Файл: Учебное пособие. М. Сфера, 2002 Г. 510 С. Оглавление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 293

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


402

(при этом лицо все больше и больше искажается страдальческой гримасой) до тех пор, пока вдруг не останавливается и не восклицает: "Это ошейник! Я пытаюсь сбросить с себя ошейник!" Это открытие расценивается ею как маленький "проблеск" осознания. На вопросы участников группы, кого, по ее мнению, олицетворяет мужчина, она отвечает, что это скорее аллегорический образ, за которым стоит и ее отец, и ее муж.

Некоторые руководители развивают работу над сновидением настолько, что она вовлекает помимо увидевшего сон и других членов группы. Работа над сновидением становится тогда внешне похожей на театральное представление, в котором участники группы играют различные части сна. Это дает возможность драматизировать такие аспекты сновидения, которые могут иметь отношение к остальным членам группы.

5. Домашняя работа. Действия участников и руководителя во время очередных занятий не создают условий, необходимых для глубоких перемен. Они являются источником важных переживаний, мобилизующих процесс изменения, однако они требуют продолжения и развития в нормальных условиях повседневной жизни. Поэтому сотрудничество с клиентом продолжается за пределами группы.

Домашняя работа клиента должна быть направлена на определенную область его конфликта. Руководитель может, например, предложить клиенту следующие действия:

· ежедневно хвалить себя перед каким-то человеком;

· договориться о свидании с девушкой моложе себя;

· рассказать жене все, что было с ним в течение дня;

· записывать ежедневно в течение получаса любые мысли, приходящие в голову в связи с диссертацией, независимо от реальной пользы такой информации.

Подобные предложения всегда связаны с направлением поисков клиента, склоняют его к ситуациям, в которых возможна конфронтация с некоторыми аспектами собственной личности, блокирующими его действия или осознание.

403 Основные приемы, используемые в работе гештальт-групп

1. Расширение осознания. Предполагает лучшее понимание человеком того, что происходит в нем и вокруг него. Для этого участники группы обычно разделяются на пары и описывают состояние своего сознания партнеру во время общения с ним.

403

2. Интеграция противоположностей. Понимание и признание того факта, что в каждом человеке сочетаются разнообразные, дополняющее друг друга индивидуальные качества положительного и отрицательного характера, такие, например, как честность -нечестность; принципиальность -беспринципность и т.д. Определение доминирующей потребности зависит от умения вступить в контакт со средой, которая дает возможность ее удовлетворить. Этот контакт требует умения разграничить среду и собственное "Я", а также отдельные аспекты своего "Я", зачастую полярные ощущения и чувства. В человеке идет борьба противоречивых желаний и свойств (например, робости и смелости, общительности и замкнутости), поэтому важно осознать противоположности, вызывающие данный конфликт. В гештальттерапии с этой целью используют либо интрапсихический эксперимент, либо прием "двух стульев", когда один и тот же человек представляет себя то в роли нападающего, находясь на одном стуле, то в роли защищающегося, пересаживаясь на другой стул. Осуществляемый диалог позволяет постепенно интегрировать контрастирующие части свое го "Я". Упражнение, направленное на расширение сознавания во внешней (а), внутренней (б) и средней (в) зонах, выполняется в паре. Каждый член пары по очереди говорит в течение 2-3 мин.


а) "Сейчас я осознаю, что..." - и перечисляет ощущения из внешнего мира (если появляется интерпретация, партнер дает обратную связь). Далее другой член пары выполняет то же задание.

б) "Сейчас я осознаю, что..." - перечисляет внутренние ощущения. Затем то же выполняет другой член пары.

в) "Сейчас я осознаю..." - и говорит об интересе к чему-то, тревоге, предположениях, своих мыслях, фантазиях и отношениях. Далее то же задание выполняет другой член пары.

г) "Сейчас я осознаю..." - говорит о том, куда ведет его сознание, т.е. то, что приходит в голову. Затем то же самое делает партнер.

д) "Сейчас я осознаю..." - говорит о своем партнере, ориентируясь на внешнюю и среднюю зоны осознания.

