Файл: Программа является интеллектуальной собственностью анодпо школа транспорта Профи.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

142
Техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца изучается на практических занятиях.
Массаж сердца и искусственное дыхание проводится до тех пор, пока пострадавший не ста- нет самостоятельно дышать и не придет в сознание. Предел реанимации, т.е. момент, после которого дальнейшее оживление бесполезно, может определить только врач, поэтому меро- приятия по оживлению следует, проводит как можно дольше, насколько хватит сил.
После оказания первой помощи (пострадавший начал дышать и приходить в сознание) необ- ходимо снять мокрую одежду и согреть его. Для этого применяются горячий песок, грелки, бутылки с теплой водой и т.п. В первую очередь согревается затылок, шея, ноги, область пе- чени и поясницы. Одновременно с согреванием производится растирание тела шерстяным куском ткани. Основные приемы проведения спасательных мероприятий, по оживлению из- влеченного из воды человека, представлены на рис. 296.

143
При переломах костей .
Наложить шины из любого твердого и достаточно длинного предмета так, чтобы были за- фиксированы два сустава - выше и ниже места перелома. Пострадавшему дать обезволива- ющее и успокаивающее лекарство и доставить в медицинское учреждение.
При ожогах.
При ожогах первой (резкое покраснение кожи) и второй (образование пузырей) степени рекомендуется наложить повязку с синтомициновой эмульсией. При ожоге третьей степени (обугливание тканей) накладывается стерильная сухая повязка, и принимаются все меры для быстрейшего доставления пострадавшего в лечебное учреждение.
При ранах и порезах.
Действия направлены на остановку кровотечения и предохранения раны от загрязнения. Края раны обрабатываются раствором йода при помощи ватки или бин- та. Обработка производится от края раны в сторону неповрежденной части тела. К ране не следует прикасаться руками, смазывать мазями, спиртом; йодом и класть на нее вату. Нельзя
.промывать рану водой и удалять из нее сгустки крови. Для остановки кровотечения на рану накладывается стерильная повязка, поверх нее - плотный валик из бинта и ваты, которые сверху туго перебинтовываются. До прибытия скорой помощи или доставления пострадав- шего в лечебное учреждение повязку снимать не следует.
Мелкие ссадины и порезы обрабатываются йодной настойкой, а затем либо забинтовывают- ся, либо заклеиваются бактерицидным пластырем.
При ушибах.
На место ушиба накладывается давящая повязка, делается холодный компресс, дается болеутоляющее средство пострадавшему. Через два-три дня для рассасывания крово- излияния делается согревающий компресс (мешочек с нагретой солью).
При ушибе головы делаются холодные примочки либо на место ушиба кладется пузырь с хо- лодной водой.
Если при падении на спину появились боли в позвоночнике, под пострадавшего (оставив его на спине) осторожно следует подложить доску или же аккуратно перевернуть его на живот, не допуская прогиба у него спины.
При растяжениях, разрывах связок и мышц.
Первая помощь оказывается аналогично помощи при ушибах, после чего поврежденное место туго бинтуется. Через 2-3 дня делаются согревающие компрессы.
При острых болях.
При появлении острой боли в сердце больного следует посадить или уложить, дать под язык таблетку нитроглицерина или валидола.
При резких болях в животе на него кладется холодный компресс. Не следует принимать бо- леутоляющие и слабительные средства, ставить грелку и клизму.
При острой боли в голове необходимо принять сидячее или лежачее положение и принять таблетку анальгина либо пиркофена, цитрамона, амидопирина. К голове нельзя приклады- вать грелку и принимать лекарства, содержащие наркотические средства.
При солнечных ударах
. Пострадавшего следует переместить в прохладное место, обеспечи- вая доступ свежего воздуха, снять стесняющую одежду, смочить голову холодной водой, по- ложить так, чтобы голова была выше уровня ног (для оттока крови от головы). На затылок положить холодный компресс, обрызгать лицо и грудь холодной водой.


