочитайте описание действий воспитательницы и ответьте на вопросы.
Перед прогулкой с детьми 4 лет воспитательница беседует с ними о том, что можно будет увидеть во время прогулки, во что и как можно играть. Перед занятием по рисованию она спрашивает: «Как лучше нарисовать цветы в вазе?», «Какие для этого нужны краски, карандаши?», «Кому можно подарить рисунок?» и т. д.
Вопросы:
1) Какие формы общения преобладают в данных ситуациях?
2) Какую цель преследует воспитательница, ведя такие разговоры с детьми?
ОТВЕТ:
В подобных случаях преобладает внеситуативно-познавательное общение. Воспитатель способствует расширению знаний детей об окружающем мире, побуждает их активно наблюдать, осмысливать, задавать вопросы, вступать в общение, способствует развитию планирующей функции речи.
Такие беседы желательно проводить с несколькими детьми одновременно, что будет способствовать развитию у детей потребности уточнять свои мысли, овладению ими речью и т. д. При этом важны заинтересованность взрослого в делах детей, доброжелательное к ним отношение, что соответствует личностно-ориентированному подходу.
Задание 2. Как должно строиться личностное общение воспитателя и ребенка, после того как ребенок, выполняя задание, нарисовал птицу (голубя)?
Ответ:
Взрослый просит ребенка оценить свой рисунок, а затем предлагает ему сравнить его рисунок с работами сверстников. После этого взрослый, собрав рисунки детей, отмечает достоинства каждого рисунка, выявляет недостатки и говорит, как следует их исправлять.
Задача взрослого состоит в том, чтобы:
привлечь внимание ребенка к оценке собственных умений;
научить его сравнивать собственные умения с умениями сверстников;
научить ребенка сопоставлять свое мнение с мнениями своих ровесников.
Задание 3. Детям 4-6 лет нравится, когда с ними разговаривают на следующие темы: «Как бы ты поступил, если бы увидел плачущего малыша?», «Как бы ты поступил, если бы кто-то разбросал игрушки?» и т.п.
Какие виды общения реализуются в данной ситуации?
Ответ:
В личном общении ребенок оценивает себя исходя из того, как относится к нему взрослый. Если малыш когда-либо сам принимал участие в беседах на подобные темы, то он более активен в речи, общении. Такие разговоры обогащают его опыт взаимоотношений. При этом ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослого в своих делах, доброжелательность с его стороны. В этой ситуации реализуется внеситуативное личностно-познавательное общение.
Задание 4. Решите задачу.
Две воспитательницы занимались развитием речи и навыков общения дошкольников, но делали это по-разному. Одна просила детей то рассказать известную им сказку, то описать предмет, который они видят, то составить рассказ на тему коллективного опыта. И постоянно при этом она требовала от детей полного ответа.
Другая предлагала детям поиграть в сказку, устроить театрализованное представление, или просила отгадать, о каком предмете идет речь, предварительно описав его, или же предлагала им поделиться своими впечатлениями о случаях, которые с ними происходили. Воспитательница приглашала всех детей принимать посильное участие в диалоге.
Вопрос: У кого из воспитателей дети будут более активно работать на занятиях и почему?
Ответ:
У второй воспитательницы дети будут работать более активно, так как каждое обращение к ним было приглашением к диалогу, мотивировано творческим подходом, а потому интересно. У первой же воспитательницы детям было не так интересно говорить об уже известных вещах даже при обсуждении событий из коллективного опыта.
У второй воспитательницы диалог был основан на живом разговорном языке. Ребенку полезнее сказать 2-3 фразы под влиянием яркого образного впечатления, нежели вымучивать «описательный пересказ».
Задание по теме 2.1. Общение детей дошкольного возраста со сверстниками
Цель: закрепление знаний о психологических закономерностях общения дошкольников со сверстниками, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Задание 5. Прочитайте протоколы ситуаций взаимодействия детей дошкольного возраста. Сопоставьте их по следующим показателям:
- по какому поводу общаются дети разного возраста;
- какие средства общения используют и как;
- что служит причиной конфликтов и как они разрешаются;
- насколько у детей сформированы навыки культуры общения.
Протокол №1. Наблюдение за взаимоотношениями детей 5-6 лет
Лена В. (5 лет 7 мес.) (подходит к группе детей). Я дам конфетку и печенюшку тому, кто со мной играть будет. (Обращаясь к Гале Н.) Ты со мной не играла!
Галя Н. (5 лет 6 мес.). Ну, дай, пожалуйста!
Лена. Я тебе конфетку не дам, потому что ты со своей Мариночкой дружишь. А она со мной не хочет играть.
Света Р. (5 лет 4 мес.) (подходит к девочкам, обращается к Лене). А Юля со мной не хочет играть!
Лена (кричит). Где эта Юля? Если ты не будешь со Светой играть, то я заберу у тебя свою конфету!
Протокол №2. Наблюдение за взаимоотношениями детей 6-7 лет
Юля Ш. (6 лет 1 мес.) входит в группу, подходит к Кате (6 лет 6 мес.), выкладывает перед ней бумажных кукол.
Катя. Юля, это твои?
Юля. Да. Что, ты не видишь?
Катя. А кто это?
