ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Введение в робототехнику
1.1 Тема: Развитие отечественной робототехники. Инструктаж по ТБ и ПБ. Устройство роботов.
1.2 Тема: Понятие команды, программы, программирования.
Практика: Составление простых программ с использованием датчиков, используя встроенный редактор.
Раздел 2. Червячная передача и ее свойства
Раздел 3. Программно-управляемые модели.
3.1. Тема: Модель «Робот пятиминутка»
творческие способности обучающихся, их потребность в самореализации.
Предметные результаты:
- будет сформировано представление об основах робототехники;
- будут знать основы конструирования и программирования;
- будут сформированы умения и навыки конструирования.
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально- техническое обеспечение программы:
Аппаратное обеспечение:
2. Учебно- методическое и информационное обеспечение:
Учебные пособия:
Дидактические материалы:
Технологические схемы (пошаговая инструкция для учеников для разработки моделей). Разрабатываются на каждое занятие для творческих проектов на усмотрение педагога. Технологическая схема позволяет ученику не растеряться при построении модели и закрепить полученный материал.
2.2 Формы аттестации и контроль
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – фронтальный опрос.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого раздела или темы программы и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.
Промежуточная аттестация проводится в ноябре - декабре. Один раз в год. Проводится в форме участия в соревнованиях.
Итоговый контроль проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой.
Результативность обучения определяется умением собрать собственную модель, составить программу.
Фронтальный опрос проводится в устной форме, после изучения темы.
Педагогическое наблюдение используется для проверки выполнения практического задания.
Игровыезадания рассматриваются как начальный этап поискового метода, повышают активность учащихся.
Практическая работа применяется для проверки умений применять полученные знания в новых ситуациях.
Соревнование как групповая форма работы применяется для проверки способности к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.
Формы и методы организации педагогической деятельности
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:
Основные виды учебной деятельности:
Педагогические технологии:
Используемые методы:
Первоначальное использование конструкторов требует наличия готовых шаблонов: при отсутствии у многих учащихся практического опыта необходим первый этап обучения, на котором происходит знакомство с различными видами соединения деталей, вырабатывается умение читать чертежи и взаимодействовать в команде.
В дальнейшем, учащиеся отклоняются от инструкции, включая собственную фантазию, которая позволяет создавать совершенно невероятные модели. Недостаток знаний для производства собственной модели компенсируется возрастающей активностью любознательности учащегося, что выводит обучение на новый продуктивный уровень.
Основные этапы разработки проекта:
При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность.
На каждом из вышеперечисленных этапов обучения учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания.
Формы организации учебных занятий:
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы. Организация работы базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При сборке моделей, учащиеся не только выступают в качестве юных исследователей и инженеров. Они ещё и вовлечены в игровую деятельность. Играя с роботом, учащиеся с лёгкостью усваивают знания из естественных наук, технологии, математики, не боясь совершать ошибки и исправлять их.
Важнейшее требование к занятиям по робототехнике дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоровья, творческих и умственных способностей, психологических качеств и трудовых навыков.
Занятия проводится по двум направлениям: практическая работа (создание робота, испытание его на трассе) и интеллектуальная работа (написание программы на компьютере, доводка ее до рабочего состояния).
Когда идёт подготовка к соревнованиям разного уровня используется фронтальная (групповая) форма организации работы. Большое внимание уделяется новейшим разработкам, их испытаний и особенностям конструкции.
Педагогические технологии
Педагогические технологии, применяемые для достижения цели:
2.4. Календарный учебный график.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Предметные результаты:
- будет сформировано представление об основах робототехники;
- будут знать основы конструирования и программирования;
- будут сформированы умения и навыки конструирования.
Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1. Материально- техническое обеспечение программы:
-
Компьютерный класс с выходом в интернет и комплекты РОББО -
программа (онлайн-редактор) «TinkerCAD», которая является бесплатным ПО.
Аппаратное обеспечение:
-
принтер для печати раздаточного материала (технологических схем); -
интерактивная доска.
