Файл: "Персонал учреждений и органов исполняющих уголовные наказания".docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При проведении операций по задержанию осужденных, совершивших побег или уклонившихся от отбывания наказания, в местах, где вероятно появление осужденных, сотрудники ИУ вправе осуществлять досмотр транспортных средств, проводить проверку документов граждан. При проведении розыска осужденных, совершивших побег, сотрудники исправительных учреждений вправе использовать возможности средств массовой информации (газет, радио, телевидения) для оповещения населения о бежавших преступниках, их приметах, местах возможного нахождения. Согласно Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", такие сообщения делаются средствами массовой информации на безвозмездной основе.
Часть полномочий сотрудников производна от того факта, что в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством руководители учреждений и органов, исполняющих наказания, являются органами дознания по делам о преступлениях, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений. Соответственно на начальника исправительного учреждения и подчиненных ему сотрудников в пределах их компетенции возлагается обязанность принятия необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.
При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания (начальник исправительного учреждения) возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального законодательства, проводит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления: осмотр места происшествия, местности, помещений, предметов и документов; обыск помещений и личный обыск; выемку предметов и документов; освидетельствование подозреваемого, свидетеля или потерпевшего; задержание и допрос подозреваемых; допросе потерпевших и свидетелей.
Об обнаруженном преступлении и начатом дознании начальник исправительного учреждения обязан немедленно уведомить прокурора.
По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и проводит дознание в полном объеме. Материалы дознания в этих случаях служат основанием для рассмотрения дела в суде.
Сотрудники исправительных учреждений независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток, обязаны в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц, их совершивших, и сообщению об этом в органы внутренних дел.
Самостоятельный блок полномочий сотрудников определен в связи с привлечением осужденных к труду. Причем, полномочия сотрудников в указанной сфере неодинаковы. Так, они имеются в небольшом объеме у сотрудников уголовно-исполнительных инспекций в связи с исполнением наказаний в виде обязательных работ (ч. 3 ст. 25 УИК) и исправительных работ (ч. 3 ст. 39 УИК), у сотрудников исправительного центра (ст. 54 УИК) и арестных домов (ст. 70 УИК). В большей степени такие полномочия имеются у сотрудников дисциплинарных воинских частей (ст. 164 УИК). Однако в наиболее полном виде они представлены в деятельности персонала исправительных учреждений. В их числе права и обязанности сотрудников по образованию и развитию производств в исправительных учреждениях, в том числе с использованием смешанной формы собственности, по привлечению осужденных к работам по хозяйственному обслуживанию предприятий, занятию индивидуальной трудовой деятельностью. Производственная сфера деятельности исправительных учреждений довольно сложна и разнообразна: она затрагивает не только отношения по исполнению наказания, но и гражданско-правовые, трудовые, хозяйственные, финансовые отношения, отношения собственности. Комплекс возникающих при этом прав и обязанностей довольно обширен, он весьма разнообразен и динамичен, особенно под влиянием проводимых рыночных реформ. В результате этого в правовом статусе персонала исправительных учреждений появились права и обязанности, связанные с плановой и коммерческой деятельностью предприятий исправительных учреждений, владением, пользованием и распоряжением имуществом предприятий, финансовыми средствами, выполнением договорных обязательств и ответственностью контрагентов, маркетингом и внешнеэкономической деятельностью и т.д.
Самостоятельный блок компетенции сотрудников представляет их права и обязанности, вытекающие из необходимости проведения воспитательной работы, общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки осужденных.
Правовое положение персонала из числа рабочих и служащих определяется законодательством о труде, уголовно-исполнительным законодательством, а также нормативными правовыми актами.
Согласно Трудовому кодексу РФ рабочие и служащие имеют право:
· на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой; на своевременную и полную выплату справедливой заработной платы не ниже установленного федеральным законом минимального размера;
· на отдых; на объединение в профессиональные союзы; на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях; на судебную защиту своих трудовых прав. Указанные права рабочие и служащие из числа персонала реализуют без каких-либо ограничений. Более того, действующее уголовно-исполнительное законодательство устанавливает дополнительные гарантии реализации рабочими и служащими своих трудовых прав. Это гарантии, связанные с обеспечением безопасных условий труда, возмещением ущерба, причиненного здоровью, на оплату труда, социальное обеспечение и др.
Рабочие и служащие из числа персонала обязаны добросовестно выполнять трудовые обязанности; соблюдать дисциплину труда; бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения и организации; выполнять установленные нормы труда. Особенности выполнения указанных обязанностей регулируются уголовно-исполнительным законодательством и детализируются применительно к конкретным учреждениям и органам, исполняющим наказания, в нормативных правовых актах. Вследствие этого на рабочих и служащих возлагаются дополнительные обязанности, отражающие, например, специфику предприятий исправительных учреждений. К их числу следует отнести запреты вступать с осужденными в отношения, не вызываемые интересами выполняемой работы, приносить и передавать им какие-либо предметы, изделия и вещества и т.п.
