Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.





антагонистические и неантагонистические; г) шаблонные и нешаблонные; д) сознательные и бессознательные; е) интеллектуальные, чувственно­эмоциональные или волевые.

Дальнейший анализ социального взаимодействия П. Сорокин связывает с причинно- Анализ и положение социальных групп в обществе П. Сорокин связывает с социальной структурой общества. Социогрупповая динамика изучается им в тесной взаимосвязи с теорией стратификацией.

Стратификация - это способ измерения статуса той или иной социальной группы в социальном пространстве. Изучение и классификация социальных групп позволили П. Сорокину сделать важнейший вывод о том, что как в группе, так и в обществе существует расслоение и неравенство людей. Значительное внимание в социогрупповой динамике автор отводит социальной мобильности, которая, согласно ему, бывает двух видов - горизонтальная и вертикальная. Согласно П. Сорокину, общество существует благодаря организованным типам взаимоотношений между людьми в обществе. Изучая их, он выделяет следующие основные типы интеракции: а) семейный тип; б) договорный тип; в) принудительный тип и г) смешанный. Завершает свою теорию социального взаимодействия П. Сорокин учением о «социокультурной динамике». Он считал, что социальная структура общества должна включать в себя не только социальные группы, но и институты. Социальные институты отличаются от групп тем, что они представляют собой такие образования (организации), которые характеризуются: 1) наличием нескольких социальных групп, имеющих общие ценности и удовлетворяющие их потребности; 2) единым этносом (духовной культурой); 3) наличием материальной культуры; 4) специальными социальными действиями в рамках данного института. Таким образом, социокультурное взаимодействие состоит из следующих взаимосвязанных элементов: совокупности нематериальных значений, идей, ценностей, стандартов, содержащих сознание индивида или группы; совокупности материализованных ценностей общественной жизни; совокупности взаимодействующих индивидов и групп.

Определив элементы социокультурного взаимодействия, П. Сорокин раскрывает его структуру. По его мнению, она состоит их трех аспектов, неотделимых друг от друга: а) личность как субъект взаимодействия; б) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами и 3) культура как совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Личность, общество и культура между собой тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.

В заключении следует отметить, что теория социального взаимодействия, разработанная П. Сорокиным, требует дальнейшего развития, поскольку она заложила лишь общий контур здания и наметила пути дальнейшего исследования данной проблемы.






  1. Концепция нелогического действия В.Парето.

Метод Парето - это логический анализ наблюдаемых поступков. При этом полученные результаты будут относиться только к тем фактам и явлениям, которые действительно наблюдались, и не могут быть распространены на все поведение человека, тем более на все социальные явления, кроме того, результаты всегда имеют не более чем вероятностный характер.

Парето предлагает делить поступки на два больших класса: логическиеинелогические.

Логические- это поступки, в которых цели ясно осознаются и для их реализации выбираются такие средства, которые действительно приводят к осуществлению этих целей, причем не по мнению только субъекта действия, но и по мнению внешнего наблюдателя. Например, если вы собрались построить мост, вы распланировали, как построить этот мост, и внешние наблюдатели, изучив вашу программу строительства, утверждают, что так действительно можно построить мост, этих средств хватит и такой проект годится. Такого рода поступки чаще всего встречаются в науке, экономике, промышленности и т.п., но даже в этих областях они не преобладают. Преобладают в человеческой жизни иные поступки, когда люди либо неправильно формулируют цели, либо неверно выбирают средства даже для верно выстроенных целей. Либо и то и другое вместе: и цели не те, и средства не для этих целей. Он ставит себе задачу как социологу сделать очевидной нелогичность человеческого поведения.

Нелогические поступки состоят из двух элементов, которые непосредственно друг с другом не связаны. Один из этих элементов Парето назвал осадками, или остатками (residues). Остатки выражают биопсихическую природу человека, то есть реальные природные основания человеческого поведения. Они даны человеку от природы как то, что предшествует любому воспитанию. Он строит сложную классификацию остатков, состоящую из шести классов, которые, в свою очередь, включают в себя множество подклассов. Остатки принадлежат к инстинктивной природе человека.

