Файл: Методические рекомендации по изучению курса для студентов, обучающихся по направление подготовки40. 03. 01 Юриспруденция.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Студентам необходимо постараться объяснить, почему преступности несовершеннолетних свойствен групповой характер. Продолжает оставаться высоким уровень преступлений против несовершеннолетних. Не менее важен и виктимологический аспект рассматриваемой проблемы.

Рассматривая преступность несовершеннолетних, следует сконцентрировать внимание студентов на ее особенностях, которые проявляются в ее уровне, динамике, структуре, детерминирующих факторах и мотивации, которые обусловлены возрастными особенностями несовершеннолетних.

Анализируя статистические данные, необходимо подчеркнуть, что за последнее десятилетие фактически шел непрерывный рост преступности несовершеннолетних, доминирующей тенденцией является рост опасных насильственных и корыстно-насильственных преступлений, совершаемых несовершеннолетними, что, безусловно, свидетельствует о неблагополучии в российском обществе.

Серьезное внимание необходимо уделить криминологической характеристике личности несовершеннолетних преступников. Следует обратить внимание на криминальную активность разных возрастных групп несовершеннолетних, которая имеет особенности, на особенности мотивации, потребностей и интересов несовершеннолетних, совершающих преступления, на искажение у них нравственного и правового сознания.

Студенты также должны понимать основные детерминанты формирования несовершеннолетних преступников и меры по предупреждению преступности несовершеннолетних.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы состояние и динамика преступности несовершеннолетних?

  2. Какие преступления совершаются чаще всего несовершеннолетними?

  3. Перечислите особенности личности несовершеннолетнего преступника.

  4. Каковы причины и условия преступности несовершеннолетних?

  5. Раскройте содержание обще-социальных и специально-криминологических мер предупреждения преступности несовершеннолетних.


Тема 14. Преступность женщин.

  1. Состояние, структура и динамика преступности женщин.

  2. Причины преступности женщины.

  3. Усиление их активной роли в общественной жизни и производстве.

  4. Предупреждение преступности женщин.

  5. Проблемы предупреждения преступности женщин.

Актуальность рассмотрения именно этой темы определяется, прежде всего, особым местом, которое женщины занимают в обществе. Кроме того, структура женской преступности существенно отличается от структуры мужской преступности. Между тем, в последнее время наблюдается существенный рост женской преступности. Более того, женщины стали совершать преступления, которые ранее были характерны исключительно для мужчин.


Среди прочих, можно назвать такие преступления, как, например, взяточничество, соучастие в «заказных» убийствах, преступления в сфере экономики и даже изнасилования, где женщины также являются соучастниками. Почему это произошло, в этом, в числе прочего, и предстоит разобраться студентам.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каково соотношение мужской и женской преступности?

  2. Совершение, каких преступлений наиболее характерно для женщин?

  3. Каковы причины и условия преступности женщин?

  4. Какие криминогенные факторы усилили свое влияние на женскую преступность в последнее десятилетие?


Тема 15. Преступления против здоровья и нравственности населения

  1. Понятие и виды преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.

  2. Причины и условия преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.

  3. Особенности свойств личности преступников.

  4. Общие и специальные меры предупреждения.


В России в последние годы складывается чрезвычайно тревожная демографическая ситуация: смертность превышает рождаемость. Указанные негативные процессы происходят на фоне преступных проявлений, непосредственно связанных со здоровьем и нравственным состоянием общества: растет число алкоголиков и наркоманов заболевающих СПИдом, в производство и торговлю наркотиками втягивается молодежь и даже несовершеннолетние и подростки, распространение наркотизма можно считать настоящей социальной эпидемией.

Самые негативные последствия характерны для игромании, в которую втянуты миллионы граждан. Игромания сегодня в одном ряду с алкоголизмом и наркотизмом. Что касается нравственного состояния общества, то уже не исподволь, а совершенно открыто и абсолютно неконтролируемо и цинично обществу насаждается культ силы и криминальная субкультура. Почему общество не в состоянии противостоять этим опасным явлениям, - на этот и другие вопросы, связанные с преступлениями против здоровья и нравственности населения необходимо постараться найти ответ.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Сущность социального отрицания преступности.

  2. Характеристика основных подходов к воздействию на преступность.

  3. Сущность социального фактора, воздействующего на преступность


Тема 16. Неосторожная преступность.

  1. Понятие и общая криминологическая характеристика неосторожных преступлений.

  2. Состояние, структура и динамика неосторожных преступлений с учетом латентности.

  3. Типология и классификация лиц, совершивших неосторожные преступления.

  4. Причины и условия неосторожных преступлений.

  5. Предупреждение неосторожных преступлений.



Ущерб от некоторых неосторожных преступлений превышает суммарный вред от умышленных преступлений. При этом с психологической точки зрения, неосторожная форма вины весьма опосредованно свидетельствует о социальной опасности преступника. В то же время число неосторожных преступлений продолжает расти. И чем больше человек зависит от создаваемой им техники, чем более опосредован он от естественной взаимосвязи с природой, тем все в большей степени он подвержен риску неосторожного правонарушения.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте понятие неосторожности совершения преступлений.

  2. Каковы виды неосторожности совершения преступлений?

  3. Назовите основные криминологические особенности неосторожных преступлений.

  4. Раскройте особенности личности неосторожного преступника.

  5. Каковы основные причины и условия совершения неосторожных преступлений?

  6. Перечислите основные меры предупреждения неосторожных


Тема 17. Экологическая преступность.

