Файл: Учебное пособие. М. Сфера, 2002 Г. 510 С. Оглавление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 326

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Третья фаза - это активно работающая психокоррекционная группа. Сплоченность, заинтересованность, искренность, спонтанность участников группы создают условия для решения задач психокоррекции, изменения нарушенной системы взаимоотношений, коррекции неадекватных реакций и форм поведения.

Фаза 4. Целенаправленная деятельность

Четвертая фаза является рабочей фазой активно и целенаправленно работающей психокоррекционной группы. Возникшая

321

в предыдущей фазе сплоченность, искренность, спонтанность, заинтересованность, чувство безопасности создают необходимые условия для собственно психокоррекционного процесса в группе.

Группа уже не подавляет отрицательные эмоции, а, наоборот, сознательно допускает их, чтобы конструктивно переработать в себе эти чувства. Начинается функционирование группы как единой рабочей единицы, где создана определенная структура со множеством изменяемых ролей. Подобное состояние длится все оставшееся время существования группы, прерываясь периодически довольно краткими кризисами, напоминающими некоторое проявление предыдущих фаз. Иногда две последние фазы развития группы объединяются в одну, при наступлении которой только начинают говорить о работающей коррекционной группе, считая предыдущие фазы предгрупповой стадией.

Некоторые руководители используют в своей работе все фазы развития группы.

Но существует и другая позиция. Например, С. Кратохвил сомневается в том, что группа ради конструктивной работы должна пройти через стадию агрессии к руководителю. Возможен альтернативный путь. Психолог, пользуясь своим авторитетом, организует и направляет активность группы, помогает ей выработать собственные нормы и стили работы, а затем постепенно из активного руководителя-лидера переходит на позицию наблюдателя.

От приведенных стадий развития групп взрослых несколько отличаются фазы развития детских групп, выделенных А.И. Захаровым (1982).

В первой фазе - ориентации группы - происходит эмоциональное объединение детей в группу и появление в ней однородных устремлений. В этой фазе возможно устранение критического периода в жизни группы, ее эмоционального расторможения.

Во второй фазе - дифференциации группы - оформляются статусные различия, симпатии, антипатии детей. Возможно появление другого критического периода, обусловленного отражением в группе конфликтных позиций детей в жизни.

В третьей фазе - интеграции группы - отмечается стабилизация ее структуры, сплочение детей и развитие групповых отношений.


Важно отметить, что одновременное прохождение каждого члена группы через отдельные фазы невозможно. Скорее

322

имеет место влияние уже сложившейся атмосферы на членов группы, которые приспосабливаются к группе и ассимилируются ею.

323


§ 4. РУКОВОДСТВО ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ГРУППОЙ

Важную роль в групповой коррекции играет поведение психолога, которое в значительной степени определяется его теоретической ориентацией. Но в целом его позиция может быть охарактеризована как директивная и недирективная.

Основные задачи группового психолога

· Побуждение членов группы к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций и их обсуждению и анализу, а также разбору предложенных тем.

· Создание в группе условий для полного раскрытия клиентами своих проблем и эмоций в атмосфере взаимного принятия, безопасности, поддержки и защиты.

· Разработка и поддержание в группе определенных норм, гибкость в выборе директивных и недирективных техник воздействия.

Средства воздействия, используемые групповым психологом, можно условно разделить на два вида: 1) вербальные и 2) невербальные. К вербальным относятся:

· структурирование хода занятий (одна из важнейших функций психолога). Это все высказывания, которые определяют ход программы занятия. Например: "О чем вы сегодня хотели бы говорить?"; "Чья сегодня очередь рассказывать о себе?"; "Тема сегодняшнего нашего разговора такая-то и такая-то". Высказывания направлены на ограничение непродуктивной активности группы: "Не отвлеклись ли мы от темы?"; "Вы это сказали в связи с тем-то и с тем-то" и т.д.

· сбор информации. Психолог использует свои вопросы о разных параметрах субъективной модальности или повторяет вопросы других участников группы;

· интерпретация как самый распространенный и неоднозначный прием словесного воздействия. Она может относиться как к прошлому, так и к актуальному настоящему клиента. Это могут быть приемы отражения эмоций клиента, конфронтация с ним, собственно интерпретация как

323 постановка гипотез о причинах и следствиях поведения клиентов;

· убеждение и переубеждение, которые совершаются непосредственно и опосредованно;

· предоставление информации;

· постановка заданий, которые должны выполнять клиенты. В данном случае речь идет не столько об активности психолога, сколько о стимуляции членов группы к определенному виду активности.

Высказывания психолога определяют отношения в группе в трудных ситуациях, к числу которых можно отнести следующие:


Агрессивный клиент в группе. Эффективным может быть прием обсуждения его проблематики, если клиент сидит спиною к группе вне круга. Психолог обсуждает эту ситуацию как этическую и психологическую задачу.