Парето отделяет их от чувств и инстинктов, определяя как проявления этих чувств и инстинктов, но это отграничение не очень получается. Они мотивируют человека на совершение поступков как часть его чувственной природы, и у них логика чувств, скрытая от человеческого разума, и свою задачу он видел в том, чтобы впервые вскрывать эту логику систематически, благодаря своему логико-экспериментальному методу.






  1. Общество и общность как формы социального развития в концепции Ф.Тенниса.

Ф. Тённис пытался строить свою социологию как аналитическую дисциплину. Задачей социологии он считал исследование наиболее общих черт социального процесса, различных форм социального существования, а также выработку системы общих понятий и типов, необходимых для описания и понимания конкретных явлений. Исходя из этого, Ф. Тённис предлагал строить структуру социологии следующим образом. Первый уровень (чистая, или теоретическая, социология) предполагает изучение общества в состоянии статики (исследование социальных форм). Второй уровень (прикладная социология) - исследование общества в состоянии динамики. Третий уровень (эмпирическая социология) - исследование фактов жизни современного общества на основе статистических данных.

В работе «Общность и общество» Ф. Тённис отмечает, что все социальные явления надо рассматривать как волевые отношения. Сама воля делится на два типа: органическую (инстинктивную) волю и рассудочную волю, которая предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель поведения. В зависимости от характера воли различают два типа общественных отношений: интимные, межиндивидуальные отношения соответствуют общности (душевная близость, привязанность людей друг к другу, личные переживания), а все внешнее, социальное относится к обществу (обмен, торговля, выбор), где действует принцип «каждый сам за себя», между людьми существует напряженность. В общности господствует инстинкт, чувство, органические отношения, в обществе - расчетливый разум, абстракция.

Основными типами общностных (общинных) отношений, по Ф. Тённису, являются родовые отношения, отношения соседства и отношения дружбы. Общность является сильной и стабильной социальной системой, так как кровные и дружеские отношения отличаются высокой устойчивостью и длительностью существования. Наиболее ярким примером общественного типа отношений является государство. Оно создается для достижения определенной цели. Народы, этнические общности вступают в этот союз осознанно, целенаправленно, но разрывают его при потере интереса к цели. Логика исторического процесса, по Ф. Тённису, заключается в постепенном переходе от социальности общинного типа к социальности общественной, от идеализированных патриархально-феодальных отношений к капиталистическим.

Общность и общество выступают у Ф. Тённиса как основные критерии классификации социальных форм. Тённис подразделяет основные формы социальной жизни на три типа: 1) социальные отношения; 2) группы, совокупности; 3) корпорации, союзы, объединения.

Социальные отношения - самая простая социальная форма, имеющая в то же время самые глубокие социальные корни. Социальные отношения






базируются на взаимной зависимости и взаимной привязанности людей, на глубинных человеческих потребностях. Ф. Тённис подчеркивает, что социальные отношения могут основываться либо на товариществе, либо на господстве и подчинении, либо это смешанный тип.

Совокупность социальных отношений образует группу. Группа возникает в том случае, если объединение индивидов рассматривается ими как необходимое для достижения какой-либо цели. Группы также могут базироваться на отношениях товарищества и господства (касты). Корпорация возникает тогда, когда социальная форма обладает внутренней организацией, т.е. те или иные индивиды выполняют в ней определенные функции. Корпорация может возникнуть из естественных отношений (кровнородственные связи - клан), из общего отношения к земле, из совместного проживания и взаимодействия. Здесь также используется деление по критерию «товарищество - господство».

В каждой из описанных выше социальных форм действуют три вида норм. Это нормы социального порядка (основаны на общем согласии), правовые нормы (создаются либо на базе формального законодательства, либо возникают из обычаев) и моральные нормы (устанавливаются религией или общественным мнением).