Файл: Реферат по дисциплине " конституционное право зарубежных стран".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт заочно-вечернего обучения
Кафедра «Теории права, конституционного и административного права»
Допускаю к защите

Руководитель: к. и. н., доцент
______ Гусева И. А.

(Подпись) (Фамилия, И.О)

«_____» ______________ 202__ г.


Реферат по дисциплине

" КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН"


Выполнил (а):

студент (ка) группы: НБз 20 -1 ________ Андриенко Александр Иванович

(подпись)

Нормоконтроль: _______ _________________

(подпись) (ФИО)
Курсовая работа защищена с оценкой: _________________________
Иркутск, 2022

1. Общая характеристика действующей конституции

Действующая конституция Швейцарии была принята на народном референдуме 18 апреля 1999 года, за неё проголосовало 59,2 % голосовавших и 13 из 26 кантонов. Новая конституция вступила в силу 1 января 2000 года. По сравнению с предыдущей конституцией 1874 года в ней не произошло коренных изменений регулирования общественных отношений.

Итак, Конституция Швейцарии 1999 г. — пятая в истории Швейцарии. Первой была Конституция 1798 г., принятая в условиях оккупации Швейцарии Францией и созданная по образу Конституции Франции 1791 г. В 1802 г. была принята новая конституция, определившая самостоятельность кантонов Швейцарии, затем в 1848 г. после неудачной попытки некоторых кантонов выйти из состава государства была принята новая конституция, а в 1874 г. — еще одна. Причем последние две все более усиливали центральную власть, превратив Швейцарию из конфедерации в федерацию.

Тем не менее следует отметить, что коренных изменений в конституционном регулировании общественных отношений со вступлением в силу Конституции 2000 г. не произошло. Она имеет логичную структуру, формулировки многих положений осовременены и уточнены, кое-что изменилось в организации власти, но несущественным образом.

Конституция состоит из преамбулы и шести частей (вместо трех разделов в Конституции 1874 г.), объединяющих 196 статей, из которых последняя охватывает 16 переходных положений. Примечательно, что подобно прежней Конституции действующая Конституция в переходных положениях подробно регулирует среди прочего налоговое право.


Нельзя не отметить широту запрета дискриминации, включающую не только традиционные положения, но и запрет дискриминации по мотивам образа жизни. Это отражение нового гуманистического подхода, сложившегося в развитых странах в XX в., предполагающего толерантность не только к разнообразию мировоззрения граждан, но и к их стремлению самостоятельно выбирать образ жизни, каким бы причудливым он ни казался большинству. В ранг конституционного возведено проявление терпимости к различным движениям, стремящимся к альтернативной организации своей жизни (хиппи, экологисты и т.д.).

Конституция Швейцарии состоит из преамбулы, шести частей, охватывающих формально 196 статей, фактически их число увеличивается без изменения общей нумерации. В преамбуле, начинающейся формулой «во имя Всемогущего Бога», провозглашается стремление швейцарского народа и кантонов обновить союз, укрепить свободу и демократию, независимость и мир, а также заявлено об ответственности перед будущими поколениями.

Часть 1 «Общие положения» содержит положения о составе Швейцарской Федерации, целях и задачах союза (охрана прав и свобод народа и охрана независимости и безопасности страны), о суверенитете кантонов, а также характеристику принципов правового государства и четыре языка страны — немецкий, французский, итальянский и ретороманский.

Часть 2 «Основные права, гражданские права и социальные цели» содержит три главы.

Первая глава «Основные права» включает статьи о достоинстве человека, равноправии, защите от произвола и соблюдении добросовестности, значительный перечень права и свобод, а также некоторые положения об осуществлении и ограничениях основных прав.

Вторая глава «Права гражданства и политические права» меньше по объему и охватывает права гражданства (включая предоставление и утрату гражданства), вопросы осуществления политических прав и статью о правовом положении граждан Швейцарии, проживающих за рубежом.

Третья глава «Социальные цели» включает только одну статью, определяющую цели деятельности в социальной сфере, прежде всего Союза и кантонов, хотя и оговаривается значение в данной сфере «личной ответственности и частной инициативы». Очевидно, что тем самым законодатель стремился если не исключить, то уменьшить опасность «иждивенческого подхода» в социальной сфере и, осуществляя государственную поддержку, сохранить «здоровый индивидуализм». Кроме того, в этой статье имеется абз.4 с положением о том, что «из социальных целей не могут быть выведены никакие непосредственные субъективные права».


Положения данного раздела существенно конкретизируются в других разделах, так, например, ст. 34 «Политические права» имеет своего «двойника» в разделе 4 «Народ и кантоны» — ст. 136 под тем же названием «политические права». Однако если ст. 34 крайне лаконична и в абз. 1 устанавливается, что «политические права гарантируются», а в абз. 2 — что «гарантия политических прав обеспечивает свободное волеизъявление и нефальсифицированное голосование», ст. 136 содержит гораздо более подробное регулирование по этому вопросу.

