Файл: Книга будет интересна как специалистампсихологам, педагогам, так и широкому кругу читателей. Оглавление введение 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
положного пола. У мальчиков же во главу угла встают сила и муже­ственность, что сопровождается бесконечными поведенческими экс­периментами, имеющими целью найти себя и сформировать свой об­раз взрослости. Формирование полового самосознания, эталонов мужественности и женственности начинается с первых дней жизни ре­бенка. Однако наиболее интенсивно оно осуществляется в подрост­ковом и юношеском возрастах, когда усвоенное на предшествующих стадиях начинает проверяться и уточняться в ходе интенсивного об­щения с лицами противоположного пола.

Исследования Т. И. Юферевой показывают, что практически един­ственной сферой жизнедеятельности, в которой формируются пред­ставления подростков об образах мужественности и женственности, являются взаимоотношения с противоположным полом. Оказалось, что эти представления в каждом возрасте отражают особые аспекты общения: в 7-м классе — семейно-бытовые отношения, в 8-м и, осо­бенно, в 9-м — более близкие эмоционально-личностные отношения

между юношами и девушками, причем прежние отношения с возрас­том не углубляются, а просто замещаются другими.

Представления подростков об идеальных для взаимоотношений полов качествах мужчин и женщин преимущественно связаны с поня­тием товарищества без учета половой принадлежности. Поэтому иде­альные представления и реальное поведение не совпадают, поскольку идеал не выполняет регулятивной функции. Печально также и то, что понятие женственности юноши связывали исключительно с материн­ством, а в раскрытии понятия мужественности забывают о таком ка­честве, как ответственность (Юферева Т. И., 1985, 1987).

С. В. Ковалев утверждает, что половое воспитание должно не сгла­живать, а, наоборот, всячески поддерживать половые различия муж­чин и женщин. Эти различия проявляются уже в первые дни после рождения, становясь с взрослением ребенка все более яркими и от­четливыми. Активность сильного пола носит своеобразный предмет­но-инструментальный характер, тогда как слабый пол по своей при­роде эмоционально-экспрессивен, что в достаточной степени прояв­ляется и в области полового поведения и влечений.

Трудно переоценить роль полового воспитания и в формировании качеств семьянина. Здесь огромную роль играет добрачный опыт юно­
сти, в котором особенно важно познание как можно большего коли­чества реальных семей, царящих в них взаимоотношений и укладов. В настоящее время не принято знакомство домами, которое крайне необходимо юношам и девушкам по двум причинам: во-первых, при­вычно встречаясь вне семейного круга в местах проведения досуга, юноши и девушки не имеют возможности составить полноценное впе­чатление друг о друге, поскольку оно невозможно без знания о том, каким их избранник бывает среди родных и близких. Во-вторых, только при таком «домашнем» знакомстве молодые люди могут составить до­статочно точное впечатление не только об особенностях семейного микроклимата и уклада, но и об их приемлемости с точки зрения при­нятых в их собственном доме представлений о правах и обязанностях членов семьи, о том, как можно и должно поступать в семейной общ­ности. Основываясь на этом, молодые люди могли бы принять более точное решение о возможности будущей совместной жизни.

В. А. Сысенко (1985, с. 25) так формулирует основные направления деятельности по подготовке к семейной жизни:

  1. нравственная (осознание ценности брака, детей и т. д.);

  2. психологическая (сумма психологических знаний, необходимых

в супружеской жизни);


  1. педагогическая (навыки и способности к воспитанию детей);

  2. санитарно-гигиеническая (гигиена брака и быта);

  3. экономическая и хозяйственно-бытовая.

Литература

Голод С. И. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л., 1990.

Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.

Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. М., 1991.

Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

Колесов Д. В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созрева­ния. М., 1978.

Кон И. С. Введение в сексологию. М., 1988.

Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002.

Психология подростка. Психологическая энциклопедия. Полное руководство для пси­хологов, педагогов и родителей / Под ред. А. А. Реана, СПб.: Прайм-Еврознак; М.: Олма-Пресс, 2003.

МайерсД. Социальная психология. СПб.; М.: Питер, 1999.

Сысенко В. А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. М., 1981.


Сысенко В. А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок// Мо­лодожены. М., 1985.

Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психоло­гии. 1985. № 3.

Юферева Т. И. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.

Constantinople A. Sex-role acquisiton: In search of the elephant // Sex Roles. 1979. Vol 5. P. 121— 134.

Mischel W. A social-learning view of sex differences in behavior. The Development of sex differences / Ed. E. E. Maccoby. Stanfort, 1966. P. 56-61.

Stangor C, Ruble D. N. Development of gender role knowledge and gender consistency. New Directions for Child Development, 38, 5-22.

