ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная | ||
| ||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Возрастная психология и психология развития (часть 1/2) | ||
| ||
Группа Пм20П111 | ||
Студент | | Г.А.Кобейсинова |
| | |
| | |
МОСКВА 2023
Практическое занятие 1.
Задание 3. Назовите первичный (1) и вторичный (2) дефекты в развитии личности ребенка с ОВЗ, согласно Л.С. Выготскому:
А. Нарушения когнитивных функций (чтения, письма, счета) у детей с СДВГ, без сопутствующих мозговых нарушений. -вторичный
Б. Нарушения речи у ребенка раннего возраста с госпитальным синдромом (в результате длительной больничной депривации). - первичный
В. Нарушения счета у детей с ДЦП, с сопутствующими нарушениями в функционировании лобных и теменных областей головного мозга. -вторичный
Г. Низкие умственные способности у детей с олигофренией. - первичный
Задание 6. В каком отечественном подходе к изучению движущих сил развития психики ведущая роль отводится творческой активности личности, а развитие инициируется самой личностью и ее творческой активностью, а не средой и деятельностью и не детерминируется только паттернами взаимодействия со средой?
В. В субъектно- деятельностном подходе.
Практическое занятие 2.
Задание 3. Приведите в соответствие 4 типа (статуса) идентичности, выделенных Дж. Марсиа, с описанием их содержания:
А. Человек нашел себя, хорошо знает свои достоинства и недостатки, и движется по избранному им пути, стараясь реализовать себя в социуме.
3. Достигнутая идентичность.
Достигнутая идентичность имеет признаки пережитого кризиса и сделанного выбора относительно карьеры и идеологии, в связи с чем дифференцируется мотивация к изучению учебных предметов, а общее отношение к учебе более позитивно при упрочении самооценки (даже в случае негативных результатов); в отношении группы сверстников достаточно четко выделяет собственные цели в общении.
Б. Человек находится в поисках себя, пытается осознать свою индивидуальность, свои сильные и слабые стороны, однако не нашел еще себя и не реализовал в обществе.
2. Мораторий.
В статусе моратория человек актуально находится в состоянии кризиса выбора между альтернативами, его предпочтения неопределенны; стремится к самостоятельному принятию решений вплоть до конфликтов со значимыми другими.
В. Человек плохо понимает себя, не ищет и не осознает своей индивидуальности и не проявляет никакой активности по поиску и реализации себя в социуме.
-
Диффузная идентичность
При диффузной идентичности характерно отсутствие обязательств, минимум осознаваемых ценностей и ролей.
Г. Человек проявляет активность по поиску своего места в обществе, однако не осознает своих истинных потребностей и ищет себя, ориентируясь преимущественно на критерии окружающих (близких, знакомых, друзей, общественное мнение).
4. Предрешенная идентичность.
Предрешенный статус описывает состояние как утвердившееся в своих основных ориентациях при полном отсутствии переживаемого кризиса и собственных потребностей; решение принимается исходя из внешних (социальных, материальных и др.) критериев; отношения с родными весьма тесные вплоть до полного руководства в ситуации принятия решений.
Задание 6. Опишите основные способы профилактики возрастных кризисов в среднем возрасте и основные рекомендации родителям по сглаживанию возрастных кризисов у детей в 3- летнем, 7-летнем, 13- летнем и 17-летнем возрасте.
Развитие ребёнка очень индивидуально и тем не менее подчиняется определённым, очень строгим, законам. Периоды относительно спокойного роста, не только физического, но и психического, сменяются резкими скачками. Это неизбежно и абсолютно нормально, поскольку количество усвоенных ребёнком знаний, умений и навыков перерастает в изменения в качественные.
В детском возрасте (от рождения до 18 лет) выделяют несколько кризисов:
-
Кризис 1 года (младенческий) -
Кризис 3-х лет (раннего детства или кризис «я сам!») -
Кризис 7 лет (детства) -
Кризис 13 лет (подростковый или пубертатный) -
Кризис 17 лет (юношеский)
Кризис 3 лет - самый сложный из кризисов детского возраста и в первую очередь для родителей малыша: ребёнок практически во всём противопоставляет себя взрослым, требует предоставления свободы и самостоятельности. Малыш удаляется от мамы, может негативно реагировать на проявления внимания и заботы, становится практически неуправляемым.
1. Основные проявления кризиса 3-х лет:
-
Протесты: всё поведение малыша – это сплошное проявление бунтарства. Он протестует против всего, даже если на это нет видимых причин. -
Негативизм: малыш отрицает всё, что ему предлагают взрослые. Не потому что он этого не хочет, а исключительно потому, что инициатива исходит от взрослого. -
Своеволие и упрямство: не зря кризис 3-х лет носит и другое название, а именно – «Я – сам!». Ребёнок требует самостоятельности, обижается или проявляет агрессию, если ему не дают возможности самореализоваться. При этом для достижения своей цели малыш будет упорно настаивать, требовать и добиваться желаемого. -
Строптивость: в период кризиса ребёнок будет целенаправленно рушить установленный уклад и распорядок жизни: отказываться вставать, чтобы пойти в детский сад, мыть руки после прогулки, укладываться на тихий час. Он может «забыть» здороваться, и что его вообще воспитывали. -
Обесценивание авторитета взрослого: если раньше малыш безоговорочно принимал на веру и к исполнению слова родителей, то теперь его отношение к взрослым становится весьма критичным. -
Деспотизм: крики, истерики, ревность без повода, обострённая реакция на замечания, требования подчиняться его капризам и желаниям – всё это тоже является одним из проявлений кризиса.
