Файл: 1. 1 Предмет философии науки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы.

• В науке по традиции принимается кумулятивное движение вперед, т.е. движение на основе накопления уже полученных результатов (ведь не будет же ученый заново открывать законы классической механики или термодинамики). Специфика философии проявляется в том, что она применяет свой особый метод рефлексии, метод оборачивания на себя. Для философии характерна переформулировка основных проблем на протяжении всей истории человеческой мысли. Условно это ее свойство может быть обозначено как обратимость, или рефлексивность, философии.

• Если конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного, сознания (физика, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта истории искусства, а химия - невзирая на распространение религии, математика может выдвигать свои теории без учета норм нравственности, а биология не оглядываться на императивы правоведения), то в философии все обстоит иначе. И хотя философия не может быть сведена (редуцирована) ни к науке, ни к любой другой форме духовной деятельности, в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире в целом в ней принимается совокупный опыт духовного развития человечества, всех форм общественного сознания: науки, искусства, религии, права и др. Философия - не наука, однако в ней господствует понятийность, ориентация на объективность, идея причинности и стремление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся связей и отношений, т.е. закономерностей.

• В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план. Познание носит объективно безличностный характер. В философском творчестве всегда происходит углубление человека в самого себя.

• В философии важен и ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая философия, английская, французская и, наконец, греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики.

• По мысли Ф. Энгельса философия должна решительно отказаться от претензий на роль "науки наук". Научное мировоззрение "не нуждается больше ни в какой философии, стоящей над прочими науками. Как только перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой всеобщей связи становится излишней. И тогда из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах -• формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории".


• Но если поднимать вопрос, насколько правомерно представление о философии как о науке (даже при оговорке, что это особая наука, наиболее общая, интересующаяся всем миром в целом, а не частная, рассматривающая какой-либо фрагмент действительности), необходимо выявление критериев научности. В их число включались: повторяемость в наблюдении; интерсубъективность знания (его всеобщность и независимость от личности ученого); воспроизводимость опыта.

• Вместе с тем исторические параллели философии и науки достаточно очевидны. Философия и наука как "звенья единой цепи" в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия, в сфере натурфилософии, космологии, онтологии не отличались друг от друга.

• "Три кита", на которых держится научное здание, это опыт, логика и, критика.

Научное знание как форма сознательного поиска и познания истины многообразно: оно и фундаментальное и прикладное, и экспериментальное и теоретическое. Однако все научные знания должны отвечать определенным стандартам.

• Наука видит реальность как совокупность причинно обусловленных естественных событий и процессов, охватываемых закономерностью. Это не поле действия одухотворенных сил, претворяющих в действительности свою волю и желание и в силу этого непредсказуемых. Философские теории нельзя проверить при помощи опыта или эксперимента, они исключительно зависимы от личности мыслителя, каждая философская система авторизована.

Предмет ф. - всеобщее в системе "человек - мир", т.е. обоснование факта самой закономерности бытия. Современная философия видит в сущем его стихийно-спонтанное становление, которое может охватываться вероятностным и статистическим знанием.

• Если проводить соотношение философии и науки, имея в виду структурные параметры, в частности то, что наука включает в свою структуру субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты, то справедливости ради следует отметить: такая структурность не чужда и философии. Ф. обогащает данную структурность возможностью выхода за пределы частных проблем, ее субъект одарен возможностью устремляться в сферы трансцендентного.

• Разделение науки и философии частенько проводится со ссылкой на то, что наука обладает непосредственной практической значимостью, а философия нет.

• Философия и наука совпадают и отождествляются в пределах позитивизма при условии, что философия отказывается от имиджа метафизики (с ее стремлением к смысложизненным проблемам) и остается только поглощенной контекстом физики - науки о природе.


Сейчас соотношение изменилось. Современная философия мыслится как вышедшая из эпистемологии. То есть философия как эпистемология достигла сомоопределенности.

• Следует обратить внимание и на то, что наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. А это означает, что ее достижения могут применяться как во благо, так и во вред человечеству.

• Философы науки уверены, что коренные изменения в науке всегда сопровождались более интенсивным углублением в ее философские основания и "всякий, кто хочет добиться удовлетворительного понимания науки XX века, должен хорошо освоиться с философской мыслью".Философия, рефлексируя по поводу развития науки, одновременно проводит и саморефлексию, т.е. она сочетает рефлексию над наукой с саморефлексией.

Именно философские исследования формируют самосознание науки, развивают присущее ей понимание своих возможностей и перспектив, задают ориентиры ее последующего развития.

1.5 Возникновение и развитие науки в эпоху Античности.

Предпосылками зарождения науки в Др. Греции: 1) полисная организация жизни (полис-город-госуд), в основе которой принцип 3И: 1. Исигория - свобода слова. 2. Исатомия - равенство в возможности замещения должностей. 3. Исономия - равенство всех пред законом. 2) относительная (по сравнения с Востоком) секуляризованность гражданской жизни: Восток - законы общества выводились из Божественной воли, а Запад - создавались в ходе демократических процедур в полисе. 3) этический и гносеологический релятивизм (относительность: человек мерило бытия: погибли дети – для родителей горе, для гробовщиков - прибыль). 4)агональный хар-р культуры (состязательность) - развитие интел.способностей и их оттачивания на диспутах.

