ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.Пояснительная записка
Описание дисциплины/модуляУчебная программа разработана в соответствии с приказами Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» и от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан». Список рекомендуемой литературы составлен на основе Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 мая 2019 года № 217 "Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях". Формируемая компетенция: Учебная программа направлена на формирование у обучающихся условий для применения географических знаний, навыков и умений, направленных на решение геоэкологических, геоэкономических, социальных, геополитических и глобальных проблем, возникающих на всех уровнях географического пространства. Задачи: 1) развитие географического и пространственного мышления, географической культуры и языка;2) развитие понимания глобального, регионального и локального подходов в исследованиях геоэкологических, геополитических, социальных, геоэкономических процессов и явлений;3) создание условий для применения современных методов обработки геопространственных данных при изучении картографии, геоэкологии, геополитики, геоэкономики, страноведения и глобальных проблем человечества;4) привитие системы ценностей при их деятельностном изучении современной географической картины мира..В содержание типовой программы География входит школьный курс «Географии» для 10-11 классов естественно-математического направления по обновленному содержанию.Формирование навыков мышления, а также эффективная реализация целей обучения по предмету «География» осуществляется на основе исторических концептов (понятий): 1) изменение и преемственность; 2) причина и следствие; 3) доказательство; 4) сходство и различие; 5) значимость; 6) интерпретация. Для реализации типовой учебной программы «География» рекомендуются следующие формы обучения: лекции, семинары, конференции, практические занятия. Перечень литературы и средств обучения Основная: 1. Каймулдинова К., Абилмажинова С., Саипов А. География. Учебник для 10 классов естественно-математического направления обшеобразовательных школ. Алматы: Мектеп, 2019г. 2. Каймулдинова К., Абилмажинова С., Абдиманапов Б. География. Учебник для 11 классов естественно-математического направления обшеобразовательных школ. Алматы: Мектеп, 2020 г. Дополнительная 1.Бейкитова А. География. Методическое руководство - 10 класс, Алматы: Мектеп 2019 г. 2. Бейкитова А. География. Методическое руководство - 11 класс, Алматы: Мектеп 2020 г. 3. Каймулдинова К., Абилмажинова С., Саипов А. География. Учебник для 10 классов обшественно-гуманитарного направления обшеобразовательных школ. Алматы: Мектеп, 2019г. 4. Каймулдинова К., Абилмажинова С., Абдиманапов Б. География. Учебник для 11 классов обшественно-гуманитарного направления обшеобразовательных школ. Алматы: Мектеп, 2020 г. 5. С. К. Тулепбекова, Г.Т.Жапанова, С.А. Былинская, Г.Н.Чистякова - География. Учебник для 10 классов естественно-математического направления обшеобразовательных школ. Алматы: Алматыкітап, 2019г. 6. О. Б. Мазбаев, Л. Н. Алиева, Е. А. Токпанов, Б. К. Молбаев. География. Учебник для 11 классов обшественно-гуманитарного направления обшеобразовательных школ. Алматы: Алматыкітап, 2020 г. | |
Пререквизиты: Методы географических исследований, картография и геоинформатика, природопользование и геоэкология, | |
Постреквизиты: Геоэкономика, Геополитика, Страноведение, Глобальные проблемы человечества. | |
Необходимые средства обучения, оборудование: учебник, карта, глобус, компьютер, стикеры, атласы, интерактивная доска | |
| |
Контактная информация преподавателя (ей): | |
Ф.И.О. Гафнер Инна Гаррьевна | тел.:87012776175 |
е-mail:serega094.72@mail.ru |
2.Распределения часов по семестрам
Код и наименование модуля | Количество всего часов | Из них | ||||||||||
1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс | |||||||||
1 семестр | 2 семестр | 3 семестр | 4 семестр | 5 семестр | 6 семестр | 7 семестр | 8 семестр | |||||
География | 96 | 54 | 42 | | | | | | | |||
| | | | | | | | | | |||
| | | | | | | | | | |||
Всего: | | | | | | | | | | |||
Итого на обучение по модулю: | 96 | | | | | | | | |
3.Содержание рабочей учебной программы
№ | Содержание разделов /результаты обучения | Темы/критерии оценки | Всего кредитов/ часов | Из них | Вид занятия | Оценочные задания | ||||
теоретические | практические | индивидуальные | ||||||||
1 | 1 глава Методы географических исследований Использовать методы географических исследований. Проводить географическую экспертизу Представлять результаты географических исследований в различной форме.. |
1) Применяет элементы метода географического мониторинга согласно теме исследования. | 2 | 2 | - | | теоретические | Основные методы географических исследований | ||
