Файл: Ученые и их открытия (тексты к урокам биологии, географии, химии).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ученые и их открытия
(тексты к урокам биологии, географии, химии)
Балуева Н.И.
учитель биологии
Илья Ильич Мечников
Мечников Илья Ильич (1845–1916) — выдающийся русский и французский ученый, биолог самого широкого профиля (микробиолог, цитолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и патолог). Среди наиболее важных достижений Мечникова — открытие явления фагоцитоза и доскональное его изучение. Эти исследования легли в основу фагоцитарной теории иммунитета, и в 1908 году ученый был удостоен Нобелевской премии.
Не раз, рискуя собственной жизнью, он проверял действие микробов тифа, впрыснув себе кровь больного, заражал себя микробами холеры. В 1886 году Мечников открыл в России первую бактериологическую станцию. Он получал и применял различные вакцины и сыворотки против сибирской язвы, холеры и других болезней.
Мечников обращался и к другим идеям, одной из которых была проблема старения и смерти. Учёный полагал, что люди могут жить дольше ста лет, а преждевременная старость — это болезнь, и её нужно лечить. Одной из причин старости микробиолог считал отравление организма человека токсинами. Он первым в мире оценил открытие студента из Болгарии С. Григорова о молочнокислой палочке, лично повторил все его исследования и опубликовал результаты. В своих трудах Мечников начал пропагандировать употребление кисломолочных продуктов. В XXI веке продолжается производство «мечниковской» простокваши.
В 1903 года Илья Мечников опубликовал «Этюды о природе человека» − книгу, посвященную ортобиозу.(здоровому образу жизни). Жить по его законам, по мнению физиолога, означает соединить здоровье физическое, психическое и духовное.
В какой науке И. И. Мечников был одним из лучших специалистов своего времени?
Какое явление удалось открыть И. И. Мечникову?
Какую престижную премию получил И. И. Мечников ?
Какие средства продления жизни выделял Мечников?
Средствами продления жизни он считал: победу над болезнями, которые укорачивают жизнь; отказ от вредных привычек; выполнение правил гигиены; диету; употребление кисломолочных продуктов.
Мечников утверждал, что необходимо продлевать жизнь, а не старость. Жить долго и активно, по его мнению, можно, если живёшь творчески и заинтересованно.
Луи Пастер
Луи Пастер (1822–1895) – французский ученый-химик, один из основоположников микробиологии и иммунологии. Изучая процесс брожения, в 1857 году Луи Пастер доказал его биологическую природу. В своих исследованиях он пришел к выводу, что брожение получается в результате действия микроорганизмов – бактерий, лишенных кислорода. В 1861 году Пастером был предложен способ сохранения жидких продуктов путем тепловой обработки, получивший впоследствии название “пастеризация”.
С 1865 года Луи Пастер начал изучать причины болезни тутового шелкопряда на юге Франции. Ученый нашел эффективные методы борьбы с этим заболеванием и спас шелководство. А с 1876 года Пастер полностью посвятил себя иммунологии. Он изучал такие заболевания, как: сибирская язва, родильная горячка, холера, бешенство и другие. В процессе исследований он установил, что болезни вызывают определенного рода возбудители. В 1881 году им была разработана вакцина против сибирской язвы, а в 1885 – от бешенства. Таким образом, им был сделан первый серьезный шаг в истории вакцинации.
Какой наукой занимался Луи Пастер?
Что выяснил Луи Пастер, занимаясь изучением брожения?
Что изучал Пастер в 1865 года.?
Иван Петрович Павлов
Иван Петрович Павлов (1849-1936) – выдающийся русский ученый, физиолог, основоположник учения о ВНД, основатель первой физиологической школы в России Он - обладатель Нобелевской премии. Всю жизнь отдал изучению регуляции пищеварения. Создатель знаменитой на весь мир науки о высшей нервной деятельности человека.
Свое образование Павлов начал в 1864 году, в духовном училище и окончив его, продолжил обучение в духовной семинарии. Иван Петрович тепло отзывался о том периоде. Ему очень повезло с учителями.
Во время учебы он знакомится с работами великого ученого И.М. Сеченова. Его научный труд "Рефлексы головного мозга" оказывает влияние на будущую научную деятельность академика Павлова. В 1870 году он продолжает получать образование в университете Петербурга на юридическом отделении.
Будущий ученый проявлял огромный интерес к изучению вопроса физиологии животных. Павлов интересовался основами нервной регуляции человека. После университета он переходит на третий курс Медико-хирургической академии.
В 1890 году становится профессором в области фармакологии и отправляется преподавать в Военно-медицинскую академию
, где со временем возглавляет одну из ее кафедр. Изучению вопроса физиологии кровообращения и пищеварения Иван Петрович отдает все свое время. В 1890 году ставит свой широко известный опыт с мнимым кормлением. Он успешно доказал огромную роль нервной системы человека в процессе пищеварения.
В 1925 году был открыт Институт физиологии. Возглавить его предложили Павлову. Он работал там до окончания своей жизни. Его уникальные труды известны во всем мире. Он был первооткрывателем знаменитого метода условных рефлексов.
В юности Иван Павлов увлекался коллекционированием. Сперва он собирал коллекцию бабочек, а потом заинтересовался собиранием марок.
Выдающийся ученый был левшой. Всю жизнь у него было слабое зрение. Он жаловался на то, что “ничего не видит без очков”.
Павлов много читал. Он интересовался не только профессиональной, но и художественной литературой. По свидетельству современников, несмотря на нехватку времени, Павлов каждую книгу прочитывал дважды.
