Файл: Учебное пособие. М. Сфера, 2002 Г. 510 С. Оглавление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 476
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13. "Родительский семинар". А.С. Спиваковская предложила данную методику для решения задач изменения сферы сознания и самосознания родителей и систем социально-перцептивных стереотипов, а также реальных форм взаимодействия в семье.
Основной психокоррекционной задачей выступает изменение отношения людей к собственной семейной жизни и задачам воспитания. На семинаре совершенствуется восприятие супругами друг друга, меняется представление о своем ребенке, расширяется палитра педагогических приемов воздействия на ребенка, которые уже дома, в повседневной жизни, апробируются родителями.
Во время семинара родители обсуждают и обдумывают свои семейные отношения, обмениваются опытом, самостоятельно в ходе группового обсуждения вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.
Как специфический коррекционный метод "родительский семинар" состоит из следующих специальных приемов:
· Лекция.
· Групповая дискуссия.
· Библиотерапия.
· Анонимные трудные ситуации.
Лекционные приемы. Психолог сообщает родителям важную с точки зрения воспитания психологическую информацию. Лекционные темы подбираются применительно к интересам и системе значимых переживаний участников семинара.
Возможные темы лекций:
· Законы супружеской гармонии.
· Что такое естественность в воспитании детей.
· Что такое семейный кризис и критический период
· развития ребенка.
· Может ли наказание ребенка быть творческим и т.д.
Главным в изложении указанных тем является простота, жизненная убедительность излагаемых фактов, вера говорящего в то, что он излагает.
479
Групповая дискуссия. А.С. Спиваковская считает, что во время групповой дискуссии целесообразно организовать тематическую дискуссию и дискуссию по типу анализа конкретных случаев.
Тематическая дискуссия предполагает обмен мнений по темам лекций. Темы дискуссий второго типа строятся по темам, предложенным самими родителями.
Цели дискуссии состоят в выработке оптимального подхода к той или иной жизненной ситуации, пониманию ее психологического смысла.
Главные задачи групповой дискуссии в данной методике - повысить мотивацию и вовлеченность участников группы в решение обсуждаемых проблем.
Библеотерапия. Родителям предлагается специально подобранный список книг. В основном используются книги научно-популярного характера, посвященные проблемам семейной жизни и воспитания. Родители должны самостоятельно найти и прочитать данные книги, а во время встреч
обсудить содержание прочитанных книг, излагая собственную точку зрения на имеющиеся в них проблемы.
Анонимные трудные ситуации. Этот прием направлен на активизацию творческого подхода в воспитании детей. Используется он для активизации групповой дискуссии и для повышения мотивов участников к разрешению знакомых проблемных ситуаций, но новыми способами.
Содержание приема состоит в том, что психолог предлагает обсудить случай, знакомый ему из практики. Обычно это рассказ о взаимодействии родителей со своим ребенком, когда те или иные приемы не приводят к успеху. Психолог воспроизводит ситуации, которые важны для участников семинара.
Далее каждый из родителей должен предложить свой вариант разрешения ситуации, опираясь на личный опыт собственного убеждения, ценностей и ориентира воспитания. В дальнейшем происходит обобщение и анализ предложенной ситуации.
Проведение подобного семинара вооружает родителей новой информацией, придает им уверенность в собственных силах, расширяет творческий потенциал семьи, содействует расширению самопознания личности.
14. "Честная борьба". Нарушение коммуникаций между супругами ведет к искажениям и утрате передаваемой информации, что порождает внутриличностное и межличностное
480
напряжение, затрудняет удовлетворение потребностей ,и взаимных ожиданий. Такое состояние приводит к появлению агрессивных, отрицательных эмоций, длительное подавление которых (во имя сохранения "семейного мифа") приводит к резкому увеличению монотонных и стереотипных форм взаимодействия, которые еще больше фрустрируют членов семьи, вследствие чего они часто используют неудачные формы снятия напряжения в виде конфликтов со взаимными оскорблениями и обидами. Для оптимизации семейных отношений супругам необходимо иметь способы нетравматической канализации агрессии. Разработанная Г. Бахом и П. Уигеном методика "честной борьбы" предоставляет супругам возможность открыто и нетравматично обмениваться информацией об имеющихся трудностях во взаимоотношениях, осознаваемых и подавляемых чувствах и желаниях, противоречиях в исполнении семейных функций.
Правила "честной борьбы"
· Высказывания должны отражать чувства в ситуации "здесь и теперь".
· Участники должны воздерживаться от обобщений типа "ты никогда не слушаешь".
· Участники должны воздерживаться от актуализации прошлых обид и злости, от аргументов, направленных на "слабое место" партнера: вес, особенности фигуры, внешности, дефекта речи и др.
· Необходимо воздерживаться от критики родственников: "ты такая же глупая, как и твоя мать", "ты такой же рохля, как и твой отец".
· В споре необходимо пользоваться описательным безоценочным языком.