Levy, В., Carter, D. B. Gender schema gender constancy and gender-role knowledge: The roles of cognitive factors in preschoolers» gender-role stereotype attributions. Developmental Psychology, 25 (3), 1989. 444-449.


Тема III

ВЫБОР СУПРУГА И ФАКТОРЫ РИСКА ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В БРАК

В настоящее время в мире существует всеобщая статистическая тен­денция быстрой смены норм сексуального поведения и соответствую­щих им моральных установок.

Молодежь раньше созревает физически, раньше начинает половую жизнь. Отмечается рост числа добрачных связей, отмирания так на­зываемого «двойного стандарта» (фактическая дозволенность до- и внебрачного секса для мужчин и недопустимость его для женщин). Происходит также изменение социально-нравственных установок молодежи, прежде всего «либерализация» отношений к добрачным связям и одинокому материнству (Голод С. И., 1990, 1995, 1996, 1999).

Отмечаются весьма негативные последствия подобной динамики. Так, в 1981 году в нашей стране на 1000 женщин (нерожавших) приходилось 272 аборта, 140 рождений вне брака (мать-одиночка), 271 рождение в пер­вые месяцы брака (то есть женщина в период, когда у будущего ребенка закладываются внутренние органы и формируется нервная система, не уверена в своем и его будущем), и только в 317 случаях — зачатие в браке.

К 1993 году доля абортов среди всех беременностей составила 70% (235 абортов на 100 родов). В 1992 году среднее число абортов, прихо­дящихся на одну женщину, превышало три. По данным Минздрава, в последующие годы число абортов уменьшается (до двух на одну жен­щину в 1999 году; 183 аборта на 100 родов. Однако, возможно, статис­тика просто не учитывает аборты, производимые коммерческими ме­дицинскими учреждениями. В то же время абсолютная цифра прерван­ных беременностей за последние сорок лет снизилась, впрочем как и число рождений, за счет использования контрацепции. И все же по числу абортов на сто родов Россия в 1995 году в 15 раз превосходила Германию более, чем в 4 раза — США (Население и общество, 2000).

По статистике, в России 0,1% девушек делают аборты до 15 лет, а в возрасте 15-19 лет— 10,9% (ШнейдерЛ. Б., 2000). Растет и число вне­брачных рождений: если с 1960 по 1970 год доля детей, родившихся у

незамужних матерей, несколько снизилась (с 13,11% до 10,57%) иста*
билизировалась на этих цифрах, то с середины 1980-х годов вновь про­исходит постепенный подъем числа внебрачных рождений (до 14,61% в 1990 году), переходящий в 1990-е в неуклонный рост внебрачной рож­даемости — до 26,95% (а на селе до 28,1%) к 1998 году (Демографичес­кий ежегодник России, 1999).

В то же время в США авторами отмечается некоторый возврат к более консервативной морали и ценностям, уменьшение числа до­брачных связей среди молодежи. Взгляды на допустимость добрачно­го секса, судя по опросам 1980-х годов, стали соответствовать воззре­ниям, бытовавшим в США в 1970-е годы (Крайг Г., 2002). Авторы объясняют это как отрезвляющим влиянием СПИДа, так и ростом уве­ренности и чувства собственного достоинства у женщин. Причина может состоять и в ослаблении социального давления, заставляющего вести половую жизнь, так что женщины, скорее всего, в этом вопросе следуют собственным убеждениям (Gerrard М.,1987).

Кроме того, большинство студентов колледжей обоего пола отме­тило, что предпочитает вступить в брак с человеком, еще не потеряв­шим невинности (Williams J. D., Jacobi A. P., 1989). Хотя молодые лю­ди в США по-прежнему считали секс существенной частью роман­тических отношений, они обычно не одобряли случайных связей (Abler R. M., Sedlacek W. Е., 1989).

Изменяется процесс выбора супруга и отношение к браку в целом:

  • вступление в брак не рассматривается как необходимость, рас­
    тет число домохозяйств, состоящих из одного человека среди
    молодежи и среди пожилых людей; все большее число молодых
    людей сознательно избирают одинокий образ жизни как свой
    жизненный стиль (Крайг Г., 2002);

  • уменьшилось влияние родителей на выбор супруга (исключая
    те семьи, в которых вопросы наследования играют значитель­
    ную роль);

  • выросли ожидания и требования, предъявляемые молодыми людь­
    ми к семейной жизни. По мнению некоторых американских ис­
    следователей, ничто так не изменилось в мире, как представления
    женщин о том, каким должен быть брак (К. Ароне, 1995);

  • выбор основывается в большей мере на основе личных качеств
    (а не социальных характеристик).