Файл: Программа является интеллектуальной собственностью анодпо школа транспорта Профи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Жесткие пластыри применяются для задел- ки пробоин как снаружи, так и (при малых размерах). Жесткий деревянный пластырь с мягкими бортами (рис. 300) может приме- няться на современных прогулочных судах и яхтах для заделки пробоин на плоских участ- ках корпуса, а также для заделки дверей, лю- ков, горловин, иллюминаторов.
Этот пластырь состоит из деревянного щита, обшитого по периметру парусиной, образую- щей с завернутой в нее паклей подушку. Раз- мер пластыря должен быть таким, чтобы про- боина со всех сторон перекрывалась на 150-
300 мм. Тонкие доски подгоняют одна к дру- гой, и они образуют внутренний щит пласты- ря. На этот щит накладывается парусина так, чтобы остались края для мягких бортов. На парусину поперек первого слоя укладываются толстые доски вплотную одна к другой.
Доски пробиваются, тонкими гвоздями. По- следую- щие слои толстых досок располагаются парал- лельно доскам второго слоя так, чтобы пазы наклады- ваемого слоя находились посредине доски предыдуще- го слоя.
Каждый слой прибивается гвоздями к преды- дущему.
Расстояние между гвоздями 100-150 мм под- лине и
30-40 мм по ширине досок.
После закрепления досок пластырь перевора- чивается, загибаются концы гвоздей и по краям делается подушка
- мягкие борта из пакли, закрываемые слоями парусины.
Парусина прибивается к доскам гвоздями. Отношение высоты подушки к ширине составля- ет 1 : 2 или 1 : 3, а высота подушки должна соответствовать суммарной толщине досок пла- стыря.
При заделке малых пробоин и трещин в качестве уплотняющих прокладок применяются по- душки с куделью. Эти подушки изготовляются из парусинового чехла с укладкой ровного слоя просмоленной кудели из пеньки или очесов льна. Толщина подушки составляет до 30 мм.
При постановке пластырей изнутри применяются средства подкрепления
. К ним отно- сятся металлические раздвижные упоры (рис. 303) различных размерений, аварийные брусья, деревянные и металлические шаблоны, аварийные струбцины.
На рис. 302 изображены некоторые способы использования средств подкрепления при по- становке жестких пластырей изнутри корпуса.
При заделке деревянных корпусов пользоваться клиньями не рекомендуется, так как это мо- жет привести к расширению пазов или расколоть обшивку. Применение мягкого пластыря на деревянных судах эффективно: парусина под давлением воды заходит в пазы и играет роль конопатки. При небольшом напоре или неширокой пробоине ее удобно заделать фанерой или кровельным железом с помощью гвоздей. По фанеру (железо) кладется промазанная су- риком или солидолом парусина.


148
Заделку разошедшихся пазов обшивки деревянного судна эффективно производить с ис- пользованием опилок, которые в мешках подтягиваются на концах к месту водотечности и выбрасываются в воду. Фильтрующейся водой опилки затягиваются в пазы, где разбухают и плотно закупоривают места водотечности.
Судоводителям маломерных су- дов, при подго- товке к плава- нию необходи- мо убедиться в наличии и ис- правности водо- отливных средств, средств и инструментов, предназначен- ных для борьбы за живучесть судна. Получе- ние пробоины, трещины или другого повреждения, связанного с поступлением воды в кор- пус катера (моторной лодки, парусного судна), является серьезной опасностью для судна и экипажа, особенно при значительном удалении от берега и неблагоприятных метеоусловиях.
Только наличие аварийных средств и умение их правильно использовать может предотвра- тить гибель людей, находящихся на борту аварийного судна.
Тушение пожаров на судах
Основными причинами пожаров на маломерных судах являются: неосторожное и небрежное обращение с открытым огнем; воспламенение и взрывы топлива; неисправность электрообо- рудования и нарушение правил его эксплуатации. Нередко причиной пожара служит бро- шенная спичка, непотушенный окурок, оставленный без присмотра огонь.
Решающим фактором спасения судна при возникновении пожара является немедленное ту-

149 шение очага возгорания.
Выбор способа тушения пожара зависит от характера пожара и имеющихся средств его ту- шения.