Юля. Это фрейлины. Я их из книги вырезала. Вот эти две трудно было, и мама мне резала.
Катя. Ух ты, какие красивые!
Юля. Я еще не все принесла. У меня столько платьев для них!
Катя. Принеси завтра.
Юля. Хорошо. Если мама разрешит, то принесу. Тебе какая больше нравится?
Катя (показывает). Вот эта. У нее волосы золотистые.
Юля. И мне тоже. Она самая красивая.
Катя хватает куклу.
Юля (громко, предостерегающе). Осторожней! Они же бумажные!
Катя. Я не буду больше дергать.
Воспитатель. Убирайте игрушки и стройтесь на зарядку!
Юля (обращается к Кате). Я отнесу их в свой шкаф.
Ответ:
Задание 6. Составьте картотеку диагностических методик для выявления трудностей в общении детей дошкольного возраста. Укажите:
а) название методики
б) автора и /или источник
в) цель методики
г) возрастной диапазон испытуемых
д) стимульный материал
е) процедуру проведения и обработки методики
Ответ:
Для выявления взаимоотношений со сверстниками применяют 2 группы методик. - Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений (различные модификации социометрического метода Дж. Морено для детей — Я. Л. Коломинского, Т. А. Репиной, Р. К. Терещук и др.) и беседы с детьми- Методики косвенной оценки межличностных отношений, которые делятся на 3 категории: а) наблюдение реальной ситуации; б)
символическое моделирование реальной ситуации; в) проективные техники (методики «Два дома», «Игровая комната», Цветовой тест отношений и др.).
Методика «Выбор в действии» (Немов Р. Психология. Психодиагностика)
Цель методики — изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Данная методика является одним из детских вариантов социометрической методики. Процедура её проведения следующая.
Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привлекательных, желаемых предмета. Это могут быть игрушки, картинки, конфеты и т.п. Ребёнок получает инструкцию следующего содержания:
«Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся. Теперь выбери из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».
После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил.
3. Методика «Раскрась рукавички». Цель: изучение коммуникативных навыков детей.
Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей. Ход работы. I. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.
II. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Далее проводится эксперимент; важно, чтобы дети выполняли задание самостоятельно.
4. Беседа с неоконченными ответами «Как бы ты поступил, если бы… »
Цель: выяснить особенности взаимоотношений детей.
Ход работы. Проводилась беседа с неоконченными ответами.
Вопросы: 1. Дети играли в группе, им было очень весело, а один мальчик сидел очень грустный. Что бы ты сделал? 2. Если бы ты играл (а) в «Строителей» с другими детьми, и кому-то не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе нужны были кубики? 3. Если бы ты гулял на участке детского сада вместе с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушибся. Что бы ты сделал? Как поступил бы?
5. Методика «Картинка»
Цель: выявление коммуникативной компетентности в общении со сверстниками.
Оборудование: картинка с изображением конфликтной ситуации - изображена группа детей, не принимающих девочку в игру. Ход работы. По этой методике дети должны были описать конфликтную ситуацию, изображенную на картинке, и предложить свое решение коммуникативной проблемы.
Капитан корабля
Во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (или игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:1. Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?2. Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?3. Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?4. Кто еще остался на берегу?
Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют два-три имени сверстников, с которыми они предпочли бы «плыть на одном корабле». Дети, получившие наибольшее число положительных выборов у сверстников (1-й и 2-й вопросы), могут считаться популярными в данной группе. Дети, получившие отрицательные выборы (3-й и 4-й вопросы), попадают в группу отверженных (или игнорируемых).
Два домика
Для проведения методики необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два домика. Один из них - большой красивый, красного цвета, а другой - маленький, невзрачный, черного цвета. Взрослый показывает ребенку обе картинки и говорит: «Посмотри на эти домики. В красном домике много разных игрушек, книжек, а в черном -игрушек нет. Представь себе, что красный домик принадлежит тебе, и ты можешь приглашать к себе всех, кого хочешь. Подумай, кого из ребят своей группы ты бы пригласил к себе, а кого поселил бы в черный домик». После инструкции взрослый отмечает тех детей, которых ребенок берет к себе в красный дом, и тех, кого он хочет поселить в черный домик. После окончания беседы можно спросить у детей, не хотят ли они кого-то поменять местами, не забыли ли они кого-нибудь.
Цель: Выявление избирательности у детей дошкольного возраста .
–методика определения ведущей формы общения ребенка со взрослым (М.И. Лисина);– методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина);Рассмотрим содержание данных методик.
1) Методика по определению ведущей формы общения ребенка со взрослым, разработанная М.И. Лисиной. Для использования методики М.И. Лисиной по диагностике форм общения необходимо познакомиться с предлагаемой автором классификацией форм общения и их основных параметров дошкольном возрасте, которая представлена в таблице 1.В предлагаемой М.И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так к она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).1) Ситуативно-деловая (СД) форма общения.Для ее изучения организуется игра с участием взрослого. Он предварительно рассказывает, в чем состоит игра, как пользоваться игрушками. Затем ребенок разворачивает свою деятельность. Взрослый наблюдает, оказывает при необходимости помощь: отвечает на вопросы, откликается на предложения ребенка. Здесь общение протекает на фоне практических действий с игрушками.