2. Учебно- методическое и информационное обеспечение:
Учебные пособия:
-
https://www.robbo.world/wp-content/uploads/2018/12 Самоучитель для педагогов и родителей
Дидактические материалы:
Технологические схемы (пошаговая инструкция для учеников для разработки моделей). Разрабатываются на каждое занятие для творческих проектов на усмотрение педагога. Технологическая схема позволяет ученику не растеряться при построении модели и закрепить полученный материал.
2.2 Формы аттестации и контроль
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – фронтальный опрос.
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого раздела или темы программы и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.
Промежуточная аттестация проводится в ноябре - декабре. Один раз в год. Проводится в форме участия в соревнованиях.
Итоговый контроль проводится в конце обучения при предъявлении ребенком (в доступной ему форме) результата обучения, предусмотренного программой.
Результативность обучения определяется умением собрать собственную модель, составить программу.
Фронтальный опрос проводится в устной форме, после изучения темы.
Педагогическое наблюдение используется для проверки выполнения практического задания.
Игровыезадания рассматриваются как начальный этап поискового метода, повышают активность учащихся.
Практическая работа применяется для проверки умений применять полученные знания в новых ситуациях.
Соревнование как групповая форма работы применяется для проверки способности к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.
Формы и методы организации педагогической деятельности
Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:
-
социально-практическая значимость компетенции (область применения роботов и для чего необходимо уметь создавать роботов, т.е. мотивация интереса у обучающихся к инженерно-конструкторской специализации; -
личностная значимость компетенции (зачем учащемуся необходимо быть компетентным в области сборки и программирования роботов), перечень реальных объектов действительности, относящихся к данным компетенциям (роботы в жизни, технике, образовании, производстве), знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам, способы деятельности по отношению к данным объектам, минимально-необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции.
Основные виды учебной деятельности:
-
знакомство с Интернет-ресурсами, связанными с робототехникой; -
индивидуальная работа, работа в парах, группах; -
соревнования.
Педагогические технологии:
-
групповые технологии; -
информационно-коммуникативные технологии; -
личностно-ориентированный подход.
Используемые методы:
-
Словесные: беседа, объяснение, рассказ. -
Исследовательские: данные методы предполагают постановку и решение проблемных ситуаций, в этих случаях новые знания и умения открываются учащимся непосредственно в ходе решения практических задач. -
Наглядные: (демонстрационные пособия) показывается иллюстрированная литература, видеоматериалов, фото образцов «успешных» роботов, используются технические средства обучения. -
Практические: практическая работа по сборке роботов и написанию программ управления. -
Инновационные: использование компьютерных программ, расчета и проектирования роботов, совершенствование процесса работы (использования новых материалов и технологий), отработка навыков программирования с использованием языков и сред программирования. -
Проектная деятельность по разработке рационализаторских предложений, изобретений. Организация поэтапной работы от идеи до готовой модели или систематизированного результата.
Первоначальное использование конструкторов требует наличия готовых шаблонов: при отсутствии у многих учащихся практического опыта необходим первый этап обучения, на котором происходит знакомство с различными видами соединения деталей, вырабатывается умение читать чертежи и взаимодействовать в команде.
В дальнейшем, учащиеся отклоняются от инструкции, включая собственную фантазию, которая позволяет создавать совершенно невероятные модели. Недостаток знаний для производства собственной модели компенсируется возрастающей активностью любознательности учащегося, что выводит обучение на новый продуктивный уровень.
Основные этапы разработки проекта:
-
Обозначение темы проекта -
Цель и задачи представляемого проекта. -
Разработка механизма на основе используемого конструктора. -
Составление программы для работы механизма. -
Тестирование модели, устранение дефектов и неисправностей.
При разработке и отладке проектов учащиеся делятся опытом друг с другом, что очень эффективно влияет на развитие познавательных, творческих навыков, а также самостоятельность.
На каждом из вышеперечисленных этапов обучения учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания.
