Файл: 1. 1 Предмет философии науки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Суждение – форма мышления, которая фиксирует наличие или отсутствие взаимосвязи между понятиями, в силу чело оно является истинным или ложным. Умозаключение – форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, связанное с исходным.

г.4) разработал основы аргументации и правила доказательства.

г.5) разработал рационалистическую космологию. Основные положения: земля центрально, неподвижна и шарообразна; вселенная конечна, ограничена прозрачными кристаллическими сферами находящимися за самыми дальними видимыми звездами; в основе земли 4 элемента; Основу космоса составляет эфир; Источник движения в мире это Бог перводвигатель, у всего в мире есть своя цель (финальная причина).

4) Феномен эллинистической культуры. Центром культуры эллинистической эпохи (3-1 вв до н.э.) становится Александрия, где центром культуры были Библиотека и Муйсеон. Важнейшим научным достижением в этой эллинистической эпохи является формирование 2-х научных школ: математической (Евклид и Архимед) и астрономической. Евклид: систематизировал математические знания в книге «Начало», где разработал аксиоматический метод построения научных теорий. Архимед: совмещал теоретическую и практическую научную деятельность; работал в области гидродинамики, в области статики - закон рычага; разработал способ записи сверх больших чисел. Астрономическая школа: Птоломей предложил 1-ю карту неба, на основе геоцентрической модели Аристотеля, проводил расчеты по определению особенностей движения небесных тел. Аристарх Самовский впервые высказал гипотезу теоцентризма. Особенности эллинистической науки: 1-проявление специализации в научных исследованиях. 2-относительная дистанцированность науки от фил-ии религии. 3-сугубая теоретичность, как идеал научного познания.

Методология науки – область науки, изучающая общие и частные методы научных исследований, а также принципы подхода к различным типам объектов действительности и к разным классам научных задач.

Возникновение философии связано с кризисом мифологического сознания. Относится к (-6) веку. Причины кризиса: 1. Разложение родовых и возникновение рабовладельческих отношений; 2. Невозможность с помощью мифологии ответить на следующие вопросы, ставшие перед людьми. 3. Происходит переход от традиционного мышления к самостоятельному; 4. Вместо образов стали мыслить абстрактными понятиями.


Черты античной философии: Сильная связь с мифологией; и Космоцентризм, т.е. мир – это единый космос, кроме него и вне его ничего нет, всё находится в нём, даже Боги; он никем не сотворён, всегда был и всегда будет; Космос мыслится по аналогии с человеком, он имеет тело, душу и разум.

Периодизация античной философии

1. VI-V вв. до н.э. – философия физиса, или натуралистический период (Гераклит – огонь, Пифагор – число, Демокрит - атом);

2. V в. до н.э. – обращение внимания на человека, гуманистический период (Софисты - Сократ);

3. IV в. до н.э. – период большого синтеза, создаются первые обобщающие философские концепции (Платон – учение об идеях (мир вещей и идей), о человеке (душа – идея и тело, разум, высокие и низшие страсти), о познании (препоминание душой своей жизни в мире идей), о государстве (идеальное государство), Аристотель – 3 субстанции – материя (можно ощутить), форма (дает качество), комбинация (конкр. предмет));

4. IV в. до н.э. – эллинизм, эллинистические школы (вопрос о смысле жизни, разрушается полис)

5. I-VI вв. н.э. – античные школы христианского периода.


1.6 Наука и техника в эпоху Средневековья.

Средние века в философском аспекте длятся с 529 г н.э. по конец 14 в.

Великие технические изобретения, сделанные в средневековье, оказали огромное влияние на все области экономики и культуры, на развитие науки. Среди таких изобретений наиболее значимыми стали водяная и ветряная мельницы, морской компас, порох, очки, бумага, механические часы. Почти все эти изобретения пришли в Европу с Востока.

Водяная мельница и водяной двигатель описаны, как мы уже отмечали, Витрувием, но только в средние века они стали широко использоваться. Идея водяного привода (двигателя) была реализована вначале для перемалывания зерна (собственно для построения мельниц), но затем и для выпол-нения других работ, например в. суконном производстве, для вытягивания проволоки, для толчения руды. Использование изначально вращательного движения колеса с горизонтальной осью вращения для осуществления поступательного движения или вращения в других плоскостях потребовало применения механизмов, преобразующих движение. Для этого были придуманы зубчатое зацепление цевочного (пальцевого) типа и коленчатый рычаг.

Ветряные мельницы появились в Европе в начале XII в., но широкое распространение получили с XV в. Для изготовления механизмов водяных и ветряных мельниц, их сборки требовалась высокая квалификация мастеров, которые должны были обладать обширными знаниями не только в механи-ке, но и в кузнечном деле, и в гидротехнике и аэродинамике (в современной терминологии).