Для диагностики подавляемых агрессивных эмоций используются:
поролоновые дубинки, которыми участники наносят друг другу удары;
флажки зеленого и красного цветов, с помощью которых партнеру по общению посылаются сигналы о продолжении или прекращении общения; совместное "выколачивание ковра" - парный прием, во время выполнения которого имитируется выбивание пыли из ковра. Во время выполнения приема фиксируется, кто из супругов является лидером; кто и сколько наносит ударов; какую площадь обрабатывает ударами каждый супруг.
481
Методика "честная борьба" представляет собой конструктивный спор, который проводится по определенным правилам.
Правила проведения конструктивного спора
1. Предварительная подготовка супругов. Методика может использоваться супругами для преодоления своих разногласий только после прохождения специальной подготовки в группе супружеских пар, состоящей из 8-12 человек. Супругам необходимо посетить не менее 6-8 занятий продолжительностью 2 ч каждая. В группах супружеских пар обучение конструктивному спору осуществляется с помощью сценарных разработок, которые составлены по типу незаконченных предложений. Муж и жена получают описание ситуации и контур роли и (после того как они идентифицировались с ними) начинают взаимодействие. Наиболее актуальными темами для групп конструктивного спора являются темы воспитания детей, ревности, распределения обязанностей в семье, доминирования-подчинения и др.
2.Правило "места и времени". Конструктивный спор необходимо проводить в отдельной комнате при отсутствии эмоционально заинтересованных свидетелей (детей,
родственников, друзей, близких и т.д.). На день проведения конструктивного спора не следует планировать прием гостей, посещение театра, друзей и другие мероприятия, так как последствия спора непредсказуемы и "конструктивный спор" может трансформироваться в психотравмирующий поединок супругов.
3. Следование за конфликтом. Это правило говорит о том, что конструктивный спор должен быть максимально приближен во времени к актуальной конфликтной ситуации.
4. "Оповещение партнера". Инициатор спора должен заранее сообщить партнеру о своем намерении спорить и о предмете разговора.
5. Конструктивный выход. Основной целью спора должен быть поиск возможностей совместными усилиями решить проблему, а не стремление "наказать" партнера.
Выделяют три фазы конструктивного спора, каждая из которых имеет свои правила:
1. Вводная фаза - правило: "Дай знать, что хочешь спорить, и назови предмет спора".
2. Средняя фаза - правило: "Скажи, что думаешь о поведении партнера, отреагируй и критикуй".
3. Финальная фаза - правило: "Признай свои ошибки и найди положительное в партнере".
482
Общая продолжительность конструктивного спора не должна превышать 10-15 мин, а финальной фазы 1,5-2 мин. Если супруги продолжают критиковать друг друга, психолог дает команду заканчивать спор и выполнить требования финальной фазы (окончательно спор завершается рукопожатием, объятиями или поцелуем).
По окончании конструктивного спора оценивается его стиль и его результаты по определенным критериям и позициям. Г. Бах и П. Уиген оценивали стиль спора по 9 критериям, а результаты - по 12 позициям. С. Крагохвил сократил число позиций оценки стиля и результата спора до 4.
При оценке стиля спора участники получают +1 или -1 балл по каждой позиции. На партнеров заполняется общий бланк оценки стиля спора (при сильной выраженности конфликта бланк заполняется на каждого участника). Супружеская пара может набрать максимум +4 балла и минимум -4.
1. Конкретность | В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению "здесь и теперь" | + - | Обобщение: поведение называется "типичным", ссылка на события, прошедшие или не имеющие отношения к делу |
2. Вовлеченность | Оба увлечены, наносят и получают сильные "удары" | | Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т.д. |
3. Коммуникация | Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая "обратная связь" | | Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, "шум" |
4. "Честная борьба" | Не допускаются "удары ниже пояса" и принимается во внимание, сколько может вынести партнер | | Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место |
Подсчет очков Общий счет |
483
Также заполняется бланк "результат спора". По каждой позиции начисляется +1 либо - 1 балл. Оценки, полученные за стиль и результат спора, суммируются.
В результате максимальная сумма для пары составляет +8 баллов, а минимальная -8. Набранные баллы являются фактором подкрепления определенных паттернов супружеского взаимодействия.
Результат спора
1. Информативность | Что-то узнал или получил, научился чему-то новому | + - Не узнал ничего нового | |
2. Отреагирование Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии | | Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось | |
3. Сближение | Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство | | Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены |
4. Улучшение | Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее | | Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить |
Подсчет очков Общий счет |
Для конструктивного спора характерным является реализм, конкретность, открытость, честность, ответственность, юмор, акцентуация внимания участников на необходимости соблюдения обратной связи и правил "честной игры".
Методика содействует росту культуры выражения агрессии. Особенно эффективным оказывается ее применение при наличии у одного из членов семьи нерационального страха перед выражением агрессии другими членами семьи. Такие члены семьи склонны уступать выражению агрессии даже тогда, когда чувствуют, что совершенно правы. Например, супруга уступает пьющему мужу только для того, чтобы он на нее "не орал". Обучение технике "конструктивного спора" в таких ситуациях обеспечивает устойчивость против выражения агрессии, умение в этих условиях находить верную линию поведения.