Формы организации учебных занятий:
-
беседа (получение нового материала); -
самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий); -
соревнование (практическое участие детей в соревнованиях по робототехнике разного уровня); -
разработка творческих проектов и их презентация.
Форма организации занятий может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы. Организация работы базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При сборке моделей, учащиеся не только выступают в качестве юных исследователей и инженеров. Они ещё и вовлечены в игровую деятельность. Играя с роботом, учащиеся с лёгкостью усваивают знания из естественных наук, технологии, математики, не боясь совершать ошибки и исправлять их.
Важнейшее требование к занятиям по робототехнике дифференцированный подход к учащимся с учетом их здоровья, творческих и умственных способностей, психологических качеств и трудовых навыков.
Занятия проводится по двум направлениям: практическая работа (создание робота, испытание его на трассе) и интеллектуальная работа (написание программы на компьютере, доводка ее до рабочего состояния).
Когда идёт подготовка к соревнованиям разного уровня используется фронтальная (групповая) форма организации работы. Большое внимание уделяется новейшим разработкам, их испытаний и особенностям конструкции.
Педагогические технологии
-
Технологические наборы ориентированы на изучение основных механических принципов и элементарных технических решений, лежащих в основе всех современных конструкций и устройств. Роббо является и самостоятельным средством развивающего обучения, и наиболее предпочтительным наглядным пособием. Оно способствует росту интеллектуальных возможностей, и эту инновационную технологию можно рассматривать как педагогический ресурс. -
В образовательном процессе учащиеся в группах обучения применяются разнообразные игровые и конструктивные технологии, обладающими высокими образовательными возможностями.
Педагогические технологии, применяемые для достижения цели:
-
личностно-ориентированное развивающее обучение – сочетает обучение и учение. В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. -
проектная деятельность – основная технология освоения программы обучающимися. Через проектную деятельность обучающиеся проектируют (совместно с педагогом или самостоятельно) и реализуют индивидуальную образовательную траекторию в рамках данной программы; -
информационные технологии (различные способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации) позволяют визуально представить замысел будущего проекта, конструируемой модели.
2.4. Календарный учебный график.
Этапы образовательного процесса | | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 34 | ||
Количество учебных дней | | 34 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 01.09.2022- 31.12.2022 | |
2 полугодие | 9.01.2023- 31.05.2023 | ||
Возраст детей, лет | | 9 - 11 | |
Продолжительность занятия, час | | 1 | |
Режим занятия | | 1 раза/нед. | |
Годовая учебная нагрузка, час | | 34 |
-
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Раздел | Мероприятие, форма проведения | Сроки проведения | Объём, час/мин |
1. | Духовно- нравственное воспитание | Час памяти «Блокада Ленинграда» | 2 неделя января | ? |
2. | Гражданско-патриотическое воспитание | Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения | 2 неделя октября | ? |
3 | Здоровьесберегающее направление | Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. | 3 неделя октября | ? |
4 | Учебно-познавательное направление | Мероприятие «Мир моих увлечений». | 3 неделя января | 40 мин |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Тарапата, В. В. Робототехника в школе: методика, программы, проекты / В.В. Тарапата, Н.Н. Самылкина. - М. : Лаб. знаний, 2018. -
Тарапата, В.В. Робототехнические проекты в школьном курсе информатики / В.В. Тарапата // Информатика в школе. - 2019. -
Жигулина, М.П. Опыт применения робототехнического набора "Роббо" в проектной дкятельности учащихся / М.П. Жигулина // Информатика в школе. - 2019. -
Бельков, Д.М. Задания турнира по робототехнике "Автошкола" / Д.М. Бельков, М.Е. Козловских, И.Н. Слинкина // Информатика в школе. - 2019. -
Бешенков, Сергей Александрович. Методика организации внеурочной деятельности обучающихся V-IX классов с использованием робототехнического оборудования и сред программирования / С.А. Бешенков, М.И. Шутикова, В.И. Филиппов // Информатика в школе. - 2019.