144
Если у пострадавшего остановилось дыхание - приступить к проведению искусственного дыхания известным способом.
Во всех случаях, когда на судне оказался серьезно пострадавший или больной человек, после оказания ему первой помощи, судоводитель обязан принять все необходимые и доступные меры, чтобы вызвать скорую помощь, либо доставить пострадавшего (больного) в лечебное учреждение, либо передать его на речное (морское) судно, на котором имеются медицинские работники, либо вызвать спасателей или сообщить в ближайшие подразделения ГИМС,
МЧС, милиции, другие органы. Если есть возможность, привлечь для спасения жизни чело- века других граждан, их транспортные средства, средства связи и использовать другие воз- можности.
На каждом маломерном моторном и парусном судне во время плавания необходимо иметь медицинскую аптечку. Рекомендуется приобретать в торговой сети аптечку, предназначен- ную для автомобилистов, проверяя при этом срок годности находящихся в ней лекарствен- ных средств. Судоводитель может самостоятельно укомплектовать аптечку.
Борьба за живучесть судна.
- это способность судна противостоять аварийным повреждениям, сохраняя, поддерживая или восстанавливая при этом в возможной мере мореходные качества.
Основные виды аварийных повреждений, как правило, связаны с поступлениями воды в кор-
пус, с пожарами и повреждениями технических средств.
Живучесть судна обеспечивается конструктивными элементами, организационно- техническими мероприятиями, осуществляемыми при эксплуатации, и борьбой за живучесть судна, проводимой экипажем при аварии.
Конструктивные мероприятия проводятся проектными и судостроительными организация- ми на стадии проектирования и постройки судна с целью обеспечения его живучести.
Организационно-технические мероприятия проводятся экипажем с целью предотвращения поступления воды, возникновения пожаров и аварий технических средств, а также поддер- жания в исправности и готовности средств, предназначенных для борьбы за живучесть суд- на.
В момент аварии успех борьбы за живучесть судна в основном определяется высоким мо- ральным духом, хорошей подготовленностью и четкими действиями членов экипажа.
Борьба за непотопляемость судна
Повреждения корпуса судна различа- ются по размерам (малые - до 0,05 м 2, средние - до 0,2 м 2 и большие - от 0,2 до 2 м 2), по характеру (отверстия от вывалившихся заклепок и болтов, разошедшиеся швы, трещины и пробо- ины) и по расположению в корпусе
(надводные, подводные и на ватерли- нии).


145
Трещины, разошедшиеся швы и малые пробоины заделываются, как правило, с помощью де- ревянных клиньев и пробок (рис. 297).
Клинья изготавливаются из сосны или дуба с острыми и тупыми концами. Иногда торцы клиньев окантовываются кровельным железом или тонкой полосовой сталью.
Пробки изготавливаются из сосны и применяются для заделки иллюминаторов, круглых не- больших пробоин, отверстий от вылетевших заклепок и заглушки трубопроводов.
При самостоятельном изготовлении клиньев и пробок не следует делать слишком большой угол заоострения, т.к. это приводит к плохой посадке клина (пробел) в местах повреждения.
Хранятся клинья и пробки в сухом месте.
Разошедшийся шов или длинную трещину следует заделывать несколькими клиньями, при этом, чтобы последний клин забивать при меньшем напоре воды. Перед непосредственной заделкой пробоины клин (пробку) рекомендуется обернуть смоляной паклей, которая запол- нит места неплотного прилегания клина (пробки) к краю пробоины или трещины. заделку вертикальной трещины нужно начинать снизу,
Средние и большие пробоины, а также расположенные рядом несколько мелких пробоин, заделываются с помощью пластырей (мягких, полужестких и жестких).
К мягким пластырям относятся парусиновый, шпигованный и кольчужный. Для прогулоч- ных катеров и яхт рекомендуется иметь парусиновый пластырь (рис. 298), изготовление ко- торого не представляет труда.
Этот пластырь состоит из двух-трех слоев водоупорной парусины, полот- нища которой расположены накрест и прошиты насквозь по квадратам нитками для машинной работы. По краям пластырь отделан ликтросом из пенькового смоляного каната. По углам в ликтрос бензелями заделаны коуши для крепления подкильных концов и оттяжек. В середине верх- ней шкаторины заделан кренгельс, к которому крепится промаркирован- ный контрольный штерт (на малом судне, маркировку можно сделать через 10-20 см) для определения по- ложения пластыря по борту судна.
Размеры пластыря могут быть раз- личными, в зависимости от типа и размерений судна.
Техника постановки мягкого пласты- ря на пробоину (рис. 299) заключает- ся в проведении следующих опера- ций:
1) Заводка подкильных концов осуществляется, как правило, с носа. При неработающем дви- гателе концы можно заводить одновременно с носа и кормы.