Если пожар возник в помещении, то для ограждения притока воздуха помещение необходи- мо герметизировать и после этого применять средства тушения.
Существует два основных способа тушения: поверхностный и объемный.
Поверхностный способ тушения предусматривает действие огнегасительных веществ на по- верхности горючего материала.
При объемном способе огнегасительные вещества вводятся в герметизируемое помещение, в котором возник или может возникнуть пожар.
Для тушения пожара в начальной фазе используются переносные огнетушители различных типов. (пенные, углекислотные, жидкостные, порошковые и др.), так называемые "покрыва- ла" (кошма, кусок брезента, одеяло), а также вода, песок, сода, асбест, графит и т.д.
Наибольшее распространение на судах имеют пенные и углекислотные ог- нетушители.
Заряд химических пенных огнетушителей (рис. 304) состоит из щелочной и кислотной частей. При приведении в действие огнетушителя щелочная и кислотная части заряда сливаются вместе, вступают в химическую реак- цию и образуют пену.
Пена под действием давления выбрасывается через спрыск. Для приведе- ния в действие огнетушителя необходимо откинуть рукоятку эксцентрика вверх до отказа, перевернуть огнетушитель вверх дном и направить струю пены в очаг пожара.
Углекислотный огнетушитель (рис. 305) заряжен углекислотой, которая выходя из насадки, быстро испаряется.
Для выпуска углекислоты присоединяется раструб, свободно вращающий- ся в вертикальной плоскости и служащий для лучшего снегообразования.
Огнетушитель приводится в действие путем открывания запорного венти- ля до отказа и направления струи снега к очагу пожара. При этом огнету- шитель держится вертикально и как можно ближе к очагу пожара.
В порошковых огнетушителях в качестве заряда используются порошковые составы, кото- рые выбрасываются под давлением.
Покрывала используются для покрытия очагов пожара в целях прекращения доступа к ним воздуха.
Применение воды при тушении пожаров известно хорошо. Маломерные суда в отличии от больших морских и речных судов не оборудуются стационарными системами пожаротуше- ния, поэтому основным способом доставки воды к очагу возгорания на катере и лодке слу- жит зачерпывание ее ведром и заливание огня.


150
Современные большие прогулочные суда и яхты имеют как переносные средства, так и ста- ционарные противопожарные системы водотушения, пенотушения, паротушения и даже си- стемы с применением инертных газов и легкоиспаряющихся жидкостей.
К недостаткам использования воды при тушении пожаров следует отнести то, что водой нельзя тушить загоревшееся электрооборудование под напряжением, а также порча от воды некоторых предметов и судового оборудования.
При возгорании электрооборудования его необходимо немедленно обесточить. Для туше- ния горящего генератора и иного электрооборудования, находящегося под напряжением, ис- пользуются углекислотные огнетушители, другие средства не рекомендуются. Углекислый газ не влияет на снижение сопротивления изоляции электрооборудования. В случае если для тушения обесточенного электрооборудования использовалась воздушно-механическая пена, то после ее применения электрооборудование требует просушки. После использования воды
(особенно морской) или химической пены электрооборудование может быть выведено из строя на длительное время. Если тушение пожара осуществлялось объемным способом с ис- пользованием стационарных систем пожаротушения, то помещение может быть введено в эксплуатацию только после его разгерметизации.
При возникновении очага возгорания на маломерном судне судоводителю рекоменду-
ется:
1. Немедленно заглушить двигатель и расположить судно так, чтобы огонь и искры ветром относило сторону от легковоспламеняющихся и горючих материалов, находящихся на судне.
2. Отдать команду находящимся на борту людям одеть спасательные жилеты.
3. Быстро принять решение о способе тушения очага возгорания и использовать находящие- ся на суд; противопожарные средства ("покрывала", огнетушитель, вода и др.).
4. Четко отдавать указания находящимся на борту людям (если этого требуют обстоятель- ства) по оказанию помощи в тушении пожара и не допустить среди них паники.
5. В случае невозможности локализовать и потушить пожар отдается команда покинуть суд- но, подается сигнал бедствия и запрашивается помощь по радио (если есть радиостанция).
