Файл: Уроках русского языка по дисциплине Методики преподавания учебных предметов "Русский язык" и "Литература".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Частное учреждение образовательная организация высшего образования
«Омская гуманитарная академия»


Кафедра Педагогики, психологии и социальной работы

Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка
по дисциплине «Методики преподавания учебных предметов

"Русский язык" и "Литература"»


Направление подготовки: Педагогическое образование

направленность (профиль) программы «Филологическое образование»

Руководитель:

____________________________

уч. степень, уч. звание, Фамилия И.О.

____________________________

подпись


Омск, 20___

СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ 3


ВВЕДЕНИЕ



Наглядные пособия играют огромную роль в современном образовании.

Все основные принципы обучения во взаимоотношениях, реализуемые на уроках русского языка, - это индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных возможностей, а также наглядность, последовательность, сила, сознательность.

Принцип ясности играет особую роль в обучении русскому языку.

Школа в целом выбирает, какому методу отдать предпочтение, какой автор больше подходит к разработанной им системе преподавания русского языка.

Правильное использование визуализаций на уроках русского языка в школе способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, осмысленных понятиях, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которое затем применяется на практике.

Русский язык является предметом наглядного и наглядного материала, такого как предметные образы (для уроков грамотности и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), образы для уроков грамотности и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных видов речи.

Особое внимание следует уделить требованиям к наглядным пособиям на русском языке с учетом требований издательства и корректуры, риторики, возрастной психологии,а также возможностей новых технических средств обучения.

Цель данной работы: изучить современные требования к производству наглядных пособий на русском языке.


Объект исследования: приёмы и методы преподавания русского языка в школе.

Предмет исследования: анализ использования наглядных пособий как средство преподавания русского языка в школе

Задача исследования:

1. Рассмотрим типы наглядных пособий.

2. Изучите принципы использования наглядных пособий на уроках русского языка.

3. Проанализируйте современные проблемы в культуре производства наглядных пособий.

4. Изучите современные требования к наглядным пособиям на русском языке.

5. На практических примерах рассмотрено создание и использование таблиц и диаграмм с учетом современных требований.

ГЛАВА 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.1 Виды наглядных пособий
Наглядные пособия по русскому языку являются одним из важнейших средств умственного развития, и их использование современным педагогом обязательно для методически точного и грамотного построения учебного процесса.

Правильное использование визуализаций на уроках способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, осмысленных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает прийти к обобщению на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений, которые затем применяются на практике.

Использование различных наглядных пособий активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым способствует их развитию, способствует более основательному усвоению материала, дает возможность экономить время.

Тема урока и возраст учащихся определяют характер наглядных пособий, а также особенности их применения. Многие наглядные пособия - таблицы, некоторые модели, счеты для индивидуального пользования, палитры, счетный материал, некоторые виды раздаточных материалов и др. - может быть сделано самими студентами.

При составлении учебного пособия у студентов неизбежно возникает интерес к нему, возникает желание понять его назначение и математическую структуру. Это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В процессе работы по изготовлению учебных пособий устанавливаются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и умения (расчет, измерение, рисование), а с другой - опираются на навыки, приобретенные на уроках труда (резка бумаги, склеивание и др.).)

При обучении русскому языку используются различные виды наглядных пособий (рис. 1).



ТИПЫ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ






Рис. 1 Виды наглядных пособий

В процессе обучения наглядные пособия используются для различных целей: для ознакомления с новым материалом, закрепления знаний, умений и навыков, а также для проверки их усвоения.

Когда наглядное пособие выступает в качестве источника знаний, то в нем следует особо подчеркнуть существенное - то, что является основой для обобщения, а также показать несущественное, его второстепенное значение.

При введении нового материала необходимо использовать наглядное пособие для того, чтобы уточнить сообщаемые знания. В этом случае наглядное пособие выступает в качестве иллюстрации словесных объяснений.

Признаки хорошего наглядного пособия:

- доступность участка;

- достоверность содержания;

- достаточный формат для фронтальной работы;

- цвет и яркость изображения;

- соответствие содержания изучаемого материала;

- точность и эстетичность самодельных наглядных пособий;

- дозировка наглядных пособий, чтобы урок не был перенасыщен ими;

- время демонстрации наглядного пособия (пособие должно появиться в нужный момент урока и быть снято после завершения работы над ним).

Словесное изложение материала позволяет получить вторичную информацию, а наглядные пособия помогают выделить главное. Именно поэтому высочайшее качество усвоения информации достигается сочетанием вербального изложения материала и использования наглядных пособий. Наглядность используется как средство познания новых вещей, и для иллюстрации идей, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания материала.

