Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная


ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Психология управления


Группа


Студент


Дв18М511


В.В. Ходько


МОСКВА 2022


Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому

занятию 1.


  1. Социальная динамика или концепция общественного прогресса О.Конта

Социальная динамика - это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включения социологии в “позитивную теорию человеческой природы” теория прогресса Конта в основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека “непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования”, развивать “в целом свою физическую, моральную и интеллектуальную жизнь...”

Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие лучше заменить понятием “развития”. Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории “органические” периоды чередуются с “критическими”, когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.

Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса. Подобно тому как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница, “настоящее беременно будущи

м”

  1. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г.Спенсера.

Эволюцию Спенсер рассматривает как высший закон всего сущего.

Общество у него, подобно биологическим организмам, развивается от низших форм к высшим по естественным законам, которые носят объективный характер. Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных подсистем: поддерживающей (производство), распределительной (пути сообщения, транспорт, торговля) и регулятивной (управление). Г. Спенсер первым стал разрабатывать системный подход к





анализу общества, определяя последнее как особую реальность, возникшую в результате взаимодействия индивидов. В исследованиях он сочетал структурно-функциональный и эволюционный методы. Он ввел в социологию ряд категорий: «социальная структура», «социальная функция», «социальный институт», «социальная дифференциация и интеграция». Эти категории до сих пор сохраняют свое значение. Двумя полюсами эволюции общества английский социолог признавал военный и промышленный тип устройства общества. Отличительные особенности первого - военные конфликты и истребление или порабощение побежденного. Во втором преобладает промышленная конкуренция, где побеждает «сильнейший» - наиболее усердный, способный, интеллектуальный, высокоморальный. Такая борьба благо для всего общества, так как в результате возрастает его интеллектуальный и моральный уровень. Эволюция общества идет по направлению от первого ко второму типу устройства общества. В той мере, в какой закон выживания «сильнейшего» реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу. При этом социальные революции рассматривались Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство - как противное органическому единству социальной системы эволюционному процессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных.

  1. Психолого-эволюционистские концепции общественного развития

Психологический эволюционизм представляет собой течение социологической мысли конца 19 - начала 20 века, представители которого рассматривали процесс развития общества как часть космической эволюции, имеющий направленный характер, как переход от простых этапов к сложным, на основе развития сознательного начала, то есть разумного управления социальными процессами. При этом каждый новый этап вбирает в себя лучшие достижения предшествующего благодаря организованной психической деятельности человека.

Наиболее крупными представителями психологического эволюционизма являются американские социологи Лестер Уорд (1841-1913гг.) и Франклин Гиддингс (1855-1931гг.)

Рассмотрим идеи, которые были предложены Л.Уордом.

Главными его работами выступают: «Динамическая социология» (1883), «Очерки социологии» (1898), «Чистая социология» (1903). Л.Уорд был основателем и первым президентом Американского социологического общества (1906 - 1908)гг.

Основные идеи социальной эволюции излагаются Л.Уордом в полемике с позиций Спенсера. Он критикует британского социолога за «обезличенность» процесса социальной эволюции, в котором не находится места сознанию и целенаправленной деятельности людей. Социальная






эволюция, считает Уорд, не может быть явлением чисто природным, биологическим (как его трактует Спенсер), поскольку в обществе живут и действуют люди, наделенные сознанием, психикой. Следовательно, в основу социологического анализа можно положить, прежде всего, психологические, а не биологические принципы, психологические, а не биологические механизмы общественной жизни.

  1. Теории психологии народов и поведения толпы (масс, элиты).

Психология народов (или этническая психология) изучает психологический склад различных рас и народов. Появилась во второй половине 19 века под началом Штейндаля и Лацаруса (немецкие психологи и лингвисты). Они считали, что язык, религия, право, искусство, наука, быт и т.п получают конечное объяснение в психологии народа как носителя коллективного разума.

Лебон (1841-1931)

Основная идея заключается в том, что большими массами людей руководят бессознательные инстинкты.

Разделял толпу на типы:

Толпа разнородная:

  • Анонимная (уличная толпа, например).

  • Неанонимная (присяжные, парламентские собрания и т.д).

■ Толпа однородная:

  • Секты (политические, религиозные и т. д.)

  • Касты (военные, духовенство, рабочие и т. д.)

  • Классы (буржуазия, крестьянство и т. д.)

Человек по его теории руководствуется двумя типами мотивации:

  1. Биологическая (врожденная)

  2. Умственная (приобретенная)

В толпе человек руководствуется больше биологическими мотивами, чем умственными.

Толпа иррациональна, в отличие от индивидуума, к этому приводит три фактора:

  1. Анонимность -- создаёт ощущение силы, при этом лишает чувства ответственности.

  2. Заражение -- бессознательное усваивание образцов поведения.





  1. Внушаемость -- наиболее важный механизм, потеря критической оценки стимулов и призывов к действию => неуправляемость и спонтанность


Тард (1843-1904)

Выдвигает две идеи для объяснения развития общества:

  1. Подражание -- люди копирует поведение друг друга во всём

  2. Изобретение -- адаптация к изменяющимся внешн
им условиям. Всё новое, что возникает в обществе, создаётся группой одарённых лиц, после чего их достижения распространяются, как круги на воде.