Часть 3 «Союз, кантоны и общины» состоит из трех глав («Отношения между Союзом и кантонами», «Компетенция», «Финансовое устройство») и в ней урегулированы отношения между союзом и кантонами (задачи союза, задачи кантонов), формы сотрудничества союза и кантонов («союз и кантоны поддерживают друг друга в выполнении задач и осуществляют сотрудничество» — ст. 44), гарантируется автономия общин, разграничена компетенция союза и кантонов в конкретных сферах жизни общества (отношения с другими государствами, оборона, безопасность, образование, культура, охрана окружающей среды, хозяйство, энергетика и т.д.).

Часть 4 «Народ и кантоны» посвящена осуществлению швейцарским народом его традиционных политических прав в сфере прямой демократии (народной инициативе и референдуму).

Часть 5 «Власти Союза» содержит положения о порядке формирования, деятельности и компетенции Союзного собрания (парламент), Союзного совета и Союзного суда.

Часть 6 «Пересмотр Союзной Конституции и переходные положения» устанавливает основы процедуры пересмотра Конституции, а также содержит 16 переходных положений, относящихся к отдельным статьям Конституции.

В статье 192 Конституции установлен принцип, согласно которому «Союзная конституция может быть пересмотрена в любое время полностью или частично». Различается процедура полного и частичного пересмотра. Инициатива полного пересмотра может исходить от народа (не менее чем от 100 000 избирателей), одной из палат или Союзного собрания.

Если инициатива исходит от народа или между палатами нет согласия по вопросу о проведении полного пересмотра, окончательно вопрос о пересмотре решается народом. Палаты в случае положительного решения распускаются и проводятся новые выборы. Обязывающие положения международного права при этом не должны нарушаться.

Частичный пересмотр может производиться по инициативе народа или Союзного собрания. К частичному пересмотру предъявляются особые требования
соблюдения единства правовой материи и формы, а также соблюдения обязывающих положений международного права.

Народная инициатива частичного пересмотра может быть в форме общего предложения или инициативного проекта. Дальнейшие процедуры зависят от позиции Союзного собрания.

Оценивая в целом положения данной Конституции, следует отметить, что она во многом демонстрирует современное направление развития конституционной материи другим странам, а для самой Швейцарии является ответом на современные потребности общества в конституционном регулировании, выявленные в процессе подготовки Конституции.

2. Форма государства (форма правления, форма территориального устройства, политический режим)

Форма правления

Швейцария - парламентарная республика, которая строится по принципу верховенства парламента как высшего представительного органа государства, избираемого населением. Правительство в республике такого типа несет ответственность перед парламентом и формируется парламентским путем из числа представителей партии, победившей на выборах, или же на коалиционной основе. В этом случае оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой большинства депутатов.

Ключевой политической фигурой в парламентарной республике становится руководитель правительства – премьер-министр или канцлер. Полномочия президента как номинального главы государства, избираемого парламентом, коллегией выборщиков либо непосредственным голосованием граждан, в основном сводятся к представительским, церемониальным функциям, напоминающим функции короля в парламентарной монархии.

Любые важные политические действия президента, включая роспуск парламента и назначение досрочных выборов, могут быть осуществлены только с согласия правительства.

Форма государственно-территориального устройства

Швейцария - Федеративное государство выступает как союз относительно самостоятельных в юридическом плане государственных образований: республик, штатов, земель, кантонов и др., обычно называемых субъектами федерации, которые не обладают полным суверенитетом, лишены права самостоятельного участия в международных соглашениях, но, тем не менее, наделяются учредительной властью, что позволяет им иметь собственные конституции, не противоречащие или полностью соответствующие основному общефедеральному закону.


При этом целостность федеративного государства обеспечивается приоритетом общефедеральных законов и решений центральных властей по отношению к законодательным актам и решениям органов власти субъектов федерации, принимаемым в пределах установленной для них компетенции.

Федеративное государство возникает вследствие объединения нескольких первоначально самостоятельных государств, какими были в Швейцарии до 1848 г. ее кантоны. Государства, входящие в состав федеративного государства, передают часть своей государственной власти союзному государству. Одновременно граждане государств, входящих в состав союзного государства, становятся подданными федерации.

В Швейцарии действует принцип разделения государственных задач между политическими единицами более или менее высокого уровня:

- то, что касается всей Швейцарии, является компетенцией федерации (это внешняя политика и внешнеэкономическая деятельность, оборона страны, вопросы денежного обращения, транспорт, экономическая политика, энергетическая политика, социальное страхование, налоги на предметы потребления, правовое регулирование во всех важнейших областях);

- то, что можно регулировать на уровне кантона, остается полностью или частично компетенцией кантона (например, образовательная и социальная политика, строительство и здравоохранение, судопроизводство).

Этот принцип часто именуют “принципом субсидиарности”. Но ввиду становящихся все более сложными проблем современного государства, такой способ разделения задач часто бывает недостаточным.

Реформа народного образования, конъюнктурная политика, охрана окружающей среды, строительство автомобильных дорог — все это задачи, которые должны решаться в национальных рамках; то есть разделение задач превращается в сотрудничество и взаимодействие (в “кооперативный федерализм”)1.

4.3 Тип политического режима

Политический режим - это понятие, раскрывающее отношения между гражданским обществом и государством. Это совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определённый период.

Демократия – это слово в переводе с греческого языка означает народовластие. По знаменитой формуле американского президента Авраама Линкольна демократия - это власть народа, исходящая от народа и для народа. Демократия является наиболее естественной формой отношений между гражданским обществом и государством: