Файл: Общие положения работы операционного блока.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ВВЕДЕНИЕ

Я, Брылина Людмила Михайловна, работаю в должности операционной медицинской сестры в ГУЗ « Городской клинической больнице скорой медицинской помощи № 25» с 2007г , сразу после окончания Волгоградского областного медицинского колледжа.

Одной из категорий медицинских сестер является операционная медсестра, которая под руководством хирурга выполняет необходимый перечень работ по обеспечению проведения оперативного вмешательства. Роль операционной медсестры исключительно велика и ответственна. Профессия эта требует специальных знаний и самых разносторонних навыков. Я, должна быть ответственной и требовательной, тактичной и терпеливой, владеющей в полном объеме опытом работы на всех участках хирургического профиля.

Наша больница – это Государственное учреждение здравоохранения "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 25", открывшаяся в 1978 году, сегодня является крупным медицинским центром, способным принять на лечение одновременно более тысячи пациентов.
Квалифицированный медицинский персонал больницы оказывает населению Волгоградской области самые передовые и современные технологии диагностики и лечения. Расположение больницы вблизи центра города, наличие вертолетной площадки и большое число реанимационных коек ,а так же ее многопрофильность определяют то, что при всех чрезвычайных ситуациях в городе мы принимаем самое активное участие в лечении пострадавших при чрезвычайных ситуациях.

Больница оснащена новейшим диагностическим оборудованием, которое обеспечивает все виды диагностики: лучевую, функциональную, эндоскопию, ангиографию, компьютерную томографию, магнитно-резонансную томографию, биохимию, цитологию  и др. 
В клинику ежегодно госпитализируют более 30 тысяч пациентов, здесь выполняется более 9000 операций в год. 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАБОТЫ ОПЕРАЦИОННОГО БЛОКА

Операционный блок в нашей больнице - это самостоятельно функционирующее подразделение. Размещено на трёх этажах в изолированном крыле, отделенное от основного корпуса больницы тамбуром. Состоит из 12 операционных, на этаже где я работаю располагаются четыре операционных, три из которых – плановые, где проходят плановые операции из гинекологического и проктологического отделений; одна – экстренная, в которой в случае необходимости проводятся операции из любого хирургического отделения (их в нашей больнице 8). Операционный блок оборудован установкой бактерицидного ультрафиолетового излучения, что способствует максимальному снижению опасности инфицирования, обеспечивает эффективность уборки помещения, соблюдению санитарного противоэпидемического режима.


Операционные оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией, централизованным обеспечением медицинским газом, в них установлены современные операционные светильники, универсальные операционные столы, высокочастотные электрохирургические аппараты, портативные отсосы, аппараты для обеззараживания воздуха.

В настоящее время все больше проводится лапароскопических операций, в нашем блоке их выполняют врачи гинекологического отделения.

Основными задачами операционного отделения являются обеспечение условий для проведения хирургических операций, создание условий для обеспечения инфекционной безопасности больных и сотрудников при проведении хирургических операций.

В оперблоке выделяют следующие зоны гигиенического режима:

1. Зону стерильного режима, состоящую из операционной, предоперационной, инструментальных комнат.

2. Зону строгого режима , куда входят помещения для переодевания участников операции (санпропускники, комнаты для хранения аппаратуры, инструментов, чистого операционного белья, медикаментов, помещение для обработки наркозно - дыхательной аппаратуры, помещение для работы старшей операционной медсестры, пребывания дежурной бригады, помещение для хранения предметов уборки и дезинфекционных средств.

Между зонами строго и стерильного режима устанавливается так называемая «красная черта». Все двери в операционной должны оставаться закрытыми за исключением тех случаев, когда есть необходимость перемещения оборудования, персонала или больного. Число персонала, которому разрешено входить в операционную, особенно после начала операции, должно быть сведено к минимуму.