2. Рекомендации родителям:
-
Все требования, предъявляемые ребёнку в этом возрасте, должны быть согласованы со всеми членами семьи. Нельзя допускать того, что мама запрещает, папа разрешает. -
В случае, если поведение ребёнка становится темой конфликта в семье, ни при каких обстоятельствах не вмешивать в этот конфликт малыша. Ссоры, взаимные упрёки, разногласия между взрослыми – ребёнка необходимо оградить от выяснения отношений между взрослыми. -
Авторитарное воспитание, постоянные жёсткие ограничения, лишение права голоса и самостоятельности не сгладят проявления кризиса, а, наоборот, сделают их более выраженными. Кроме того, ребёнок усвоит негативный опыт, что может отразиться на его дальнейшем развитии и поведении. -
Не пытаться что-то донести до ребёнка в момент вспышки агрессии или когда он устраивает истерику. Дождаться, пока ребенок успокоится, отвести в спокойное место и только тогда пытаться спокойно поговорить. Для лучшего контакта взять любимую игрушку малыша или придумать какую-то игру, в которую можно поиграть. -
Разговаривая с ребёнком, говорить с ним на равных. -
Не забывать говорить малышу, что он уже большой, взрослый, что он уже очень много может и умеет сам, интересоваться его мнением, просить помочь в каком-то деле и обязательно хвалить. -
Не забывать и не стесняться показывать большому маленькому человеку, как вы его любите и как он вам дорог.
Кризис'>Кризис 6-7 лет психологи называют переходным.
1. Основные проявления кризиса 7 лет:
-
Происходит смена ведущей деятельности от игры к обучению (ведущая деятельность – это основной вид деятельности человека, обеспечивающий нормальное и своевременное психическое развитие). -
Происходит бурный рост социальных контактов. -
Формируется самооценка, которая либо подкрепляется в социуме, либо разрушается. -
Кризисную ситуацию в данном возрасте создаёт не только переход в более взрослую жизнь – из детского сада в школу, - но и новые, возросшие требования к ребёнку. Теперь ему говорят не «Ты ещё маленький», а «Ты уже взрослый». -
Ориентируясь на слова и поведение взрослых, ребёнок начинает требовать настоящей взрослости, предъявляя претензии, подражая манере разговора и поступкам взрослых. Между тем возникает некий конфликт между желаниями ребёнка и его поступками, в результате которого у ребёнка появляется новое чувство – переживание своего поступка.
В это же время появляется так называемый «симптом горькой конфеты»: ребёнка что-то тревожит, беспокоит, но он не говорит о причине своего беспокойства родителям, из боязни показаться маленьким.
2. Рекомендации родителям:
-
Мальчики и девочки по-разному переживают этот кризис. Девочки соперничают за внимание со стороны одноклассников и учителей; мальчишки стремятся показать свою смелость, силу, превосходство. Для того, чтобы поддержать ребёнка самым разумным для родителей будет привлечь кого-то из посторонних людей (соседей, знакомых, тренеров) для того, чтобы ребёнок услышал оценку о себе со стороны. Любая похвала за аккуратную тетрадку или забитый в ворота мяч очень важна для любого семилетки. -
Чтобы у ребёнка складывалась адекватная самооценка, не нужно его захваливать или ругать по любому поводу. -
Постараться объяснить ребёнку, что общение со сверстниками и общение со взрослыми – это очень разные вещи. -
Не стараться контролировать ребёнка всегда и везде и дать ему возможность самостоятельно решать те проблемы, решить которые он в состоянии сам.
Кризис 13 лет - пубертатный кризис - самый длительный и самый острый из всех кризисов детского возраста: ребёнок не просто взрослеет, изменения происходят не только в физиологии, но и в сознании, и в поведении, и в общении. У девочек кризисный период начинается значительно раньше, чем у мальчиков и протекает относительно спокойно, у мальчиков этот период может начаться на 1-2 года позже, чем у девочек, но проявляется крайне остро и бурно. Пубертатный кризис для любого ребёнка особенно тяжёл тем, что, с одной стороны, он может яростно доказывать, что он взрослый и не нуждается во внимании и заботе родителей, а с другой – ему очень хочется вновь почувствовать себя как в детстве, когда мама просто обнимет, поцелует, поможет и защитит.
1. Основные проявления кризиса 13 лет: физиологические (появление вторичных половых признаков, кожные высыпания, изменение пропорций тела, повышенная возбудимость, мутация голоса у мальчиков и др); возникновение поведенческих, нервных и психических расстройств: истерики, уходы из дома, курение, употребление алкоголя, воровство, акцентуации, депрессии и др.