При этом, учитывая влияние ветра, нужно постараться отплыть как можно дальше от поки- нутого судна и стараться держаться на воде недалеко друг от друга. Это позволит оказывать необходимую помощь друг другу до подхода спасателей или во время самостоятельного движения к берегу (острову, отмели и т.п.).
При оставлении горящего катера (мотолодки), яхты необходимо позаботиться о том,
чтобы за борт своевременно были брошены спасательные круги, свободные жилеты и
другие плавающие предметы, которые можно использовать для спасения. Кроме того,
судоводителю следует обеспечить взятие с судна хотя бы спичек, медицинской аптечки
(рекомендуется хранить на судне в водонепроницаемой упаковке), ножа, которые могут
пригодиться в дальнейшем.
Охрана окружающей среды.
В последние годы в Российской Федерации охране окружающей среды уделяется значитель-


151 ное внимание. В этой области принят ряд законов и нормативных актов, в том числе направ- ленных на защиту водной среды от загрязнений, сохранение биоразнообразия, восстановле- ние рыбных запасов и возрождение малых рек. Природоохранные функции возложены на многие государственные органы, в том числе и на ГИМС Рос- сии.
Маломерный флот, безусловно, оказывает вредное воздействие на водную среду и, хотя доля этого воздействия в сравнении с другими источниками загрязнения водоемов ничтожно ма- ла, судоводители маломерных судов должны соблюдать элементарные экологические требо- вания и культуру, направленные на снижение уровня отрицательного воздействия плав- средств и их экипажей на природу.
Прямым отрицательным воздействием на окружающую среду моторного судна является: за- грязнение воды и береговой полосы горючесмазочными материалами; выбросы в воду и ат- мосферу продуктов сгорания ГСМ; шумность; разрушение (размыв) берегов, особенно не- больших (малых) рек. К такому воздействию следует отнести и нарушения судоводителями, которые, несмотря на запреты в нерестовый период, заходят на катерах и мотолодках в места нерестилищ и этим наносят прямой ущерб восстановлению рыбных запасов.
К косвенным воздействиям, оказывающим негативное воздействие на природу, следует от- нести последствия отдыха экипажей судов: загрязнение водоемов и береговой полосы быто- выми отходами, мусором; браконьерство с использованием плавсредств; вырубка деревьев; лесные пожары из-за неосторожного обращения с огнем и т.д.
Действующее природоохранительное законодательство предусматривает материальную, ад- министративную и уголовную ответственность граждан за экологические правонарушения.
На лицо, совершившее противозаконные действия, в результате которых нанесен прямой ущерб окружающей среде (включая гибель животных, птиц, биоресурсов, браконьерство, загрязнение воды и почвы, уничтожение редких растений и цветов, порубку деревьев и т.д.), составляется протокол о нарушении и уполномоченные должностные лица по охране окру- жающей среды выносят соответствующее постановление. При этом материалы на правона- рушителя могут быть направлены в прокуратуру для возбуждения уголовного дела. Для уси- ления борьбы с нарушениями в области охраны окружающей среды в системе Генеральной прокуратуры Российской Федерации созданы специальные подразделения - природоохран- ные прокуратуры различных уровней (районные, межрайонные, бассейновые и т.д.).
В соответствии с действующими нормативными правовыми актами, регламентирующими эксплуатацию плавсредств и баз (сооружений) для их стоянок, предотвращение и уменьше- ние негативного воздействия на окружающую среду маломерных судов достигается путем проведения следующих мероприятий:
> создание новых современных образцов маломерных плавсредств, судовых двигателей к ним и подвесных лодочных моторов, отвечающих действующим экологическим требованиям
(экологически чистые материалы, сбор и хранение отходов, надежность корпуса и судовых систем, снижение шумности моторов, выбросов вредных веществ в воду и атмосферу и т.д.);
> сертификация и лицензирование производства маломерных прогулочных судов, механиче- ских установок и судового оборудования;
> государственный и технический надзор за правильным пользованием и техническим состо- янием маломерных судов и баз (сооружений) для их стоянок;
> введение в ближайшие годы нормативов выбросов в окружающую среду отработанных вредных веществ с маломерных судов (по аналогии с автотранспортными средствами).