Борьба изобретений приводит к конфликтам.


Михайловский (1842-1904)

Идеи:

  1. О свободном выборе "идеала" -- обоснование возможности изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении.

  2. Теория "героев и толпы" -- объяснение поведения толпы стремлением к подражанию

  1. Теория устройства общества и его развития Э.Дюркгейма.

Последователем Конта был другой видный фр.ученый Э.Дюркгейм.Его главная произведение «Правила социологического метода».В отличие от Конта, он считал, что социология изучает не все общество, а лишь собственно социальные факты .Под социальными фактами он понимал коллективные представления, нравы, нормы.Он считал, что в основе общества лежит особая реальность, которая устанавливается между людьми в результате разделения труда - это солидарность.Указанная особая социальная реальность диктует свои установки отдельному человеку в виде требований, ожиданий, принципов морали. Вот это соединение всего, коллективного с

индивидуальным Дюркгейм называл социальным фактом.Он полагал, что через конкретное социологическое исследование ученый может выйти на новый уровень реальности.Так, на основе большого статистического материала и специальных методов Дюркгеймпроанализировал такой феномен как самоубийство. Он показал, что в основе его лежит анамия - утрата норм,





ценностей, морали, культуры (состояние безверия).Дюркгейм считал, что в основе развития общества лежит солидарность.
При этом он различал два ее вида:

  1. механистическая

  2. органическая

Механистическая вытекает из необходимости координировать усилия людей в ходе производственных процессов. Органическая развивается постепенно как высший моральный принцип.

Заслуга Дюркгейма состоит и в разработке методологии научного исследования.Он рассмотрел правила _работы с социальными фактами.

  1. рассматривать социальные факты «как вещи». Они должны быть безличны, строгонаблюдаемы.

  2. »систематически отслеживаться от врожденных идей». Социология должна порвать связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями.

  3. примат целого над его составными частями. Общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию индивида.


  1. Понимающая социология М.Вебера

В отличие от О. Конта и Э. Дюркгейма социологическая доктрина Макса Вебера (1864 - 1920) наполнена скептицизмом по отношению к социологическим обобщениям и сконцентрирована на изучении социальных действий и отношений конкретных индивидов. Только таким образом, считал он, можно понять действительные механизмы реального поведения индивидов и их общностей и превратить социологию в адекватно понимающую и объясняющую науку. Причем понимание может быть двух видов: непосредственное, возникающее в процессе наблюдения за действиями другого человека, и объясняющее понимание, состоящее в рациональном объяснении мотивов, смысла, содержания и результатов осмысленного человеческого действия. С учетом сказанного становится понятным определение социологии, данное М. Вебером: «Социология ... есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие» [9].

Предмет социологии - это социальное действие. Под социальным действиемпонимается такое поведение и деятельность человека, которое:

  1. осмыслено людьми с точки зрения соотношения целей и средств их достижения;





  1. ориентировано на других людей;

  2. учитывает возможную реакцию других людей.

Поэтому понимающая социология - это систематическое и точное исследование сущности всей социальной реальности через понимание и объяснение. Социолог должен разбираться не только в содержании и последствиях социальных действий людей, но, прежде всего, в субъективных мотивах этой деятельности, в смысле тех духовных положений и ориентиров, которыми руководствуется действующий человек. Такое понимание должно быть логическим, т.е. осмысленным с помощью понятий и четко упорядоченным. В этой связи М. Вебер вводит понятие «идеальный тип». Идеальный тип - это искусственное, логически сконструированное понятие, которое позволяет выделить основные черты исследуемого социального феномена в «чистом виде», отвлекаясь от конкретно­исторической специфики. Идеальный тип возникает индуктивно, путем обобщения конкретных явлений из реального мира социальной действительности. В своей взаимосвязи идеальные типы выражают систему социальных ценностей и ориентиров. Они вносят целесообразность в мышление и поведение людей, организованность в общественную жизнь.

  1. Концепция действия, взаимодействия, социального пространства и социокультурной динамики в интегральной социологии П.Сорокина.

Питирим Сорокин (1889 - 1968) - один из самых выдающихся умов ХХ века, кто внес значительный вклад в разработку теории социального взаимодействия. Как и многие другие исследователи, он считал, что предметом социологии выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе. Социология, по его мнению, есть наука о поведении людей, находящихся в процессе

По его мнению, социальное взаимодействие возможно при определенных условиях: 1) наличности двух и большего числа индивидов, взаимодействующих друг с другом с целью удовлетворения различных потребностей; 2) наличности актов, посредством которых реализуются те или иные виды взаимодействия; 3) наличности проводников, передающих действие от одного индивида к другому. Все эти условия, выступая в единстве, образуют структуру социального взаимодействия. в зависимости от количества людей, участвующих во взаимодействии, он выделяет: 1) взаимодействия между двумя индивидами; 2) взаимодействия между одним индивидом и многими индивидами; 3) взаимодействие между многими индивидами или между двумя группами индивидов Рассматривая качественные характеристики взаимодействующих индивидов или групп индивидов, он выделяет следующие взаимодействия: а) односторонние и двусторонние; б) длительные и временные; в)