Клиент, стремящийся к доминированию и соперничеству с психологом. Эффективным может быть прием попеременного игнорирования некоррекционных высказываний, поведения клиента и неожиданного обсуждения их.

Наличие в группе пассивных клиентов. В этой группе обычным бывает длительное молчание. Молчание может быть использовано как способ демонстрации клиентам роли их собственной активности в групповой психокоррекции, стремление помочь осознать свою ответственность за протекание групповых процессов. Затянувшееся молчание приводит к падению напряжения, которое оно создает вначале и снижению мотивации участия в групповой психокоррекции.

Нежелание клиента говорить о себе. Психологу необходимо в этом случае стимулировать обсуждение в группе целей и задач групповой психокоррекции и защитных установок.

Объединение отдельных клиентов в подгруппы - форма отказа от групповой работы. Эти факты психолог использует как материал для обсуждения в группе. Эти трудности уменьшаются по мере развития группы, когда активность психолога уменьшается и переходит к клиентам. Задачей психолога является ориентирование активности группы, ее стимулирование.

В принципе психолог, с одной стороны, эмоционально принимает каждого отдельного клиента, с другой - предъявляет группе определенные требования. Из этого следует, что необходим постоянный контроль над соотношением сплоченности и напряженности в группе. Кроме того, поведение

324

психолога должно являться своего рода моделью, образцом поведения в групповой ситуации. Внимательно слушая, обращая внимание на одно, игнорируя другое, психолог способствует созданию условий для появления изменений сознания и самосознания клиентов.

К невербальным средствам относятся: мимика, пантомимика, жестикуляция, интонация, проксемика.

325

Работа под наблюдением супервизора

Работа под наблюдением супервизора позволяет обратить внимание на ригидные способы решения некоторых групповых проблем психологом, обсудить тактику поведения в некоторых уникальных ситуациях, которые возникают в группе. Обсуждение происходящих процессов в группе аналогично обсуждению на предыдущем этапе. Также целесообразно выбрать 2-3 основные темы, доминировавшие за период наблюдения, отметить переходы от темы к теме, определить основных инициаторов этих переходов, вмешательство психолога, сфокусировать внимание на его чувствах к основным инициаторам смены тем. Обсуждаются также другие способы воздействия на процесс в этих узловых пунктах. В случае удаления от материала обсуждения целесообразно выявить основные эмоции, приводящие к такому уходу, проанализировать характер взаимоотношения супервизора и психолога. Попытаться провести аналогию между ним и отношением к кому-либо из участников группы, тем самым еще раз акцентировать ту психологическую проблему психолога, которая не позволяет использовать некоторые средства воздействия.


Поведение группового руководителя, стиль его общения, манера реагирования играют важную роль в процессе психокоррекции.

Систематизация возможных типов поведения групповых руководителей осуществляется на основе роли, ориентации, коррекционного стиля.

И. Ялом (1975) выделяет две основные роли группового руководителя:

1. Технический эксперт.

2. Эталонный участник.

Выступая в качестве эксперта, психолог планомерно и целенаправленно использует свои знания, профессиональные навыки для достижения коррекционных целей и в нужный момент применяет соответствующие методы.

325

В качестве эталонного участника он может преследовать двоякую цель: либо демонстрировать желательные образцы поведения, например модель открытого выражения чувств и разумной сдержанности в проявлении эмоции; либо ускорять процесс социального научения путем децентрализации своего положения в группе, что ускоряет достижение группой независимости и сплоченности.

С. Кратохвил (1978) описывает пять основных ролей группового руководителя.

1. Лидер. В этой роли психолог открыто проявляет свою власть, оказывая постоянное воздействие на членов группы. Он побуждает их, оберегает, поддерживает, критикует и т.д. В руководимой таким способом группе клиенты часто обращаются к психологу за указанием, поддержкой, советом и сильно от него зависят.

Особое внимание активной роли психолога уделяет школа трансактного анализа. Представители этой школы считают группу, в которой психолог отказывается от руководства (становится как бы одним из членов группы) не психокоррекционной, а встречей милых друзей. Активная руководящая роль психолога находит свое применение также во время работы в психодраме и гештальттерапии.

2. Аналитик. В группах психоаналитических ориентации психолог должен быть в распоряжении клиентов для осуществления ими переноса на него инфантильных чувств к отцу и матери. Поэтому он должен представлять собой нечто вроде неисписанного белого листа. Он ведет себя абсолютно индифферентно, пассивно, никак себя не проявляет, не дает советов, никого не осуждает, не выражает никаких чувств и оценок. Внешне он как бы пускает все на самотек, предоставляет членам группы возможность свободно ассоциировать и свободно проявлять свои интеракции. Вскоре группа сама поймет, что обсуждать полезно, а что - пустая трата времени. Психолог постепенно начинает интерпретировать поведение, поступки клиентов, чтобы открыть их подсознательные мотивы. В дальнейшем группа сама начинает принимать участие в толкованиях и суждениях.