Файл: Учебное пособие. М. Сфера, 2002 Г. 510 С. Оглавление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 303

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


после того, как группа приобрела определенный опыт взаимодействия и прошла основные этапы развития группового процесса, т.е. тогда, когда в ней установились определенные отношения и сложилась атмосфера позитивных межличностных взаимодействий.

Существует достаточно обоснованное мнение, что сокрытие и вытеснение значимых для личности внутренних переживаний приводит к неврозам и психосоматическим заболеваниям. Группа встреч поощряет к самораскрытию, к исповеди не перед профессионалом (священник, врач), что намного проще, а перед партнерами по группе. Опыт показывает, что исповедоваться проще совершенно незнакомому

381

человеку, случайному попутчику и т.д. Однако спонтанное самораскрытие партнеру по группе по многим причинам не всегда приемлемо.

Осознание самого себя. Выражая свои истинные чувства и мысли, т.е. открываясь другим и используя обратную связь, участники группы могут посредством самоанализа более глубоко осознать самих себя. Самоосознание начинается уже с того, что человек узнает о своих сильных и слабых сторонах. Далее можно попробовать проанализировать свои неудачные отношения с лицом противоположного пола, группой и т.д. Одним из действенных методов, при помощи которого группа стимулирует своих членов к самоосознанию, является конфронтация, выявляющая противоречия между тем, как члены группы воспринимают сами себя, и тем, как их воспринимают другие. Конфронтация возникает не для порождения конфликта, а с целью помощи другому человеку лучше понять и осознать себя самого в конфликтной ситуации. Она стимулирует изучение человеком собственного поведения и процесса его изменения. Для того чтобы быть эффективной, конфронтация должна затрагивать наиболее чувствительные и наиболее значимые стороны человеческого "Я". Однако конфронтация может стать эффективной только в том случае, если между членами группы существует взаимопонимание, основанное на единстве цели. Группа искренне заинтересована помочь своему участнику, а участник заинтересован в исследовании своих чувств и поведения.

Примером групп встреч, основным методом работы которых является конфронтация, могут служить так называемые сайнанон-группы или Общество "Анонимных алкоголиков".

Ответственность. Основной закон группы встреч, по мнению Шутца, заключается в том, что участники должны отвечать за поведение, которое они демонстрируют или от которого отказываются в группе. Понятие ответственности в практике групп встреч означает проявление уважения к человеку, оценку его как способного к саморазвитию. Предполагается, что члены группы должны отвечать за свои действия в группе и за поведение в повседневной жизни. Группа не берет на себя функцию защиты своих членов. Она поощряет их к реализации собственных возможностей, принятию самостоятельных решений и полной ответственности за самих себя.


Однако прежде чем начать действовать ответственно, люди должны научиться осознавать и правильно оценивать свои

382

чувства. Лидеры групп встреч выступают для остальных участников группы в качестве образцов самораскрывающихся личностей. Они создают атмосферу межличностного доверия и психологической близости, демонстрируя собственным поведением способность самораскрываться и доверять другим людям.

Внимание к чувствам. Подлинная психокоррекция предполагает напряженный труд, требующий от обеих сторон не только высокой эмоциональной включенности в процесс, не только активности и искренности, но и большого эмоционального мужества. Все это предполагает готовность клиента пережить радость общения с доброжелательными членами группы и осознать собственное, порой сложное чувство, возникающее в трудных ситуациях при встрече с неприятными людьми.

А осознать свои эмоции - значит более глубоко осознать самого себя. Одной из задач психолога является создание в группе оптимального уровня эмоционального напряжения. Однако необходимо помнить, что групповая напряженность из мощного психокоррекционного потенциала может быстро трансформироваться в деструктивный заряд и развалить группу. Чаще всего осознание эмоций ведет к сближению людей, к сплоченности группы. Осознанная эмоциональная реакция апробируется в группе, затем переносится на повседневную жизнь и способствует лучшей адаптации личности в социальной среде.

