Файл: Светлана Александровна Алтынпара калининград 2023 Практическое занятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов.

Необходимость волевых усилий возрастает в сложных ситуациях «трудной жизни» и во многом зависит от противоречивости внутреннего мира самого человека.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля, волевые качества могут у человека и не сформироваться, если условия жизни и воспитания были неблагоприятными.
3) В чем суть воспитания и самовоспитания воли?

Воспитание воли - один из важных и сложных процессов самосовершенствования человека. Вывод о необходимости действовать в том или ином направлении является лишь предварительным условием самого действия. Нужно еще заставить себя осуществить принятое решение, т. е. проявить волю, причем это означает не самоподавление личности, а осознание общественного долга или своего собственного интереса, превратившегося в личное желание; оно предполагает единство долга и желаний и сознательное преодоление внешних и внутренних препятствий во имя достижения поставленной цели. 

Воля выражается в таких качествах, как выдержка и самообладание, настойчивость (в отличие от упрямства, которое называют неразумной волей), решительность, смелость, принципиальность, последовательность в действиях, единство слова и дела и т. п.

Человеческая деятельность всегда так или иначе связана с преодолением препятствий, и не только внешних, объективных, но и внутренних, субъективных. В последнем случае речь идет о таких явлениях, как лень, страх, стеснительность, укоренившиеся отрицательные привычки и т. д. Нередко человек оказывается перед выбором одного из нескольких возможных вариантов деятельности, в этом случае в его сознании происходит борьба мотивов. В данных ситуациях происходят своеобразные столкновения индивида с самим собой, в которых воля выступает как степень господства человека над своим поведением. В отличие от импульсивного поведения, неосознанного и непосредственно не контролируемого человеком, волевое поведение имеет целенаправленный, сознательный, контролируемый характер. 


Только человек, властвующий над собой, своими привычками, интересами, желаниями и т. д., может сознательно и целенаправленно регулировать свою деятельность, т. е. преодолевать одни желания, интересы, потребности ради других, признаваемых более высокими и важными, иначе говоря, разумно действовать не против себя, а в своих более важных интересах.

4) условия, способствующие развитию волевых качеств?

 В зависимости от характера самого волевого качества приходится говорить и о конкретных условиях его образования. Однако нельзя забывать и об общих моментах, которые помогают формированию комплекса волевых качеств личности в целом. На образование ценных волевых качеств положительно влияет наличие ряда отчетливо выраженных свойств личности, в первую очередь таких, как развитое чувство долга, ясность жизненных целей, страстное желание их достичь. Все это создает нужные условия для проявления активности в поведении человека, настойчивости в его устремлениях, влечет за собой осуществление им действий, ведущих к достижению поставленных целей. Достижение целей, которые человек себе ставит на любом этапе жизненного пути, всегда связано с преодолением различных трудностей. Нередко человек отступает перед возникшими трудностями, снижает уровень своих притязаний, переживая это как неудачу. Для преодоления возникающих трудностей большое значение имеют твердые убеждения, сформировавшиеся взгляды на задачи человека в жизни, подлинное человеческое достоинство.

Практические задания:

Задание 1.

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних порепятствий.

2. Благодаря воле разумное решение претворяется в действие.

3. Воля – способности человека управлять по своему сознательному решению внутренними процессами и состояниями, различными параметрами действительности.

4. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций и проявляет себя в них: побудительная («не хочется, но надо») и торможения («хочется, но нельзя»).

5. Исследование волевого поведения шло в двух главных направлениях – исследование философское и исследование
естественнонаучное.

Задание 12.

К какому виду (волевые, импульсивные, автоматизированные) относятся описанные действия человека? Укажите, по каким признакам вы это определили.

А. Во время Великой Отечественной войны на одном из участков фронта бойцы видели, как наш бомбардировщик совершил вынужденную посадку. Когда к нему подбежали, все члены экипажа лежали без признаков жизни. Окровавленный летчик сидел, вцепившись в штурвал. Ноги его нажимали на тормоза. Видно было, что последним движением раненой левой руки он ударил по выключателю зажигания, чтобы остановить мотор и не вызвать пожара при неудачной посадке... Через некоторое время, уже в медпункте, летчик, придя в себя, сквозь стиснутые зубы сказал: «Задание выполнено... Как экипаж? Самолет цел?» — и вновь потерял сознание. Здесь волевое действие человека, я определила по признакам- у летчика было задание, он его выполнил (предварительная постановка цели)!

Б. В ряде исследований отмечалось, что если включение лампочки несколько раз сочетать с электрическим раздражением руки испытуемого, то через некоторое время он начинает отдергивать руку, как только зажигается лампочка, даже при отсутствии электрического раздражения, ступени волевой регуляции 8В. (автоматизированное действие) здесь явно процесс, когда отдельные операции перестают требовать специальной ориентировки и происходят сами, сразу, автоматом. Ранее было воздействие –раздражени руки и выработалось данное действие. Человек никогда не сознает до конца всех элементов регуляции, исполнения и контроля действия (например, необходимых мышечных сокращений).