1) Применяет сравнительные методы согласно теме исследования. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Применение сравнительных методов, примеры | ||||
1) Применяетколичественныйметод исследования. 2) Применяет элементы географической экспертизы согласно теме исследования. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Метод географического районирования | ||||
1) Применяет элементы географической экспертизы согласно теме исследования. 2) Применяет методы экспертных оценок согласно теме исследования. 3) Применяет методы моделирования согласно теме исследования. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Методы районирования | ||||
1) Излагает результаты исследований в устной форме. 2) Создает публикации по итогам результатов исследования. 3) Составляет электронные версии результатов исследований. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Применение актуальных методов географических исследований | ||||
1) Излагает результаты исследований в устной форме. 2) Создает публикации по итогам результатов исследования. 3) Составляет электронные версии результатов исследований. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Задачи на алгогитмы | ||||
1) Излагает результаты исследований в устной форме. 2) Создает публикации по итогам результатов исследования. 3) Составляет электронные версии результатов исследований. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Применение методов на практике | ||||
1) Применяет методы моделирования согласно теме исследования. 2) Применяет методы экспертных оценок согласно теме исследования. | 2 | - | 2 | | Практическое- повторение | Метод районирования в географических исследованиях | ||||
2 | 2глава. Картография жәнегеоинформатика Создавать различные базы источников с применением ИКТ. Систематизировать и представлять статистическиегеографические данные. Определять возможности применения ГИС в разных отраслях производства. | 2.1. Современные картографические методы 1) Анализирует статистические источники. 2) Создает картограммы, картодиаграммы, картосхемы, используя графический редактор. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Роль картографических методов в географических исследованиях | ||
2.2.Географические базы данных. Визуализация географических данных. 1) Составляет географические базы данных с применением программы MicrosoftExcel. 2) Составляет по теме географические базы данных с применением различных компьютерных программ. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Принципы составления географических баз данных | ||||
2.3 Визуализация географических данных 1) Составляет географические базы данных с применением программы MicrosoftExcel. 2) Составляет по теме географические базы данных с применением различных компьютерных программ. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Задания на визуализацию шеографических данных | ||||
2.4. Геоинформационные системы. Связ ГИС - технологий с другими науками и отраслями производства 1)Объясняет особенности геоинформационных методов и геоинформационных систем (ГИС) технологий, их связи с другими науками и отраслями производства. 2)Анализирует возможности применения ГИС в разных отраслях производства. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Особенности составления географических баз данных с применением компьютерных программ | ||||
3 | 3 глава. Природопользование и геоэкология Оценивать влияние природопользования на окружающую среду и выявлять пути решения проблем природопользования Оценивать эффективность природоохранных мероприятий (на основе местного/регионального компонента). Определять экологические проблемы глобального и Казахстанского уровня и предлагать собственные пути их решения. Исследовать качество окружающей среды (на основе местного/ регионального компонента). Описывать и сравнивать антропогенные факторы, оказывающие воздействие на окружающую среду. Проводить геоэкологические исследования на основе районирования. | 3.1. Виды природопользования 1)Объясняет необходимость природопользования. 2) Определяет и оценивает воздействие типов природопользования на окружающую среду (на основе местного/ регионального компонента). | 2 | 2 | - | | теоретическое | Понятие и виды природопользования | ||
3.2. Оценка воздействия видов природопользования на окружающую среду 1) Определяет принципы рационального природопользования. 2) Определяет виды природопользования (по типам хозяйствования) и представляет их в графической форме. | 2 | 2 | - | | | Понятие о географической окружающей среде, качественно новый этап | ||||
3.3. Принципы рационального природопользования 1)Определяет соответствие типов природопользования нормам, установленным в законодательном порядке (на основе местного/ регионального компонента). 2)Раскрывает роль географических закономерностей в возникновении глобальных экологических проблем. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Основные принципы рационального природопользования | ||||