"Здесь и теперь". Этот принцип актуален для всех психокоррекционных групп и особенно для групп встреч. Он ориентирует участников группы не на те события, которые происходили с ними когда-то в прошлом, а на те, которые происходят сейчас, и не только в группе, но и за ее пределами.

В результате работы в группах встреч у ее участников возникают следующие изменения:

· усиливается чувствительность к различным оттенкам межличностных отношений;

· повышается самооценка;

· увеличивается самопринятие;

· уменьшается отчужденность;

· возникают положительные изменения в представлении участника о самом себе.

Обращаясь на практике к методам личностной психокоррекции типа групп встреч, следует помнить о том, что их способность генерировать у человека сильные эмоции не

383

всегда и не для всех людей является благом. Члены таких групп, снимая социальные условности и устанавливая друг с другом необычно близкие личные взаимоотношения, нередко испытывают существенные затруднения, возвращаясь после этого в обычный мир повседневных, закрытых, не всегда искренних и доверительных отношений, богатых условностями. Кроме того, разные люди по-разному переносят сильные эмоции и ситуации острых межличностных психологических конфликтов.


384 Техника занятий группы встреч

Основными техническими приемами в группе встреч являются установление контактов, построение доверительных отношений, изучение конфликтов, анализ сопротивления, соучастие и поддержка.

1. Установление контактов, или знакомство. На первых этапах группового процесса усилия членов группы направлены на установление доверительных межличностных контактов. Первое занятие группы посвящено представлению друг другу с помощью псевдонимов, что облегчает межличностный контакт. Знакомство начинается с контактов в мини-группах или в парах. Поощряются физические контакты: исследование рук, лица партнера.

2. Построение доверительных отношений. В группе всегда есть несколько участников, которые на первых порах испытывают чувство одиночества из-за трудностей установления контактов. Не каждому легко сразу доверить свои чувства, переживания малознакомому человеку. Существует несколько упражнений, помогающих осознать свое чувство одиночества и преодолеть барьер недоверия друг к другу.

3. "Прорвись в круг". Участники группы берутся за руки - образуют замкнутый круг. Один из членов группы, испытывающий одиночество, получает от психолога задание -прорвать круг и проникнуть внутрь него. Участники группы, образовавшие круг, сначала сопротивляются намерениям и действиям своего одинокого партнера, а потом "пропускают" его в свою компанию. Участник, проникающий в круг, должен осознать, что для преодоления одиночества нужно приложить определенные усилия.

4. "Доверяющее падение, или страховка". Участники делятся на пары. Один из партнеров становится с закрытыми глазами спиной к другому и падает назад, будучи

уверенным, что его поймают. Второй партнер ловит падающего, не давая ему коснуться пола.

383

5. "Изучение конфликта". Очень часто конфликтные ситуации возникают на той стадии группового процесса, когда на первый план выходят соревнование, соперничество, борьба за лидерство. Чаще всего конфликты изучаются на вербальном уровне.

Психолог поощряет членов группы, вступивших в конфронтацию, способных внимательно выслушать друг друга, прямо и откровенно высказываться, пытаться осознавать не только свои чувства, но и чувства соперника.


Э. Митц для исследования конфликта рекомендует физические упражнения. По рекомендации психолога два вступивших в конфликт участника садятся друг против друга, сжимают друг другу кисти рук и продолжают диалог (упражнение "Сжимание рук"). Чем больше высота эмоционального накала, тем крепче конфронтируемый участник сжимает руку своего партнера. Часто чувство злобы, выраженное в крепком рукопожатии, сменяется чувством успокоения. Кроме того, это упражнение дает конфликтующим возможность устанавливать своего рода физическую обратную связь. Присутствие других членов группы должно создавать атмосферу поддержки, облегчать и поощрять процесс осознавания поведения каждого из конфликтующих партнеров.

Упражнения

"Встреча". Группа садится в круг. Руководитель коротко определяет суть встречи: открытая, честная беседа, внимание к своим партнерам, стремление осознать самого себя, принцип "здесь и теперь". Исключаются беседы на абстрактные темы и рассказывание анекдотов. Через 10-15 мин руководитель прекращает встречу и обсуждает вместе с группой, как она происходила.

