Файл: Книга будет интересна как специалистампсихологам, педагогам, так и широкому кругу читателей. Оглавление введение 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время в обществе существует проблема одиночества. Около одной седьмой части всех жителей страны, находящихся в брач-

ном возрасте, не состоят в браке (Обозов Н. Н., 1979). Для человека об­щительного, умеющего строить свои отношения с другими людьми, вступление в брак не представляет трудностей. Человеку малообщитель­ному приходится намного сложнее. Основная причина, которую назы­вают одинокие, — трудности в поиске партнера. По мнению Н. Н. Обо-зова (1979), существуют различные факторы, затрудняющие поиск под­ходящего партнера для вступления в брак. Рост крупных городов приводит к тому, что сужается круг общения современного человека и, соответственно, поле его выбора. В то же время требования к будущему супругу повысились, диапазон качеств желаемого партнера стал шире, так как современный брак — союз духовно близких, психологически и сексуально совместимых людей. Существуют и объективные трудности для знакомства: наличие преимущественно женских или мужских пред­приятий (и вузов), недостаток мест, в которых молодежь могла бы об­щаться. Существенной преградой к созданию семьи являются личност­ные особенности различных людей: неспособность к установлению (и удержанию) контакта, трудности в общении, невротические реакции.

Н. Н. Обозов и А. Н. Обозова (1981) полагают, что при спонтан­ном, свободном подборе брачных партнеров образовавшиеся пары лишь в 1/3 случаев обнаруживают достаточную совместимость. Имен­но на этапе выбора партнеров совершаются ошибки, в дальнейшем ведущие к неустойчивости брака. Можно назвать по крайней мере два фактора, обусловливающие неадекватность выбора партнера: сужение поля выбора и ошибки субъективного восприятия.

Выбор партнера ограничен возрастом, статусом, территориальны­ми и другими границами. В пределах оставшегося поля выбора осуще­ствляется реальный выбор — индивидуальный и субъективный. При выборе учитываются характеристики всех уровней — сексуальные и внешние данные, интеллект, образование, характер, сфера интересов личности и ценностные ориентации. Разнообразие характеристик, по которым необходима персональная совместимость, и является при­чиной сужения поля выбора даже в условиях отсутствия социальных
ограничений при выборе и социальной мобильности населения. По расчетам А. Н. Обозовой и Н. Н. Обозова, даже при учете четырех не­сопряженных характеристик оптимальным партнером может быть лишь один из шестнадцати претендентов. Таким образом, расшире­ние потенциального поля выбора партнеров — одно из условий наи­лучшего брачного выбора.

Второй фактор неадекватного выбора связан с механизмами вос­приятия людьми друг друга. Выбор супруга регулируется идеальным

образом партнера. В создании этого образа участвует весь предшеству­ющий опыт общения личности, эталоны родительской семьи, литера­турные прообразы, социальные стереотипы и идеалы ближайшего окружения, ошибочность образа партнера может быть одним из ис­точников неадекватного выбора.

Следует учитывать, что характеристики, по которым подбирается оптимальный партнер, трудны для распознавания. Для более адекват­ной оценки этих характеристик необходим определенный уровень пси­хологической подготовки. Очень важен достаточный стаж знакомства, при этом А. Н. Обозова, Н. Н. Обозов и другие исследователи семьи советуют не закрывать глаза на недостатки партнера до брака, не на­деяться перевоспитать его «потом», так как исправление взрослого человека — процесс малореальный. Исследования показывают, что эти условия — достаточный стаж предбрачного знакомства и правильная система ценностей при выборе партнера — нередко отсутствуют.

ТЕОРИИ ВЫБОРА БРАЧНОГО ПАРТНЕРА

Существуют различные теории выбора брачного партнера. Некото­рые исследователи, например К. Мелвилл, уподобляют процесс вы­бора супруга торговой сделке, причем «валютой» в обмене служат та­кие социальные ценности двух индивидов, как социальное происхож­дение, экономическое положение, образование и личные качества (возраст, внешность) (Melville К., 1977).

Сторонники теории гомогамии (Най А., Берардо Ф., Боссард Дж. и др.) утверждали, что «обменены» могут быть не любые мужчина и жен­щина, а лишь те, которые обладают одинаковой «социальной ценнос­тью», или гомогамией. Фактически в число возможных избранников
входят кандидаты с одинаковыми характеристиками, имеющими пер­востепенное значение с точки зрения брачного выбора (раса, вероис­поведание, социальный класс, близость по образовательному уровню, возрасту, брачному статусу, территориальная близость проживания) (NyeL, BerardoE, 1973).

Теория «дополняющих потребностей» (Уинч Р.) заключается в пред­положении, что принцип гомогамии может быть применен только к социально-культурным характеристикам, а на уровне личностных ха­рактеристик притягиваются противоположности (Winch R., 1954). Это

означает, что властного мужчину нередко привлекает кроткая женщи­на, а спокойного и мягкого мужчину может влечь к энергичной и пря­мой женщине (Крайг Г., 2002).