  1. Понятие и криминологическая характеристика экологических преступлений: состояние, структура и динамика.

  2. Криминологическая характеристика лиц, совершивших экологические преступления: социально-демографические и правовые признаки.

  3. Общие и специфические причины экологических преступлений.

  4. Предупреждение преступлений в сфере экологии.


Преступления против экологии совершаются либо должностными лицами, либо гражданами. Причем в первом случае чаще всего преступления будут совершены по неосторожности, во втором случае, наоборот, вероятен прямой умысел. При этом необходимо подчеркнуть, что экологические преступления, к сожалению, еще не вызывают в обществе надлежащую негативную реакцию. Более того, многие граждане не только склонны оправдывать людей, совершающих такие преступления, но и сами не прочь их совершать. Между тем, опасность любого, а тем более преступного, воздействия на экологию приводит не только к прямым материальным убыткам, но и к нарушению хрупкого равновесия в природе, которое иногда уже невозможно восстановить.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Раскройте понятие и криминологическую характеристику экологических преступлений.

  2. Дайте криминологическую характеристику лицам, совершивших экологические преступления.

  3. Причины экологических преступлений.

  4. Какие меры предупреждение преступлений в сфере экологии.



Тема 18. Международное сотрудничество.

  1. Международная и транснациональная преступность. Криминологические аспекты транснациональной преступности.

  2. Состояние, структура, динамика и география преступности в странах СНГ.

  3. Факторы, влияющие на рост преступности в странах бывшего СССР.

  4. Характеристика преступности по странам и континентам.

  5. Социальные, правовые и организационные формы предупреждения преступности за рубежом.

  6. Роль органов государственной власти и общественных объединений, в организации работы по предупреждению преступности и защите жертв преступлений в развитых странах мира.

  7. Возможности использования такого опыта в профилактике преступлений.

С определенной долей уверенности можно считать, что Россия в настоящее время является активным участником корпоративного международного сотрудничества, направленного на борьбу с преступностью: Россия вступила в Интерпол, связана многочисленными договорами о совместных усилиях по борьбе с преступностью со многими странами, соблюдает соответствующие рекомендации ОБСЭ и ООН, проводит и участвует в многочисленных конференциях по изучению причин преступности и разработке мер борьбы с ней.

При некоторых посольствах существуют специальные представители, которые стараются координировать деятельность правоохранительных органов России и своих стран в области борьбы с преступностью (например, представитель ФБР при посольстве США).

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите криминологические аспекты транснациональной преступности.

  2. Какие факторы, влияют на рост преступности в странах бывшего СССР.

  3. Характеристика преступности по странам и континентам.

  4. Какие формы предупреждения преступности за рубежом.

  5. Назовите формы взаимодействия правоохранительных органов различных стран в изучении преступности и ее предупреждении.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов, наряду с аудиторными лекционными и семинарскими занятиями, сдачей экзамена, является важнейшей составной частью изучения курса «Криминология».

Самоподготовка, как вид самостоятельной работы студентов, включает в себя ряд элементов, в частности: ознакомление с содержанием настоящего сборника методических рекомендаций, чтение и изучение учебной и другой научно-методической литературы; конспектирование текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, подготовку практических материалов и докладов к семинарам; отработку тем, пропущенных семинарских занятий в виде конспектов, рефератов, письменных и устных ответов по отдельным вопросам; подготовку и защиту, квалификационных выпускных работ; подготовку ответов на экзаменационные вопросы.


Самостоятельная работа имеет целью помочь студентам более глубоко изучить наиболее важные и сложные темы курса криминологии, развить навыки самостоятельной работы с литературой и научить творчески подходить к основным положениям криминологической теории.

Одновременно самостоятельная работа является средством проверки усвоения изученного материала студентами, закрепления ими теоретических знаний. При ее выполнении студент должен уметь грамотно, логически стройно и последовательно раскрывать выбранную им тему, выделять основополагающие вопросы и иллюстрировать их примерами, связывать положения криминологической теории с анализом практики борьбы с преступностью.

Каждый вариант самостоятельной работы содержит два задания:

1. Освещение теоретического вопроса.

2. Решение задач.

Теоретическая часть самостоятельной работы выполняется в соответствии с предлагаемым планом и методическими указаниями к теме. План является примерным, может быть дополнен, конкретизирован, но не сокращен. Перед выполнением работы необходимо изучить соответствующие разделы учебника по криминологии Но, другую рекомендованную литературу, в том числе статьи, сообщения, следственную практику, опубликованные в журналах: "Lex Russica", "Прокурорская и следственная практика", "Вопросы борьбы с преступностью", "Законность", "Государство и право", "Социологические исследования" и др.

Неплохо, если студент по определенным положениям теоретической части работы высказывает собственные суждения, ссылается на примеры из личной практики или наблюдений, анализирует специальную литературу, материалы средств массовой информации.

Самостоятельная работа выполняется по шести вариантам, по усмотрению студента. Третий вариант может быть выбран студентами, работающими в правоохранительных органах (суд, прокуратура, юстиция, полиция, МВД и т.д.) и имеющими возможность самостоятельно обобщить практику борьбы с преступностью.

Семинар 1

1 Понятие и признаки преступности

План

  1. Понятия преступности.

  2. Основные количественные и качественные признаки преступности.

  3. Латентная преступность: понятие и методы выявления.

  4. Современное состояние преступности в России: изменения в динамике структуре.