Правовое положение персонала органов, исполняющих наказание без изоляции от общества, различается в зависимости от вида органа, исполняющего наказание. Сотрудники уголовно-исполнительных инспекций являются сотрудниками уголовно-исполнительной системы, что обусловливает их более широкие полномочия по сравнению с судебными приставами-исполнителями. Полномочия для последних определяются нормами уголовно-исполнительного законодательства, других нормативных правовых актов применительно к конкретным видам уголовных наказаний (ст. 31, 32, 61, 64, 66, 67 УИК РФ), а также Федеральным законом "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. и Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 21 июля 1997 г.
Глава 2. Социальная защита сотрудников, исполняющих наказания, и их безопасность.
Закон об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания определяет правовой статус персонала, работающего в таких учреждениях и органах. А судебные приставы – Законом о судебных приставах. Ст. 13 определяет круг их прав и обязанностей. По 1-му закону персонал и члены их семей находятся под защитой государства и их требования обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами. В целях личной безопасности не допускается обнародование в СМИ сведений о месте жительства сотрудников УИС, а сведения о прохождении ими службы могут предоставляться только с разрешения начальника учреждения или органа. Раньше безопасностью самих учреждений занимались внутренние войска. С 1994 г. по Указу РФ в системе УИС стали формироваться собственные подразделения охраны и сейчас внутренние войска не обеспечивают охрану в системе УИС.
Персонал таких учреждений и органов нуждается в повышенной социальной защите. Заработная плата должна быть достаточно высокой, чтобы привлекать и удерживать на этой работе мужчин и женщин. Льготы предусмотрены Законом об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания.
- надбавки к окладам
- снижение пенсионного возраста (50 – женщины, 55 – мужчины) для рабочих и служащих. У сотрудников пенсия по выслуге лет, потому у них льготных зачет выслуги лет (например, в колониях с осужденными на пожизненное заключение 1 день засчитывается за 2)
- выплата единовременного пособия при увольнении – до 20 должностных окладов
- право на получение выплат на первоначальное обзаведение хозяйством (имеются ввиду выпускники образовательных учреждений)
- выплаты при переезде на новое место жительство в связи с переводом и связанное с этим право на компенсацию затрат при перевозке имущества до 20 тонн.
Эти выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета. Содержание уголовно-исправительной системы выделяется отдельной строкой в бюджете.
Уголовное наказание отбывают лица, совершившие уголовные преступления, причем часть из них осуждены за преступления при опасном и даже особо опасном рецидиве, другая часть - злостные нарушители режима, не желающие соблюдать установленный правопорядок. Все это - одна из причин агрессивного поведения со стороны осужденных по отношению к персоналу. В большей степени это характерно для мест лишения свободы, где имеют место захваты заложников из числа персонала исправительных учреждений, нападения на сотрудников и иные насильственные по отношению к ним действия. Сказанное обусловливает актуальность обеспечения безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, защиты их жизни, здоровья, неприкосновенности личности от преступных и иных общественно опасных действий осужденных или иных лиц.
Безопасность персонала важна и для повышения эффективности исправительного процесса, ибо достижение целей наказания и наиболее приоритетной из них - исправления осужденных - невозможно в опасных для персонала условиях работы.
В целях обеспечения безопасности персонала применяется ряд правовых и организационных средств. Прежде всего, следует назвать меры уголовно-правового характера, предусматривающие или усиливающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности работников исправительных учреждений. Их можно классифицировать на три группы:
а) нормы уголовного законодательства, предусматривающие уголовную ответственность за действия, специально направленные на причинение вреда жизни и здоровью представителей персонала (ч. 2 ст. 313 УК РФ - побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; ст. 321 УК РФ - дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, связанная с угрозой или применением насилия в отношении сотрудников мест лишения свободы);
б) нормы, предусматривающие ответственность за насильственные действия в отношении представителей власти, так как часть персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, является таковыми (ст. 318 УК РФ - применение насилия в отношении представителей власти; ст. 319 УК РФ оскорбление представителя власти);
в) нормы, предусматривающие ответственность за преступления против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности (гл. 16 и 17).
Кроме того, в уголовном законодательстве имеются нормы, усиливающие уголовную ответственность за рецидив преступлений, который может проявиться при совершении преступлений во время отбывания наказания, в том числе против персонала учреждений. Это, например, возможность признания данного факта рецидива обстоятельством, отягчающим наказание.
В числе основных средств обеспечения безопасности персонала необходимо назвать меры уголовно-исполнительного характера, которые существенно дополняют уголовно-правовые меры.
С учетом правовой природы их можно подразделить на две группы.
К первой группе следует отнести средства обеспечения безопасности персонала, носящие характер мер убеждения. Как правило, они реализуются в рамках проводимой с осужденными воспитательной работы. По своему содержанию меры убеждения заключаются в разъяснении осужденным необходимости соблюдения установленного порядка (режима) отбывания наказания, правил взаимоотношений с персоналом, обязанностей осужденных, установленных ст. 11 УИК и другими нормами данного законодательного акта, ответственности за преступные посягательства на жизнь, здоровье и достоинство его представителей. Все эти мероприятия охватываются основными формами воспитательной работы с осужденными применительно к различным видам уголовного наказания, включающими в себя: разъяснение действующего законодательства, агитационную и пропагандистскую работу, индивидуальную работу с каждым осужденным.