3.4 Проектирование экономически чистых производств 1) Определяет соответствие типов природопользования нормам, установленным в законодательном порядке (на основе местного/ регионального компонента). 2) Раскрывает роль географических закономерностей в возникновении глобальных экологических проблем. | 2 | 2 | - | - | теоретическое | Задания на определение экономической целесообразности производства | ||||
3.5.Предмет исследования и актуальность геоэкологии 1) Предлагает пути минимизации негативного воздействия типов природопользования на окружающую среду (на основе местного/ регионального компонента). | 2 | 2 | - | | теоретическое | Основные направления и категории геоэкологии | ||||
3.6. Геоэкологическое районирование. 1)Анализирует механизм регулирования природопользования по отраслям хозяйства и потребления. 1) Определяет роль личности в природопользовании,"экологический след" влияния человека на природу. | 2 | - | 2 | | практикум | Классификация антропогенных факторов, задачи по районированию | ||||
3.7 Антропогенные факторы в геоэкологии 1) Предлагает пути минимизации негативного воздействия типов природопользования на окружающую среду (на основе местного/ регионального компонента). | 2 | 2 | - | | теоретическое | Знание основных антропогенных фаторов | ||||
3.8. Глобальные экологические проблемы. 1) Разрабатывает решения по повышению качества окружающей среды (на основе местного /регионального компонента). 2) Районирует территорию мира по уровню загрязнения и нарушенности природной среды. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Понятие и сущность геоэкологического районирования | ||||
3.9. Экологические проблемы Казахстана 1)Объясняет мировой опыт в решении глобальных экологических проблем. 2) Раскрывает роль научно-технического прогресса в решении экологических проблем. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Причины возникновения глобальных экологических проблем | ||||
3.10 Экологические инновационные технологии 1) Объясняет мировой опыт в решении глобальных экологических проблем. 2) Раскрывает роль научно-технического прогресса в решении экологических проблем. | 2 | - | 2 | | Практическое | Практикум по выполнению задач по районированию | ||||
3.11. Научно – технический прогресс и мировой опыт в рещении экологических проблем 1) Классифицирует страны мира по качеству окружающей среды. 2) Исследует опытным путемкачество окружающей среды (на основе местного/ регионального компонента). | 2 | 2 | - | | теоретическое | Научно-технический прогресс в решении экологическихпроблем | ||||
3.12. Роль личности в охране природы. 1) Классифицирует и представляет в графической форме антропогенные факторы, оказывающие воздействие на природу. 2) Классифицирует антропогенные изменения окружающей среды. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Роль географических закономерностей в геоэкологических процессах | ||||
3.13. Антропогенное изменение окружающей среды. 1) Классифицирует показатели качества окружающей среды. 2) Оценивает воздействие загрязненной окружающей среды на жизнь человека (с дополнительным охватом местного/ регионального компонента). | 2 | 2 | - | | теоретическое | Величина допустимой антропогенной нагрузки на природные объекты | ||||
3.14 Оценко качества окружающей среды 1) Классифицирует показатели качества окружающей среды. 2) Оценивает воздействие загрязненной окружающей среды на жизнь человека (с дополнительным охватом местного/ регионального компонента). | 2 | 2 | - | | теоретическое | Задания на оценку качества окружающей среды | ||||
3.15.Геоэкологическое районирование 1) Представляет в графической форме сущность, содержание, направления и основные категории геоэкологических исследований. 2) Исследует уровень, причины и следствия загрязнения геосфер. | 2 | - | 2 | | практическое | Деградация земель и оскуднение ландшафтов | ||||
| 1 семестр | | 54 | 48 | 6 | - | | | ||
4 | 4глава. Геоэкономика Описывать основные категории геоэкономики и определять различия между экономической географией и геоэкономикой. Оценивать, анализировать и дифференцировать структуру хозяйства стран мира и Республики Казахстан. Оценивать показатели т стратегии экономического развития стран мира. Предлагать решения по устранению барьеров экономического развития регионов Казахстана (на примере своего региона). | 4.1. Предмет исследования и актуальность геоэкономики. Цель и задачи, основные категории геоэкономики. 1) Объясняет цели и задачи, основные категории геоэкономики. 2) Раскрывает роль географического пространства в экономическом развитии стран и регионов (с дополнительным охватом казахстанского компонента). | 2 | 2 | - | | теоретическое | Основные направления геоэкономики | ||