Обсуждение всех частей упражнения от (а) до (д) проводится сначала в паре, а затем в группе.

3. Усиление внимания к чувствам. Усиление внимания к чувствам помогает участникам более глубоко осознать и понять собственные переживания. Человек склонен избегать

404 неприятных чувств. Чтобы помочь клиенту пережить их, используют утрирование, "раскрытие" негативных переживаний через представление драматизированного события.

Для этого можно использовать ролевую игру, рисунок или танец, облегчающие проявление чувства необычным способом, а это открывает возможность для более глубокого изучения своего внутреннего мира.

4. Работа с мечтами фантазиями, снами. Работа с мечтами представляет возможность лучше ценить себя как личность. Мечты, фантазии, сны - это спонтанная продукция, фрагменты "Я", которые при обычном рассказе могут подавляться. Мечта, сон или фантазия в гештальттерапии переносятся в настоящий момент, например, просьбой рассказать о них сейчас, предложением что-то представить и описать. Психолог ничего не интерпретирует, клиент сам исследует мечту (фантазию, сон) с целью идентификации со своей личностью, прорабатывая ее всю или единичный фрагмент. Работа с фантазией включает в себя минимум два компонента: 1) перенос фантазии на реальную почву; 2) идентификацию фантазии со своей личностью.

5. Принятие ответственности. Упражнения, направленные на принятие ответственности на себя, помогают членам группы обрести уверенность, поверить в себя и свои возможности. Непринятие ответственности на себя, приводящее зачастую к неврозу, Ф. Перлз называл "дырами в личности". Для помощи клиенту в осознании собственной ответственности психолог не поддерживает его жалобы и сетования на судьбу, фрустрируя его таким образом еще больше и подготавливая к принятию ответственности за свои действия.


"Три фразы". Упражнение используется с целью тренировки умения принять на себя ответственность.

Работая в парах, участники произносят поочередно по три фразы, глядя в глаза партнеру и начиная с определенных слов, а затем изменяют фразу, заменяя первые слова заданными, но сохраняя ее окончания. Каждую часть упражнения необходимо выполнить без обратной связи, поочередно, меняясь ролями. Обсуждение проводится в паре, а затем, по завершении всех частей упражнения, - в группе.

Часть 1. Начало фраз: "Я должен..." продолжить, добавив окончание. Заменить начало фразы "Я должен..." на "Я предпочитаю..." (а окончания фраз оставить прежними).

Часть 2. Начало фраз: "Я не могу...". Замена - "Я не хочу...".

405

Часть 3. Начало фраз: "Мне надо...". Замена - "Я хочу...". Часть 4. Начало фраз: "Я боюсь, что...". Замена - "Я хотел бы...".

Преодолению психологического внутреннего сопротивления самораскрытию способствуют приемы типа релаксации, а также специальный прием, называемый осознанием фантомов. Под фантомами имеются в виду психологические представления и барьеры, мешающие человеку вести себя раскованно. Сопротивление скрывает истинные чувства, которых клиент избегает, поэтому психолог старается обратить внимание клиента на его сопротивление. Например, спросив: "Слышишь ли ты сейчас свой голос?" и выясняя, какие чувства стоят за этим.

Работа в гештальтгруппах является эффективным методом коррекции для чрезмерно нормативных, социально скованных, сдержанных, тревожных клиентов, ограниченное функционирование которых связано с наличием "внутренних блоков" Такие люди обычно получают мало удовольствия от жизни.

Гештальттерапия с успехом применяется при работе с клиентами, имеющими психосоматические расстройства (включая мигрень, язвенный колит, спазмы шеи и спины), с супружескими парами, с клиентами, имеющими трудности во взаимодействии с авторитетными фигурами и широким спектром интрапсихических конфликтов.

406


§ 4. ГРУППЫ УМЕНИЙ

Группа тренинга умений включает в себя определенное число людей, испытывающих трудности в общении и взаимодействии с другими людьми и проходящих запрограммированный курс обучения отсутствующим у них коммуникативным умениям и

навыкам. Члены таких групп рассматриваются как учащиеся, желающие приобрести нужные умения и навыки, которые помогут им лучше адаптироваться к жизни.