Формирование объективного знания: Социальные условия античной цивилизации определяли объективность знания, прежде всего результатами борьбы низших слоев общества за свои права. Были произведены реформы: юридические нормы письменно зафиксированы и унифицированы, была предложена выборность судей, позволена состязательность в суде и обжалование приговоров, аристократию ущемили в территориальном делении полиса и введена имущественная дифференциация населения по сбору налогов.

В мировоззренческом плане эти реформы обусловили: 1) уважение к личности, достоинством считалась не знатность, а уровень культуры и достигнутое положение в обществе; 2) изменилось отношение к закону – он стал носить не божественный, а рациональный характер, т.к. изобретался самими людьми; 3)
возникает конкуренция идей, что требует обращения к логике и риторике, чтобы побеждать в спорах; 4) возникает убежденность в относительном характере знаний – никакое знание не является абсолютно истинным, все можно оспорить или предложить альтернативу. На этой базе возникает идея обоснованности знания.

Освоение идеализированных объектов. Теоретический характер знаний был обусловлен негативным отношением к практической деятельности (удел рабов). Оперировали с отрицат. и действительными числами.

Появление научных программ: преодоление мифологич. Мировоззрения, результаты важные для науки.

1) Математическая программа Пифагора. а) обоснование числа как первоначала (все вещи существуют подражая числам, число-идеально, цифра-материальна, отождествляли числа с фигурами 1-точка) б) философия числа, приписали каждому числу значение, на основе нумерологии объясняли сущность вещей, разделили числа на группы, выделив совершенные и несовершенные, мужские и женские, четные и нечетные. в) рассмотрение вселенной как космоса (с греч-порядок). Вселенная - не борьба стихий, а упорядоченный числом космос, а т.к. числа не только основы бытия, но и мышления, то мир умопостигаем и выразим.

2) Атомистическая программа Демокрита. а) обоснование атомизма: материальность, неделимость, движение, интеллигибельность (умозримость), вечность, все разные – свойства атома, объясняющие бытие. б)построение теории познания – проникновение эйтосов (атомерных копий вещей ч/з органы чувств в мозг). Формулировка принципа объективности через различение субъективных и объективных свойств вещей: объективно сущ-ют атомы и пустота, а субъективно: вкус, цвет, запах. в) концепция детерминизма - всеобщей причино-следственной связи явлений, важнейшим следствием которой является отрицание чудесного.

3) Натуральная программа Аристотеля (неделимый мир). а) Метафизика - учение о сущности бытия: а.1) всеобщие св-ва вещей – 10 категорий, легшие в основу терминологического языка науки: сущность; качество-мера проявления сущности вещи (при покупке стол - выбор по качеству); количество (длина стола); время (сколько прослужит); пространство (стол из магазина в дом); движение; покой; отношение (стол и интерьер); обладание (столу не хватает ящичков); страдание (стол поцарапан).


а.2) бытие актуальное (то, что есть в наличие - занимаемся философией) и потенциальное (в наличии нет, но предпосылки существования оформились - сдача кан.мин)).

а.3) различие случайного (то, что переходит из потенциального, в актуальное несколькими способами – бросание монеты) и закономерного (переходит из потенциального в актуальное одним способом) бытия.

а.4) бытие как истина: «Истинным признается то, что соответствует действительности» (снег белый).

а.5) рационально обосновал способ происхождения вещей на основе действия 4-х причин: *материальная – это субстрат вещи; *формальная – способ организации материи; *действующая – это тот, кто соединяет материю и форму; *финальная, целевая – то, зачем нужна эта вещь.

б) Физика (физика-природа): «Развивать в себе можно только то, что заложено в тебе потенциально». 1.Движение - переход вещи из потенциального состояния в актуальное, 4 вида: изменение субстанции (рождение/умирание вещи); изменение по качеству (превращение), по количеству, по месту (перемещение).

2.Пространство – вместилище, где происходит движение вещи, граница объемлющего и объемлемого.

3.Время - способ бытия пространства, фиксирует дв-ние вещи «с начало и потом», не существует объективно.

в) Теория науки. Познание проходит 4 этапа: Чувственные впечатления  Опыт (сумма впечатлений в голове, умение ориентироваться в ней) Техно (искусство – это знание общего и причин, знание о классах объекта - вождение машины) Научное знание (доказательное, объясняющее, систематический характер). Канон научного исследования: описание проблем; история вопроса; выдвижение собственной позиции; выявление аргументов «за» и «против»; принятие окончательного решения.

г) Логика. Аристотель – основатель формальной логики, как теории доказательства. Сам называл аналитикой.

г.1) выявил понятие логическая форма (способ связи элементов мышления): Все люди смертны - Сократ человек = Сократ смертен.

г.2) сформулировал 3 закона формальной логики: закон тождества (нетождество-рядом с ателье вывеска: увеличим вашу семью за 15 минут), закон не противоречия (противоречия: в ЗАгсе прошу развести меня, но согласия я не даю).

г.3) построил теорию понятий, суждений и умозаключений: Понятие – форма мышления, фиксирующая наиболее общие и существенные черты ряда однородных объектов (береза, каштан, пальма - кора, листья) Понятие существует только в голове и является идеальным объектом, его нельзя показать в действительности!