"Впечатление". Один из участников садится напротив другого, смотрит ему прямо в глаза и громко, чтобы слышала вся группа, рассказывает, какое впечатление он на него производит. Так поступают все участники группы по очереди. Когда наступает очередь слушать - нельзя затевать дискуссий, необходимо постараться узнать что-то полезное из впечатлений о себе. Важно не превратить это упражнение в фарс или гротеск.

"Мудрец". Руководитель предлагает закрыть всем глаза, представить зеленый луг и старое развесистое дерево. Под деревом сидит седовласый мудрец, готовый ответить на любой ваш вопрос. Подойдите к нему, задайте вопрос и внимательно выслушайте ответ. Задавать вопрос и выслушивать

384

ответ можно несколько раз. После этого откройте глаза и поделитесь своей фантазией с группой. Постарайтесь не утаивать и не искажать смысл вопросов и ответов.

"Последняя встреча". Руководитель предлагает членам группы закрыть глаза и представить, что занятие в группе заканчивается, предлагает подумать, чтобы вы хотели, но не успели сказать в группе. Через 5-7 мин предлагает открыть глаза и честно рассказать о своих сомнениях.

"Вдвоем". Группа делится на пары. При этом в качестве партнера необходимо выбрать наименее знакомого человека. Необходимо сесть на пол - спина к спине. После этого постараться вести разговор. Через несколько минут необходимо повернуться друг к другу и поделиться своими ощущениями.


"Вдвоем 2". Один партнер сидит - другой стоит, ведут разговор. Через несколько минут они меняются местами, чтобы каждый испытал при разговоре ощущение в позиции "сверху" и "снизу". После проведения упражнения партнеры делятся своими ощущениями.

"Вдвоем 3". Пара садится друг напротив друга, смотрят друг другу в глаза, устанавливают контакт, разговаривая только глазами. Через несколько минут делятся

своими ощущениями. Во время разговора глазами необходимо задавать вопросы, пытаться отвечать на них, сомневаться, используя только выражения глаз.

"Живые руки". Необходимо расставить стулья в два ряда так, чтобы расстояние между ними было примерно 60 см, с рук снять кольца и часы, завязать глаза. Руководитель подводит клиентов к стульям так, чтобы они не знали, кто сидит напротив. Не надо разговаривать. Затем клиенты вкладывают в свои руки всю выразительность чувств.

Знакомство с партнером, касаясь руками друг друга - 3 мин, борьба руками - 3 мин, необходимо помириться руками - 3 мин, прощание друг с другом - 3 мин. После этого с глаз снимаются повязкой клиенты обмениваются друг с другом и с группой своими ощущениями.

385

Балинтовские группы

В 50-х годах в лондонской клинике Тэвисток под руководством М. Балинта стали проводиться дискуссионные исследовательско-обучающие групповые семинары для практикующих врачей. Свой обобщенный опыт Балинт изложил в книге "Врач, его пациент и его болезнь".

385

Первоначально балинтовские группы были ориентированы в основном на врачей общесоматической практики (позднее - для врачей-психиатров, психотерапевтов) и ставили перед собой исследовательские и обучающие (тренинговые) задачи, делая упор на отношения "врач - больной". Впоследствии на первый план выступила обучающая и повышающая квалификацию цель. Сам Балинт проводил семинары со студентами-медиками и ассистентами врачей для того, чтобы сориентировать их на "пациент-центрированную" медицину, противопоставляя ей "болезне-центрированную".

Метод Балинта оказался полезным не только для повышения квалификации врачей, но и для обучения и развития представителей других профессий, основанных на взаимодействии с человеком. В настоящее время существуют варианты балинтовских групп для психологов, учителей, социальных работников, семейных консультантов, юристов и др. Это вызвано, с одной стороны, растущей потребностью в помощи при анализе отношений, складывающихся в диаде "специалист-клиент", и, с другой -адекватностью метода для этих целей. Работа ведется как индивидуально, так и в группах.