4.2. Структура хозяйства стран мира. 1) Классифицирует страны мира по уровню экономического развития. 2) Дает оценку стратегиям экономического развития стран мира (с дополнительным охватом казахстанского компонента). 3) Классифицирует страны по их экономическому развитию (включая Казахстанский компонент). | 2 | 2 | - | | теоретическое | Территориальная структура мирового хозяйства | ||||
4.3 Территориальная структура и модели мирового хозяйства. 1) Классифицирует страны мира по уровню экономического развития. 2) Дает оценку стратегиям экономического развития стран мира (с дополнительным охватом казахстанского компонента). 3) Классифицирует страны по их экономическому развитию (включая Казахстанский компонент). | 2 | - | 2 | - | практическое | Составление обобщающей таблицы | ||||
4.4. Мировой опыт экономического развития. Стратегии экономического разития стран мира. 1) Классифицирует страны мира по хозяйственной структуре. 2) Определяет выгодные для Республики Казахстан структуру хозяйства, соотношение отраслей хозяйства, территориальную структуру хозяйства и эффективные показатели экономического развития. 3) Определяет благоприятную структуру хозяйства Республики Казахстан и их отраслей. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Отраслевая структура экономики. Показатели качества жизни | ||||
4.5. Целевые показатели стратегии экономического развития Республики Казахстан. 1) Определяет социально- экономические показатели Казахстана. 2) Сравнивает и анализирует отраслевую и территориальную структуру хозяйства, показатели экономического развития регионов Казахстана. 3) Сравнивает показатели экономического развития стран мира (с дополнительным охватом казахстанского компонента). | 2 | 2 | - | | теоретическое | Рейтинг благополучия стран. Показатели качества жизни | ||||
4.6. Инвестиционная привлекательность - рычаг развития экономики Казахстана. Геоэкономические стратегии развития. 1) Определяет пути по выравниванию экономического развития регионов Казахстана. 2) Определяет потенциал экономического развития регионов Казахстана (на примере своего региона). 3) Составляет проект стратегий экономического развития своего региона. | 2 | - | 2 | | практическое повторение урока | История развития экономики в Казахстане | ||||
5 | 5глава. Геополитика Исследовать основные категории геополитики и геополитические процессы. Давать комплексную оценку политико-морфологическим особенностям стран мира и Казахстана. Разрабатывать предложения по усилению геополитической безопасности Республики Казахстан. | 5.1. Актуальность геополитики. Цель и задачи, предмет исследования, основные категории геополитики. 1) Объясняет цель и задачи, предмет исследования, основные категории геополитики. 2) Определяет основные объекты и субъекты геополитики. 3)Исследует основные средства геополитического воздействия. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Предмет и задачи геополитики. Основные факторы геополитики | ||
5.2. Функции, виды, мероприятия по определению и проведению государственных границ, их динамика. 1) Оценивает роль в геополитике физико-географических, экономических, социальных, демографических, политических, военных, технологических факторов. 2) Анализирует современные геополитические процессы. 3) Исследует процесс формирования, основные показатели, динамику и меры по укреплению государственных границ Республики. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Формирование геополитического пространства | ||||
5.3 Морфология государственной территории 1) Оценивает роль в геополитике физико-географических, экономических, социальных, демографических, политических, военных, технологических факторов. 2) Анализирует современные геополитические процессы. 3) Исследует процесс формирования, основные показатели, динамику и меры по укреплению государственных границ Республики. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Задачи на разбор государственной территории | ||||
5.4. Геополитические процессы в современном мире. 1) Анализирует морфологические особенности государственной территории. 2) Анализирует функции, виды, мероприятия по определению и проведению государственных границ. 3) Анализирует и классифицирует государства по морфологическим особенностям территории | 2 | 2 | - | | теоретическое | Общие геополитические изменения и события в мире | ||||
5.5. Геополитическия интеграция Казахстана. Связи Республики Казахстан с мировыми и региональными организациями. 1) Дает комплексную оценку геополитического положения Республики Казахстан. 2) Определяет факторы, оказывающие влияние на геополитическую безопасность Республики Казахстан. 3) Определяетпутиусиления связей Республики Казахстан со странами мира, мировыми и региональными организациями. | 2 | - | 2 | | практическое повторение урока | Казахстан на Евразийском пространстве. Казахстан и его связи с другими государствами | ||||