Механические часы появились в средневековой Европе прежде всего как часы башенные, служащие для указания на время богослужения. До изо-бретения механических часов для этого использовался колокол, в который бил часовой, определявший время по песочным часам — каждый час. Поэтому термины «часы» и «часовой» имеют одинаковое происхождение. Механические часы на башне Вестминстерского аббатства появились в 1288 г. Позже механические башенные часы стали использоваться во Франции, Италии, германских государствах. Существует мнение, что механические часы изоб-рели мельничные мастера, развивая идею о непрерывном и периодическом движении мельничного привода. Главной задачей при создании часового ме-ханизма было обеспечение точности хода или постоянства скорости вращения зубчатых колес. Для изготовления часов требовалась высокая точность обработки деталей, высокая точность сборки, подбор материала деталей: Разработка часовых механизмов была невозможна без технических знаний, проведения математических расчетов. Измерение времени имеет прямую связь и с астрономией. Таким образом, часовое дело соединило механику, астрономию, математику в решении практической задачи измерения времени.


Компас как устройство, использующее ориентацию естественного магнита в определенную сторону, изобретен в Китае. Китайцы приписывали способность ориентации естественных магнитов воздействию звезд. В I — III вв. компас стал применяться в Китае как «указатель Юга». Как попал компас в Европу, до сих пор неизвестно. Начало его применения европейцами в мореплавании относится к XII в. Применение компаса на судах явилось важной предпосылкой географических открытий. Свойство компаса впервые обстоятельно представил французский ученый Пьер да Марикур (Петр Перегрин). Он описал в связи с этим и свойства магнитов, и явление магнитной индукции. Компас стал первой действующей научной моделью, на основе которой развивалось учение о притяжениях, вплоть до великой теории Ньютона.

Порох использовался в Китае уже в VI в. при изготовлении ракет, фейерверков. Над открытием секрета пороха, а именно, как приготовить смесь, сгорающую без воздуха, трудились многие европейские алхимики. Но удача улыбнулась фрайбургскому монаху Бертольду Шварцу. Порох стал играть важную роль в военном деле с XIV в. только после изобретения пушки, родоначальницей которой явилась «огненная труба» византийцев. Вскоре за пушкой появились ружья и мушкеты.

Изобретение пороха имело не только военные последствия. Изготовление пороха и его взрыв, полет снаряда из пушки выдвинули вопросы науч-ного, теоретического характера. Это прежде всего изучение процессов горения и взрыва, вопросов, связанных с выделением и передачей тепла, воп-росов точной механики и технологии, связанных с изготовлением орудийных стволов, вопросов баллистики.

Пушка, таким образом, «организовала» не только военные полигоны, но и обширные «полигоны» для научных исследований.

Бумага была нужна науке «как воздух». Изобретенная в Китае во II в., она появилась в VI—VII вв. в Японии, Индии, Средней Азии, в VIII в. — на арабском Востоке. В Европу бумага попала через арабов в XII в. В Испании, впервые в Европе, в начале XII в. было организовано производство бумаги сначала из хлопка, затем из более дешевого сырья — из тряпья и отходов текстильного производства. Вслед за бумагой, ставшей несравненно более дешевым писчим материалом, чем пергамент, появилось и печатание. Предшественницей книгопечатания была ксилография (от греч. «xylon» — срубленное дерево и «grapho» — пишу), то есть гравирование на дереве. По гравюрам на дереве можно было тиражировать печатные тексты. Китайские мастера изобрели подвижный шрифт в начале XI в., но в Европе он появился лишь в XV в. Роль книгопечатания в научном прогрессе и распространении знаний трудно переоценить.


Очки были изобретены в Италии. По одним сведениям это изобретение относится к 1299 г. и принадлежит Сильвино Армати. Другие полагают, что очки появились в Италии не раньше 1350 г. Существует мнение, что успехи просвещения в эпоху Возрождения были достигнуты во многом благодаря изобретению очков. Очковые линзы стали основой при создании таких оптических инструментов, как микроскоп и телескоп.

1.7 Научно-технические достижения эпохи Возрождения.

Технические достижения средневековья расширили экспериментальную базу естественных наук, поставили ряд научных задач, решенных в эпоху Возрождения.

С появлением огнестрельного оружия возникла задача анализа движения снарядов, в частности определение угла наклона ствола орудия для достижения наибольшей дальности полета снаряда. Тарталья скорее догадался, чем математически обосновал, что этот угол должен быть равен 45 градусам. В своем труде «Проблемы и различные изобретения» (1546 г.) впервые в противоположность Аристотелю Тарталья утверждает, что траектория снаряда всегда является криволинейной и не содержит прямолинейного участка. О языке этого сочинения следует сказать особо. Это живой, литературный язык, которым в его произведении беседуют и простолюдины, и важные господа, и специалисты. Эту форму, рожденную эпохой искусства, использовал позднее Галилей.

Великим соперником Тарталья называют Иеронима Кардана. Работы Кардана в противоположность работам Тартальи были академичными, написанными на строгой латыни. Труды Кардана «О тонкости» и «О разнообразии вещей» представляют собой своеобразную энциклопедию естественных наук XVI в. В них приведены самые разнообразные сведения, начиная от космологии и до суеверий: конструкции механизмов, описание алхимических опытов, приемы гаданий, рассуждения о пользе знаний и многое другое. Ценность работ Иеронима Кардана — в конкретности постановки задач, в методичности изложения.

Заметный вклад в механику внес ученик Тартальи Джован Баттиста Бенедетти. В пространном предисловии к своей первой научной работе он привел математическое доказательство следующего утверждения:

«Два тела одинаковой формы и одинакового рода, равные или не равные между собой, в одной и той же среде проходят равные расстояния за равное время».