Файл: "Персонал учреждений и органов исполняющих уголовные наказания".docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во вторую группу входят средства обеспечения безопасности персонала, имеющие принудительный характер. К их числу следует отнести надзор за поведением осужденных во время отбывания наказания. Представляя собой систему наблюдения и контроля за поведением осужденных, надзор в качестве одной из своих целей имеет предупреждение преступлений со стороны осужденных, в том числе совершаемых в отношении персонала. Именно упущения в организации надзора за поведением осужденных служат одним из условий совершения преступлений, например, против персонала исправительных учреждений.
Применение мер дисциплинарного воздействия к осужденным также служит средством обеспечения безопасности персонала. Как показывает практика, нередко нападения на персонал "спровоцированы" либо непривлечением осужденного к дисциплинарной ответственности за прежние правонарушения и появившейся отсюда уверенностью в безнаказанности, либо несправедливостью взыскания, вызвавшей агрессию по отношению к сотрудникам, допустившим его необоснованное наложение. Поэтому учет тяжести совершенного правонарушения, личности осужденного, его поведения и других факторов необходим при решении вопроса о наложении на осужденного дисциплинарного взыскания. Он поможет избежать негативной реакции осужденных и случаев нарушения безопасности персонала учреждений органов, исполняющих наказания.
Другое важное средство обеспечения безопасности персонала профилактическая деятельность оперативных частей, отделов безопасности и других подразделений исправительных учреждений, арестных домов, исправительных центров, дисциплинарных воинских частей и органов внутренних дел по предупреждению преступлений в отношении персонала, которые могут быть совершены как осужденными, так и иными лицами (родственниками, соучастниками преступных группировок и т.д.).
Профилактика преступлений в отношении персонала включает в себя как негласные оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", так и гласные, проводимые подразделениями учреждений и органов, исполняющих наказания, на основе существующих законодательных и ведомственных. В их числе меры общей профилактики правонарушений (введение режима особых условий отбывания наказания, применение технических средств охраны и надзора, разъяснение осужденным последствий преступного поведения и т.д.), а также индивидуальной профилактики (выявление, постановка на профилактический учет и оказание предупредительного воздействия на лиц, склонных к агрессивному поведению, имеющих отклонения в психике, и т.д.).
Особое значение для безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет применение технических средств охраны и надзора, связи и телевидения и др. Например, ими оборудуются исправительные учреждения в соответствии с требованиями законодательства и ведомственных нормативных правовых актов. Так, согласно ч. 1 ст. 83 УИК администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных. В качестве действующих технических средств, эффективно влияющих на обеспечение безопасности персонала, следует указать на тревожную сигнализацию, телевизионные установки наблюдения за каким-либо объектом исправительного учреждения, автоматическую блокировку дверей камер и т.д.
Повышению безопасности персонала способствует и ряд организационных мер. В их числе создание специализированных подразделений для обеспечения безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, отрядов специального назначения, в функции которых входит обеспечение безопасности персонала ИУ. К числу таких мер необходимо отнести обеспечение сотрудников персонала огнестрельным оружием и специальными средствами защиты в порядке и количестве, определяемых постановлением Правительства Российской Федерации.
Кроме того, в интересах обеспечения личной безопасности сотрудников персонала исправительных учреждений и членов их семей не допускается обнародование в средствах массовой информации сведений о месте их жительства. Сведения о прохождении службы сотрудниками персонала согласно ст. 31 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" могут предоставляться только с разрешения руководителя учреждения или органа, исполняющего наказания.
Глава 3. Правовое положение персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
Сотрудники уголовно-исполнительной системы исполняют свои обязанности и пользуется правами в пределах их компетенции, предоставленными учреждениям либо органам, исполняющим уголовные наказания.
Сотрудники в соответствии с этим имеют право осуществлять, контроль за соблюдением режимных требований на объектах учреждений, исполняющих наказания, и территориях, прилегающих к ним, осуществлять оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность, применять к нарушителям закона меры воздействия и принуждения, применять и использовать физическую силу, специальные средства и оружие, производить административное задержание и применять другие меры административного воздействия, производить досмотры и обыски осужденных, иных лиц и их вещей, транспортных средств на территории учреждений, исполняющих наказания, и прилегающих территорий, на которых установлены режимные требования, а также изымать запрещенные вещи и документы, осуществлять регистрацию осужденных, проводить медицинское освидетельствование осужденных с целью выявления фактов употребления алкоголя или наркотиков, при проведении операций по задержанию бежавших или уклоняющихся от отбывания наказания осужденных в местах, где вероятно их появление, осуществлять досмотр транспортных средств, проверку документов, использовать безвозмездно средства массовой информации для розыска осужденных, совершивших побег, привлекать осужденных к труду, осуществлять предпринимательскую деятельность, обращаться в суд за защитой своих прав и интересов.