| 6 глава. Страноведение Исследовать и описывать историко-географические регионы мира. Определять географические, социальные, экономические и политические факторы, оказывающие влияние на место страны в рейтинге. Предлагать на основе расчетов идеи по повышению места Казахстана в индексах и рейтингах, определяемых по совокупности показателей. | 6.1. Комплексное географическое районирование. Физико - географическое районирование. 1) Объясняет деление мира по различным признакам на физико-географические, историко-культурные, политико-географические и геополитические районы. 2) Представляет в творческой форме историко-географические регионы мира, их состав и особенности, географическую характеристику. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Деление мира по различным признакам на физико-географические, политико-географические и геополитические районы | ||
6.2. Показатели, применяемые при сопоставлении стран мира. 1) Называет показатели, применяемые в сопоставлениях стран мира. 2) Объясняет методику расчета одного из показателей, применяемых в сопоставлении (по выбору: валовый внутрений продукт (ВВП), валовый национальный продукт (ВНП), в том числе на душу населения, паритет покупательской способности (ППС), гендерное равенство | 2 | 2 | - | | теоретическое | Показатели, применяемые в сопоставлениях стран мира | ||||
6.3. Значение, субъекты и потребители прикладной страноведческой информации. 1) Графически представляет рейтинг стран мира по одному из показателей. 2) Характеризует индексы и рейтинги стран мира, определяемые по совокупности показателей (показатели расчета/оценки, субъект оценки, области применения результатов). 3) Графически представляет рейтинг стран мира, определяемый по совокупности показателей. | 2 | - | 2 | - | Практическое | Методика расчета одного из показателей, применяемых в сопоставлении стран мира | ||||
6.4. Место Казахстана на карте регионов мира. От далекого космического снимка до спутниковой карты Казахстана. 1) Определяет положение Республики Казахстан в физико-географических, историко-географических и геополитических регионах. 2) Прогнозируетна основе исследований изменение места Республики Казахстан на карте географических регионов в условиях глобализации. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Место Казахстана в историко-географическом, политико-географическом и геополитическом регионах | ||||
6.5. Рейтинг конкурентспособности Казахстана. 1) Определяет динамику места Казахстана в индексах и рейтингах, определяемых по совокупности показателей (на примере одного рейтинга по выбору). 2) Определяет географические, социальные, экономические и политические факторы, оказывающие влияние на место Казахстана в индексах и рейтингах, рассчитываемых по совокупности показателей. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Индекс развития человеческого потенциала. Международный рейтинг Казахстана | ||||
| | 6.6 Прикладное страноведение 1) Определяет динамику места Казахстана в индексах и рейтингах, определяемых по совокупности показателей (на примере одного рейтинга по выбору). 2) Определяет географические, социальные, экономические и политические факторы, оказывающие влияние на место Казахстана в индексах и рейтингах, рассчитываемых по совокупности показателей. | 2 | - | 2 | | практическое | Задачи на страноведение | ||
7 | 7 глава. Глобальные проблемы человечества Исследовать проблемы окружающей среды и проблемы глобализации, войны и безопасности. Создавать проекты по решению глобальных проблем. | 7.1. Классификация проблем в развитии человечества 1) Называет и классифицирует проблемы в развитии человечества. 2) Определяет критерии глобальных проблем. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Классификация проблем развития человечества. | ||
7.2. Проблемы сохранения мира. Энергетические и сырьевые проблемы. Проблемы мирового океана 1) Определяет и группирует причины и последствия глобальных проблем. 2) Определяет территориальные проявления глобальных проблем. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Приоритетные проблемы человечества. Экологические проблемы мира. | ||||
7.3. Географические аспекты глобальных проблем 1) Определяет и группирует причины и последствия глобальных проблем. 2) Определяет территориальные проявления глобальных проблем. | 2 | 2 | - | | теоретическое | Мировой опыт в решении глобальных проблем | ||||
7.4. Мировой опыт в решении глобальных проблем человечества. Инвестиции в сельское хозяйство - решение проблемы голода. Проявление глобальных проблем человечества на территории Казахстана. 1) Исследует мировой опыт в решении глобальных проблем; 2) Предлагает собственные проекты по решению глобальных проблем, в том числе проявляющихся на территории Казахстана. | 2 | 2 | - | | теоретическоеПодведение итогов | Прогнозирование и проектирование глобальных проблем человечества | ||||
| 2 семестр | | 42 | 32 | 10 | | | | ||
| Всего часов | | 96 | 80 | 16 | | | |