Наглядные пособия используются на всех этапах учебного процесса: при объяснении преподавателем нового материала, при закреплении знаний, формировании навыков, при выполнении домашних заданий, при контроле усвоения учебного материала

1.2 ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ
Знание типов наглядных пособий позволяет правильно их подбирать и эффективно использовать в обучении. В плане использования наглядные пособия делятся на общие и индивидуальные.


В процессе обучения наглядные пособия используются для различных целей: для ознакомления с новым материалом, закрепления знаний, умений и навыков, а также для проверки их усвоения.

Когда наглядное пособие выступает в качестве источника знаний, то в нем следует особо подчеркнуть существенное - то, что является основой для обобщения, а также показать несущественное, его второстепенное значение.

При введении нового материала необходимо использовать наглядное пособие для того, чтобы уточнить сообщаемые знания. В этом случае наглядное пособие выступает в качестве иллюстрации словесных объяснений.

При знакомстве с новым материалом, а особенно при закреплении знаний и умений, необходимо организовать работу с наглядными пособиями так, чтобы учащиеся сами оперировали ими и сопровождали свои действия соответствующими пояснениями.

Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается, так как в работу включаются различные анализаторы (зрительный, моторный, речевой, слуховой). При этом дети осваивают не только знания в соответствии с материалом урока. Но они также приобретают способность самостоятельно пользоваться наглядными пособиями. Учитель должен поощрять детей к использованию наглядных пособий и самостоятельной работе.

На этапе закрепления знаний и умений для различных упражнений следует широко использовать справочные таблицы, таблицы, чертежи и схемы. Рекомендуется практиковать воспроизведение ясно воспринимаемого материала путем моделирования, рисования и словесного описания.

Наглядные пособия иногда используются для проверки знаний и навыков учащихся. Используя раздаточный дидактический материал, учитель проверяет умение применять правило на практике.

Важным условием эффективного использования наглядных пособий является использование на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала. Если наглядные пособия используются там, где они вообще не нужны, они играют негативную роль, уводя детей от выполнения поставленной задачи.

1.3 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ ПРОИЗВОДСТВА НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ
Расширение возможностей реализации принципа наглядности на основе современных информационно-технических средств значительно облегчает создание иллюзии полного решения проблемы техническими средствами в практической педагогической деятельности, приводит в ряде случаев к забвению основных инвариантных принципов, вызывает необоснованное увлечение формой изложения материала в ущерб содержанию и целям обучения.


Эти явления находят свое отражение и в непосредственной педагогической практике, и в создании учебников, наглядных пособий, дидактических тетрадей, что не может не негативно сказаться на эффективности всего педагогического процесса, ставя под угрозу новые средства наглядности и новые средства обучения.

Для преодоления этих негативных тенденций необходимо последовательно придерживаться принципа системности по отношению к любым педагогическим новшествам и всегда соотносить новые технико-педагогические параметры современных наглядных пособий с основными структурными компонентами дидактической системы (ее целями и задачами, содержанием, методами). На основе анализа устойчивых взаимосвязей между ними можно получить необходимые дидактические рекомендации по созданию, оценке и включению новых наглядных материалов в педагогический процесс. Исходя из практической направленности таких рекомендаций, они должны представлять собой не абстрактные требования, а конкретные ограничения на использование наглядных пособий в реальных условиях современной образовательной системы.

Сегодня компьютерные технологии для создания и применения наглядных материалов помогают учителям, воспитателям и родителям. Мультимедийные технологии позволяют сочетать различные формы представления информации: текст, голос, музыку, графику, иллюстрации, видео и т.д. Технологии CD-ROM, CD-RW и DVD позволяют создавать огромные информационные банки визуальной и акустической информации на компактных и надежных носителях (один CD-ROM содержит многотомную энциклопедию с десятками тысяч статей, тысячами иллюстраций и сотнями фрагментов аудио, видео и анимации). Телекоммуникационные технологии предоставляют учителю неограниченные информационные ресурсы планеты. Поисковые технологии и системы управления базами данных позволяют эффективно ориентироваться в этих ресурсах и быстро находить необходимые материалы. Проекционная технология избавляет студентов от необходимости быть прикованными к экрану компьютера, перенося его изображение (в том числе динамическое) на большой настенный экран. Технологии предпечатной подготовки предоставляют всем желающим мощный и удобный инструмент для создания и наполнения содержанием композиций, верстки, изготовления макетов учебников, альбомов, книг и вспомогательных визуальных материалов.

Все это впечатляет, но в то же время, как показывает практика, зачастую препятствует адекватной оценке новых средств с точки зрения дидактики, особенно на начальном этапе ознакомления с новыми технологиями.