Операционной медсестре необходимо работать в условиях применения новых сестринских технологий, к которым в хирургии относится периоперативный период, включающий в себя:

1) предоперационный период – начинается с беседы с пациентом в отделении и заканчивается оценкой его состояния в операционном блоке. Это положительно влияет на психологический настрой пациента, что не может не сказаться на результате операции.

2) интраоперационный период – охватывает время с момента перемещения пациента на операционный стол до перевода его в реанимационное отделение или палату.

Операционная медсестра следит за сохранением стерильности до конца операции, подачей инструментария хирургу, строгим учетом салфеток, игл и инструментов, психологической поддержкой пациента, если вмешательство проводится под местной анестезией. Это самый объемный и ответственный период, к которому необходимо подойти очень обдуманно.


3) послеоперационный период – время с момента помещения пациента в реанимационное отделение до выписки его домой. Операционная медсестра ведет учет информации о пациенте, оценивает эффективность сестринской помощи в операционной, контролирует действия коллег реанимационного и хирургического отделений для предотвращения послеоперационных осложнений.

Руководствуясь должностной инструкцией в своей работе, я ежедневно осуществляю:

Квалифицированное сестринское обеспечение операционных открытых вмешательств, эндоскопических операций, исследований и процедур в составе операционной бригады.

  • Контроль и своевременную транспортировку больного в операционную.

  • Подготовка пациента к операции: помощь в принятии необходимой позиции на операционном столе, обработка операционного поля, обеспечение его изоляции.

  • Контроль путей движения хирургической бригады в соответствии с зонами стерильности операционного блока .

  • Поэтапное обеспечение хирургической бригады необходимым инструментарием, материалами, аппаратурой в ходе операции. Обеспечение инфекционной безопасности пациента и медицинского персонала до, во время и после операции.

  • Обеспечение и контроль соблюдения правил асептики и антисептики всеми присутствующими в операционной;

  • Ведение количественного учета используемого инструментария, перевязочного материалов, белья, лекарственных средств и аппаратуры.

  • Осуществление раннего послеоперационного ухода за больным, предупреждение послеоперационных осложнений.

  • Контроль своевременного направления биоматериала, взятого у пациента во время операции, на гистологическое, бактериологические или другое исследование.

  • Проведение предварительной обработки, дезинфекции и предстерилизационной очистки использованного инструментария (аппаратуры) и его подготовка к стерилизации и последующим оперативным вмешательствам.

  • Утилизация отходов согласно их классам.

  • Разведение необходимых растворов для дезинфекции и химической стерилизации.

  • Контроль и проведение химической и паровой стерилизации.

  • Проведения предварительных, текущих, заключительных и генеральных уборок в соответствии с графиком.

  • Проведение мероприятий по соблюдению режима в помещениях, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и профилактике осложнений.

  • Ведение необходимой документации согласно должностной инструкции. Взаимодействие с сотрудниками и смежными подразделениями.


ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОПЕРАЦИОННОЙ МЕДСЕСТРЫ

Мой рабочий день начинается с проверки операционной, аппаратуры, биксов, шовного материала, лекарственных средств и растворов. Прохожу через санпропускник, принимаю душ, надеваю операционный костюм, маску, бахилы, шапочку, защитные очки и захожу в предоперационную, где обрабатываю руки хирургическим способом.

Мы используем Фармсепт. Перед применением средства руки мою теплой проточной водой с мылом (Глория- Софт – в дозаторе) в течение двух минут. Высушиваю стерильной марлевой салфеткой, затем 2,5 мл. средства наношу на сухие кисти обеих рук и предплечий, поддерживая их во влажном состоянии в течение 3 минут. Стерильные перчатки надеваю на руки после полного высыхания средства.

После того, как обработала руки, захожу в операционный зал. Вторая медсестра открывает коробку со стерильным бельем. Я проверяю стерильность белья по измененным индикаторам (Винар – пар - 132°С) и надеваю стерильный халат, затем надеваю стерильные перчатки. После чего накрываю большой стерильный стол.