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Сен-терсом (Centers R., 1975), также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни по­требности (например, половая и потребность в принадлежности) бо-J лее важны, чем другие, и что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности сходны с его собственными или допол** няют их.

Согласно Адамсу, изучавшему прочные студенческие пары на про­тяжении 6 месяцев, первичное влечение основано скорее на внешних особенностях, таких как физическая привлекательность, общитель­ность, уравновешенность и общие интересы. Завязавшиеся отноше­ния укрепляются благодаря реакциям окружающих, получению ста­туса пары, ощущению уюта и спокойствия в присутствии друг друга и действию других подобных факторов. Затем пара вступает в стадию взаимных обязательств и близости, что еще больше сближает партне­ров. Члены пары, связавшие себя взаимными обязательствами, изуча­ют взгляды и ценности друг друга. На этой стадии пара часто готова к тому, чтобы принять решение о вступлении в брак (Adams В. В., 1979).

Теория «стимул—ценность—роль» (Мерстейн Б.) основывается на двух важных посылках:

1) на каждой ступени развития взаимоотношений партнеров проч-


ность отношений зависит от так называемого равенства обмена (происходит учет плюсов и минусов каждого индивида, каждый человек старается вступить в брак с наиболее привлекательным для себя партнером);

2) брачный выбор включает в себя серию последовательных ста­
дий, или фильтров. Выделяются три стадии: стимул (привлека­
тельность партнера) — ценность (сходство взглядов) — роль (со­
ответствие ролевого поведения избранника своим ожиданиям)
(MursteinB., 1970).

В «круговой теории любви» (Рейс А.) рассматривается четыре ста­дии:

  1. установление взаимосвязи (критерий — легкость общения, за­
    висящий от социально-культурных факторов);

  2. самораскрытие — возникновение доверия, возможность раскры-

тия себя перед другим;


  1. формирование взаимной зависимости (на основе чувства необ­
    ходимости друг другу);

  2. реализация базовых потребностей личности (в любви, доверии)

(Reissl. L., 1976).

Общим для перечисленных теорий является то, что все они базиру­ются на принципе социально-культурной гомогамии, а механизм вы­бора партнера рассматривается как система фильтров. Данные теории последовательно сужают круг возможных избранников, отсекая непод­ходящих. На заключительном этапе остаются те пары мужчин и жен­щин, которые теоретически должны хорошо подходить друг другу как супруги.

Направление исследований мотивов выбора брачного партнера, названное «идентификация», имеет своим методологическим истоком психоанализ. Представители этого направления полагают, что при су­пружеском выборе идентификация ребенка с родителем проявляется в том, что поиски партнера основываются на выработанном представ­лении о родителе противоположного пола как идеале супруга. По этой теории, удовлетворенность браком зависит от соответствия супруга образу родителя.

Представители ролевой теории (Парсонс Т., Бейлз Р., Харбер Б., Орт Р. и др.) полагают, что удовлетворенность браком зависит от соот-ветствия ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению.

ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВОДУ

В 1980-е годы интерес ученых к изучению закономерностей выбо^ ра брачного партнера заметно упал. Исследователи переключили свои
усилия на анализ добрачных и брачных факторов, угрожающих стабиль-? ности семьи. Отмечается, что уже сам выбор брачного партнера влия­ет на судьбу конкретной пары. Как показали результаты многих ис­следований, тот «багаж», то есть совокупность добрачных факторов, с которыми молодые люди начинают семейную жизнь, оказывает суще­ственное влияние на успех адаптации в первые годы совместной жиз­ни, на прочность семьи, степень вероятности развода. К добрачным факторам относятся некоторые особенности родительской семьи, со­циально-демографические характеристики самих вступающих в брак, особенности периода знакомства и ухаживания.
Из особенностей прасемьи наиболее изучено влияние следующих;

  • общепризнано, что развод родителей увеличивает вероятность
    развода их выросших детей (вероятность не означает фатально­сти, так как негативные факторы могут «перекрыться» благопри­ятными). Установлено также, что у людей, чья личная жизнь не
    удалась, чаще встречались разведенные братья и сестры — на
    прочность создаваемого союза влияет не только отсутствие од­ного из родителей, но и конфликты в родительской семье, ее
    отрицательная эмоциональная атмосфера. Вероятно, в конф­ликтных и неполных семьях дети не получают адекватного пред­ставления о модели успешных взаимоотношений в семье. При
    этом в семьях, где есть разведенные, может складываться более
    терпимое отношение к разводу («готовность к разводу»). Боль­
    шое значение имеет и тот факт, что неполные семьи находятся в
    более тяжелом материальном положении, чем семьи с двумя ро­дителями, что, в свою очередь, сказывается на уменьшении веро­ятности получения хорошего образования, профессии и дохода;

  • при прочих равных условиях чем ниже уровень образования, про­фессиональный статус и доход мужа, тем выше вероятность развода.

К числу добрачных факторов, увеличивающих вероятность разво­да, западные психологи и социологи единодушно относят беремен­ность невесты (возможно, влияние так называемых вынужденных бра­ков). Исследования в США показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью в два раза выше (у белых и черных). Среди причин этого эффекта обычно называют нарушение процесса адапта­