146
Подкильные концы проводятся одновременно вдоль бортов к пробоине и располагаются так, чтобы пробоина оказалась между ними. Чтобы уменьшить вероятность попадания подкиль- ных концов на винт или их зацепления за бортовые кили, рекомендуется в средней части но- сового и кормового концов закрепить грузы на расстоянии друг от друга, несколько превы- шающем ширину судна.
Длина подкильного конца равна двойной длине шкота, и может быть рассчитана по формуле: l = 3,2 (Н + 0,5В), где l - длина подкильного конца, м;
Н - высота борта от киля до верхней открытой палубы с учетом высоты фальшборта, м;
В - наибольшая ширина судна, м.
Подкильные концы имеют вплесненные в них коуши для крепления их с коушами на нижней шкаторине не пластыря при помощи соединительных скоб.
2) Подготовка пластыря к постановке производится одновременно с заводкой подкильных концов. Пластырь с его снаряжением (за исключением подкильных концов) подносится к району пробоины, расчехляется и разворачивается на свободном месте палубы. Затем к нему крепятся шкоты, контрольный штерт и после заводки - два подкильных конца.
3) Постановка пластыря производится при отсутствии хода судна. Постановка начинается сразу же после подсоединения с помощью скоб к коушам пластыря подкильных концов.
Пластырь постепенно опускается за борт и одновременно, по мере его опускания, с другого борта обтягиваются подкильные концы. Когда пластырь опущен на заданную глубину (опре- деляется по маркам контрольного штерта) - на центр пробоины, то закрепляются шкоты и в тугую обтягиваются подкильные концы. При обтяжке пласт плотно прижимается к поверх- ности корпуса. На больших катерах и яхтах обтяжку можно проводить с мощью талей, либо, используя канифас-блок, с помощью судовой лебедки (шпиля, брашпиля). На не6ольших су- дах обтяжка проводится вручную. Обтянутые концы крепятся на кнехты и другие устрой- ства.
Для предохранения подкильных концов от повреждений рекомендуется подкладывать под них углы палубного стрингера, планширя фальшборта и т.п. деревянные брусья или доски.
Наибольшую трудность представляет собой постановка пластыря в оконечностях судна. Это связано с тем, что форма корпуса в этих местах имеет явную кривизну, затрудняющую обеспечение плотности прилегания пластыря к корпусу, либо приводящую к вдавливанию пластыря водой внутрь судна.
Прилегание пластыря к корпусу считается удовлетворительным, если после начала откачки воды уровень в отсеке начинает снижаться.
Устройство и постановка других пластырей (мягких и полужестких) в данном пособии не рассматриваются, т.к. они на маломерных судах используются крайне редко. Хотя для су- доводителей больших прогулочных катеров и яхт, выходящих в морское плавание, следует иметь на борту более надежные виды пластырей и уметь их применять в аварийных случаях.


147
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18