Сотрудники обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства, правопорядок и законность, безопасность осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территории, обеспечить охрану здоровья осужденных, оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Важной обязанностью сотрудников уголовно-исполнительной системы является обязанность на территории России, независимо от занимаемой должности, времени суток и места нахождения, в случае обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принимать меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщать об этом в ближайший орган внутренних дел Российской Федерации.
Особым условием является право сотрудников на применение физической силы, специальных средств и оружия. Применение физической силы включает в себя также применение боевых приемов борьбы (самбо, каратэ, дзюдо и др.). В качестве специальных средств могут применяться резиновые палки, наручники или подручные средства связывания, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебные собаки. Может применяться также газовое и огнестрельное оружие.
При применении физической силы, специальных средств и оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны: предупредить о намерении использовать эти средства, предоставив достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением случаев, когда медлить с применением указанных средств не предоставляется возможным (могут наступить тяжкие последствия) или когда предупреждение в данной ситуации неуместно либо невозможно.
Сотрудники обязаны обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным, и в случае необходимости предоставление медицинской помощи. О каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия сотрудники обязаны докладывать непосредственному начальнику. В случае ранения или смерти осужденных или иных лиц; начальники учреждений сообщают об этом прокурору
Обязательным требованием при применении физической силы, специальных средств и оружия является требование применять их как крайнее средство, когда другими средствами невозможно обеспечить выполнение законных требований администрации учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Огнестрельное оружие применяется для отражения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или работников уголовно-исполнительной системы, для освобождения заложников, для задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление администрации. Кроме того, оно может применяться для остановки транспорта, с использованием которого совершается побег осужденного, для подачи сигналов тревоги и вызова помощи.
Огнестрельное оружие может применяться без предупреждения при отражении нападения с использованием оружия, при побеге с оружием или с помощью транспортных средств. При попытке осужденного приблизиться к сотруднику с обнаженным огнестрельным или холодным оружием, сократив при этом указанное сотрудником расстояние, а также при попытке прикоснуться к его оружию.
При применении специальных средств и оружия в отношении беременных женщин, инвалидов и несовершеннолетних сотрудники должны руководствоваться правилами крайней необходимости. Это означает, что применять специальные средства и оружие против этих лиц можно только тогда, когда иного способа прекратить их вооруженное сопротивление либо групповое нападение с угрозой жизни и здоровью граждан нет.
Следует также иметь в виду, что речь идет о лицах, чья инвалидность, беременность или несовершеннолетие очевидны для сотрудника, применяющего спецсредства или оружие против этих лиц.
Сотрудники учреждений, исполняющих уголовные наказания, находятся под защитой государства. Неприкосновенность их личности, честь и достоинство охраняются законом. Никто кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не имеет права вмешиваться в служебную деятельность персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания. Закон гарантирует сотрудникам и членам их семей личную безопасность. Сотрудники обеспечиваются оружием и специальными средствами индивидуальной защиты. Сведения о месте их службы и ее прохождении, а также месте жительства сотрудников и их семей не обнародуются в средствах массовой информации и предоставляются только с разрешения начальника учреждения, исполняющего наказание.
В случае смерти (гибели) или увечья сотрудников или рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания, действует система страхования и возмещения ущерба.
Сотрудники имеют право на получение жилой площади в виде отдельной квартиры или дома, которые должны предоставляться им в течение трех лет. А на этот период им предоставляется общежитие или выплачивается денежная компенсация.
Персонал учреждений, исполняющих наказания, имеет ряд льгот, надбавок к зарплате в зависимости от выслуги лет, вида учреждения, численности осужденных, режима в учреждениях, исполняющих наказания.
Таким образом закон обеспечивает правовую и социальную защиту персонала учреждений, исполняющих уголовные наказания.
Вместе с тем сотрудники исправительных учреждений и других исправительных органов, исполняющих наказания, несут уголовную либо дисциплинарную ответственность, если допускают жестокие, бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство действия по отношению к осужденным. В случае вынесения в течение года повторного дисциплинарного взыскания за такие действия, сотрудник подлежит увольнению.
Заключение
Исходя из результатов проделанного исследования можно сделать следующие выводы.
В своем развитии юридическая служба уголовно-исполнительной системы прошла сложную и неоднозначную историю, связанную с трудностями, административными барьерами развития, упрочением статуса и борьбой за обоснование ее необходимости и авторитета. Генезис этих подразделений характеризуется, прежде всего, значительными изменениями, коснувшимися ее организационной структуры, системы нормативно-правового регулирования, объема полномочий, ресурсного обеспечения и прочих вспомогательных элементов.