В книге А.Ф.Федорова «Подпольный обком действует» рассказывается о группе советских людей, направлявшихся в партизанский отряд и попавших в город во время бомбежки. Когда один из партизан, серьезный человек, увидел низколетящий фашистский самолет, он внезапно выхватил из-за пояса гранату и замахнулся на самолет. Друзьям пришлось схватить товарища за руку. (импульсивное поведение) Импульси́вность — черта характера, выражающаяся в склонности действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств или в силу эмоциональных переживаний. Партизан именно действовал так. Необдуманные поступки совершаются под влиянием сильных эмоциональных переживаний, интенсивных внешних раздражителей, состояния растерянности или утомления. Все эти факторы временно снижают способность к самоконтролю. Стойкая, но не патологическая импульсивность наблюдается на определенных этапах психического развития человека, при некоторых типах характера.

Задание 13.

Укажите, какая функция воли (регулирующая, стимулирующая, задерживающая) проявляется в каждой ситуации. Дайте обоснование своих ответов.

A. Человеку страшно хочется пить. Он подходит к водоему, готов зачерпнуть воды и выпить ее. Но ему говорят: «В этом водоеме обнаружен холерный эмбрион, имейте это в виду». Человек выливает воду и идет дальше. (Регулирующая, т. к. человек смог прекратить свои действия в данной ситуации.

Б. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что, если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто в нем находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом, благополучно сажает его и тут же теряет сознание. Из самолета его выносят уже мертвым. Задерживающая, не смотря на смертельную рану – летчик смог посадить самолёт и только потом умер.

B. В очень жаркий день подросток М. работал на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень усталым и изнуренным, он отказался, объяснив, что решил довести начатое дело до конца.)Стимулирующая. Сначала довести дело до конца, потом отдыхать. Здесь проявляются волевые качества подростка, доведение цели и задания до конца, его ответсвенность.

Практическое занятие №2 по теме «Психология чувств»

Задание 2.

Определите вид чувства: «Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал музыку к Онегину» (Из письма П.И. Чайковского)

Ответ: Эстетические (восторг, вдохновение), (увлеченность, удовлетворенность деятельностью, радость от успехов).

Задание 4.

1. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами:

а) моральными;

б) интеллектуальными; -правильный ответ

в) эстетическими;

г) практическими

Задание 5.

Определите, какое влияние (регулирующее, стимулирующее или дезорганизующее) оказали чувства на деятельность в следующих примерах.

A. Идет урок английского языка. Ребята принесли в класс ворону, молодая преподавательница Н. забралась на подоконник, чтобы поймать птицу и выпустить ее, в это время учитель М. заглядывает в класс. Он резко отчитывает Н. Смущенная, расстроенная, она выбегает в коридор, чтобы объяснить своему учителю, любимому человеку, суть происходящего. Но тот холоден и строг. Тогда Н. возвращается в класс, хватает ворону, которую кто-то из ребят завернул в тряпку. И так, в тряпке, выбрасывает беспомощную птицу в окно. Взволнованные и возмущенные ребята грубят учительнице. Одного за другим она выгоняет их за дверь. (
Дезорганизующее)

Б. Досадное чувство собственного безволия возникает тогда, когда отступаешь перед трудностями. В этих случаях стоит только безжалостно и искренне назвать себя тряпкой, никчемным человеком, как просыпается чувство оскорбленной гордости. С такой «злостью» и досадой берешься за работу, что себя не узнаешь. (Стимулирующее)
В. Группа ребятишек забралась на лодочный пирс. Взрослый незаметно подошел к ним и громко крикнул: «Вы что тут, озорники, делаете?» Ребята бросились врассыпную, прежде чем успели подумать, что ничего плохого они не сделали. Но удрали не все ребята, один из них сел на землю и заплакал. А один из ребят нахмурился, сжал кулаки и пошел к взрослому выяснять обстановку, хотя ему тоже было страшно. (Регулирующее).

Г. Сталевар, 41 г., переживает тяжелое состояние по поводу смерти единственной 18-летней дочери. Раньше он очень любил свою профессию, сознательно и 2ответственно относился к труду. Во время войны работал с высокой производительностью, по две-три смены, не выходя из цеха. Теперь работа ему тягостна, он жалуется на крайнюю усталость, хочет перейти на инвалидность. (Дезорганизующее)

Задание 7.

Какое явление в области чувств видим в следующем примере? Как оно называется? «Я не знаю, — пишет юноша девушке, — люблю я тебя или ненавижу. Мне кажется, что эти чувства во мне странным образом перемешаны. Я спрашиваю себя: почему я тебя люблю? И не нахожу ответа. Кажется, нет оснований и для ненависти. Может быть, ты поможешь мне понять самого себя и чем вызвано мое такое нелепое состояние? (Неопределенность)

Задание 10.

Выберите правильный ответ.

  1. Теория Джеймса—Ланге позволяет объяснить:

Правильные ответы выделены красным цветом!!!!

а) причину того или иного поведения;

б) направленность чувств;

в) эмоциональное состояние;

г) ни один ответ не верен.

Б. Центр удовольствия:

а) находится в коре головного мозга;

б) при своем возбуждении подавляет чувство голода;

в) называется также центром счастья;

B. Проявления эмоций у людей:

а) строго управляются внутренними механизмами;

б) определяются культурой;

в) относительно сходны в разных культурах.

Г. Среди различных проявлений чувств легче всего поддаются описанию: а) внутренние переживания;