Накрытие большого стерильного стола: две стерильные простыни, каждая из который сложена вдвое, раскладывают на левую и правую половины стола местами сгиба – к стене. Простыни располагают «внахлест» таким образом, чтобы по центру стола края одной простыни заходили на другую простыню не менее чем на 10 см., а края простыней со всех сторон стола свисали примерно на 15 см. Поверх этих простыней выстилают третью простыню в развернутом виде так, чтобы ее края свисали не менее, чем на 25 см. Стол с разложенным на нем инструментами сверху накрывают стерильной простыней, сложенной вдвое по длине простынного полотна, или двумя простынями в развернутом виде. Большой инструментальный стол накрывают в начале рабочего дня не более, чем на 6 часов. Во время работы инструменты и материалы с большого стола разрешается брать только в стерильных перчатках с помощью стерильного корнцанга.

После этого, не позднее, чем за 15 минут до начала операции накрываю малый стерильный стол следующим образом: малый стерильный стол накрываю стерильной простыней, сложенной вдвое, края должны свисать далеко за края столика(25 см). На эту простыню кладу вторую так, чтобы одной ее половиной можно было прикрыть инструменты. Инструменты раскладывают в определенном порядке, определяя три зоны для своей работы и одну зону для работы хирурга. Альтернативой является использование простыни-чехла однократного применения из нетканого, воздухопроницаемого материала, устойчивого к проникновению жидкостей. Малый инструментальный рабочий стол после каждой операции накрывают заново для следующей операции.


Приход бригады хирургов в операционную после санпропускника:

- обработка рук хирурга

- надевание стерильных халатов и перчаток

- обработка перчаток

- обработка операционного поля 10% раствором Повидон йод

- ограничение операционного поля

- обработка операционного поля перед разрезом

- начало операции

- проведение операции.

Этапы проведения операции «Лапароскопическая тубэктомия».Показания. Прервавшаяся внематочная трубная беременность с внутрибрюшным кровотечением, непрохождение маточной трубы с образованием гидросальпинкса (скопление жидкости, состоящей из плазмы крови, секрета маточных труб и внеклеточной жидкости),острый гнойно-воспалительный процесс со скоплением в маточной трубе гноя(пиосальпинкс).

Необходимый инструментарий:

1. Общехирургический.

2. Специальные инструменты для эндоскопических операций на органах брюшной полости: троакары, тубусы, оптика, диссектор, зажимы, ножницы, электрохирургический коагулятор, аспиратор- ирригатор.

Оперативный доступ.

1. Разрез кожи в околопупочной области длиной 1-1,5 см, начиная от нижней складки пупка и вверх — в пупок; 
2.Пункция брюшной полости.
 
3. Проведение пробы Palmer (тест аспирации — ирригации).
 При правильном нахождении иглы в брюшной полости раствор легко водится и практически не аспирируется. При попадании иглы в предбрюшинную клетчатку -плохо вводится и аспирируется, при попадании в просвет полого органа — аспирируется содержимое органа (кишки, мочевого пузыря), при попадании в кровеносный сосуд — кровь; 
4. Инсуффляция углекислого газа в брюшную полость через иглу Вереша со скоростью 1-2 л/мин до создания давления в брюшной полсти 15 мм.рт.ст.
5. Извлечение иглы, введение троакара в брюшную полость вкручивающими движениями кисти строго по срединной линии в направлении малого таза под углом 70 град до перфорации апоневроза и 45 град. — после перфорации апоневроза; 
6. Извлечение стилета троакара и введение в брюшную полость лапароскопа с подключенной к нему видеокамерой и обзор органов брюшной полости; 
7. Создание положения Тренделенбурга с приподнятым тазовым концом до 30 град.
8. Введение дополнительных троакаров для инструментов в паховых областях под визуальным контролем со стороны лапароскопа: 
производится разрез кожи на протяжении 5 или 10 мм (в зависимости от размера дополнительного троакара) на уровне верхней передней подвздошной ости подвздошной кости на 2-3 см латеральнее ее. Дополнительно, при некоторых операциях, устанавливается четвертый троакар по средней линии ниже первого троакара (надлобковый троакар).