Академик был заядлым спорщиком. Он мастерски вел дискуссию, и мало кто мог сравниться с ним в этом искусстве. Одновременно ученый не любил, когда с ним быстро соглашались.
Где будущий ученый получил высшее образование?
Какую науку создал Павлов?
В какой научной сфере специализировался Павлов?
Что такое «мнимое кормление», для чего применялось?
Грегор Иоганн Мендель
Грегор Иоганн Мендель (1822–1884) – биолог, ботаник, открывший законы наследственности. Мендель – фигура выдающаяся и неординарная: будучи религиозным деятелем, он также был естествоиспытателем. Его исследования заложили основу для новой научной дисциплины – генетики.
Иоганн Мендель появился на свет 20 июля 1822 года в небольшом австрийском городке Хейнцендорф в простой крестьянской семье. Помимо Иоганна, в семье подрастали ещё две дочери, Вероника и Терезия.
Любовь к природе проявилась у Иоганна в раннем возрасте. В свободное время он подрабатывал садовником, занимался пчеловодством. Иоганн рос болезненным ребёнком, и часто пропускал занятия в деревенской школе по причине болезней
В 1840 году Мендель окончил 6 классов гимназии, после чего поступил в институт Ольмюца, где в течение 3 лет изучал физику и философию. Иоганн отчаянно стремился получить хорошее образование, но финансовое положение семьи не позволяло ему сделать это. В итоге молодой человек был вынужден постричься в монахи, чтобы не думать о хлебе насущном и иметь возможность учиться дальше
В 1844–1848 гг. Мендель получал образование в Брюннском богословском институте. Кроме того, он самостоятельно изучил множество наук. В 25 лет Мендель стал священником, но не прекратил своих занятий.
Среди прочих наук Менделя более всего увлекала ботаника. В 1856 году его заинтересовали изменения признаков растений, и на протяжении последующих 6 лет он проводил опыты на горохе. В результате проделанной исследовательской работы им были сформулированы законы, которые в дальнейшем легли в основу учения о наследственности и стали известны в науке как законы Менделя.
Свой труд под названием «Опыт над растительными гибридами» Мендель рассылал в разные научные сообщества, но никто всерьёз им не заинтересовался. Последующие попытки по скрещиванию других видов растений и пчёл оказались безуспешными, так как механизмы оплодотворения имели свои особенности, о которых ещё не было известно науке.
Мендель сделал открытие чрезвычайной важности, но по достоинству оно было оценено лишь в начале ХХ века.
Кем был Грегор Иоганн Мендель?
Какая наука более всего увлекала Менделя?
С каким растением Мендель проводил свои опыты?
Дмитрий Иванович Менделеев
Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907 гг.) – гениальный русский ученый, профессор, член Академии наук, обладатель энциклопедических знаний по химии, физике, географии, экономике. Его главное открытие и разработка – периодическая система химических элементов, или таблица Менделеева.
Высшее образование будущий ученый получил в Санкт-Петербурге, в Главном педагогическом институте. В 1855 году Менделеев закончил институт (с золотой медалью) и начал преподавать. Сначала он работал в Симферопольской гимназии (где познакомился с Н. И. Пироговым), потом в Ришельевском лицее в Одессе. В 1856 году он защитил диссертацию и получил степень магистра химии.
Ученым был открыт и сформулирован один из фундаментальных законов природы – периодический закон химических элементов. Необходимо отметить, что над своей системой Менделеев работал с 1869 по 1900 года и так и не был удовлетворен своим трудом до конца.
В последние годы жизни Менделеев много сделал для открытия первого университета в Сибири, основал Главную палату мер и весов, содействовал открытию в Киеве Политехнического института, создал первое в Российской империи Химическое общество.
Где Дмитрий Иванович получил высшее образование?
Сколько лет Менделеев трудился над периодическим законом химических элементов?
Как называлось общество, основателем которого стал Менделеев?
Бутлеров Александр Михайлович
Бутлеров Александр Михайлович (1828–1886) — русский учёный, химик, сделавший немало важных научных открытий. Вошёл в историю как основатель научной школы органической химии, создатель теории строения органических веществ. Является автором трудов по пчеловодству и сельскому хозяйству. Александр Бутлеров, биография которого стала знаковой для научного сообщества, внёс большой вклад в развитие химии.
В 1844 году Александр Бутлеров поступил в Казанский университет на факультет естественных наук. Поначалу его интересовала зоология и ботаника, но затем студент полностью углубился в химию. После окончания обучения в 1849 году Александр Бутлеров приступил к преподавательской деятельности и стал читать лекции по химии, физике и физической географии в родном университете.
В 1851 году Александр Михайлович получил степень магистра, а спустя 3 года защитил докторскую диссертацию по теме «Об эфирных маслах». Через несколько лет Бутлеров стал профессором химии и в течение трёх лет исполнял обязанности ректора в Казанском университете.
К самым важным научным достижениям Александра Бутлерова стоит отнести его теорию химического строения органических веществ. Великий химик утверждал, что свойства органических соединений зависят не только от входящих в их состав химических элементов и их количества, но также от строения самой молекулы. Бутлеров считал, что самое главное — это то, как связаны атомы между собой. Благодаря этой теории стало понятным существование изомеров — соединений с одинаковым химическим составом, но с разным расположением атомов.
Теория Александра Бутлерова быстро завоевала признание в международном научном сообществе. Учебник, написанный им, был переведён на все языки Европы. В 1868 году учёному была присуждена Ломоносовская премия.
Как называлось высшее учебное заведение, куда поступил Бутлеров в 1844 году?