Занятия в группах тренинга умений могут оказаться особенно полезными для детей подросткового и раннего юношеского возраста. Приобретение ими коммуникативных умений делает детей независимыми, компетентными в общении и предопределяет их будущие успехи в тех видах деятельности, выполнение которых зависит от их умения оказывать влияние на людей.

406

Целью групп тренинга умений является выработка нужных внешних форм поведения. К числу таких умений относятся те, которые помогают избавиться от состояния тревоги, страха, помогают справляться с чрезмерными эмоциональными возбуждениями, а также умения, необходимые для профессиональной деятельности, для принятия решений и выполнения родительских функций, для ведения переговоров и дискуссий. Членов таких групп учат вести самонаблюдение, фиксировать и записывать данные о себе.

Одной из разновидностей групп тренинга умений являются те, которые вырабатывают у человека уверенность в себе. Многие люди чувствуют себя неуверенно, неспособны верить в свои возможности из-за того, что под влиянием слишком частых наказаний в детстве выработался так называемый заторможенный тип реагирования. В общении с другими людьми индивиды подобного рода испытывают необоснованное чувство вины, чрезмерно сильное состояние тревоги.

Противоположной и тоже отрицательной формой поведения, связанной с неуверенностью, является агрессивность. Агрессивный человек нарушает личные права других людей, в частности право человека быть выслушанным, быть принятым всерьез, поступать по-своему и другие. Он навязывает себя, свое мнение другим людям, оказывает на них давление, унижает, оскорбляет.

Работа групп тренинга умений строится на ролевом проигрывании сложных жизненных ситуаций, в которых эти умения могут быть выработаны. Сначала разыгрываются простые социальные ситуации, затем они усложняются и доводятся до уровня конфликтных, т.е. таких, из которых трудно найти простой и единственно возможный выход, полностью устраивающий всех участников.


В некоторых случаях используются технические средства обучения, в частности аудио- и видеозаписи. Иногда работа групп тренинга умений, особенно когда их участниками являются заторможенные, тревожные, неуверенные в себе люди, сопровождается или предваряется элементами аутотренинга. Группы встреч могут оказаться полезными для клиентов с целью повышения уровня их самоосознания и развития личности.

Группа тренинга умения включает в себя такие компоненты, как: учебная модель, постановка цели, измерение и оценка.

407

Учебная модель. Группа тренинга умений занимает промежуточное положение между учебной и психокоррекцией -ной группами. Члены группы рассматриваются как лица, пожелавшие приобрести определенные умения, навыки, которые помогут им улучшить свою жизнь и исправить имеющиеся личностные недостатки.

Постановка цели. Целью группы тренинга умений является выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивидуума, но и для общества в целом. Такая группа является своего рода лабораторией для формирования и освоения нормальных жизненных умений. К основным видам жизненных умений, которым обучают в группе, относятся: управление эмоциями, планирование своего ближайшего и отдаленного будущего, принятие решений, родительские функции, коммуникативные умения, уверенность в себе.

В отличие от других коррекционных групп, группа тренинга умений жестко структурирована, а их руководители активно руководят группой, ставя перед участниками конкретную цель и планируя каждое задание.

Измерение и оценка. Задачи группы тренинга умений обычно сводятся к решению двух основных проблем: избыток чего-то (много курит, много выражает эмоций, испытывает излишние эмоции); недостаток чего-то (недостаток контакта, уверенности в себе и т.д.). Эти проблемы (и связанные с ними поведение, эмоциональные реакции) могут оцениваться и измеряться в количественном отношении ( в шкалах, баллах, физиологических показателях и т.д.).

408

Техника занятий групп тренинга умений

Техника тренинга умений многообразна и сложна так же, как многообразны и сложны методы воспитания и обучения. Выбор конкретных методик определяется поставленной целью: коррекция поведения, тренинг уверенности в себе, купирование эмоциональных аффектов и т.д. - и теми методами, посредством которых эта цель достигается.