Файл: Красило Татьяна Александровна Направлениеспециальность Психологопедагогическое образование Профильспециализациямагистерская программа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Т: Угу. В остальные не веришь совсем? Прям 0? Попробуй прошкалировать от 0 до 100 каждое утверждение, которые написала. Если ты решила, что в какое-то ты веришь на 0 или не веришь, то ты можешь его зачеркнуть. У тебя получилось?

ДД: Одно осталось. Все, давай так. Получилось.

Т: Давай теперь попробуем подумать как вообще живут люди, у которых нет подобного правила?

ДД: Ровно противоположное?

Т: Скорее, если его вообще не существует. Этого правила, что «вклад в обучение обучение обязательно должен окупиться при устройстве на работу». Другие люди может учатся чему-то, может нет – это не важно, как ты думаешь как такие люди себя ведут? Что чувствуют?

ДД: Это скорее… я представляю, что это люди, которые больше слушают себя, делают выбор на основании своего желания больше, или интереса.

Т: Угу. Давай попробуем порассуждать, как думают такие люди. Чем они руководствуются?

ДД: Желанием. Желанием и интересом. Чем они руководствуются…. Не знаю, может быть они более импульсивные. Импульсом.

Т: А как бы они реагировали на такие ситуации, которые тебя тревожат? Тебя тревожит, что твой труд может не окупиться. Как бы они реагировали? Какие эмоции у них это могло вызвать? Какие мысли?

ДД: Это бы их точно не трогало, не появлялось там никакого напряжения, сомнений, тревожности, «ах, может я не тем занимаюсь чем нужно?». В дальнейшем чем… не тем, чем в дальнейшем не понадобится. Они бы это не принимали близко к сердцу. Как-то так. Сильно не думали бы об этом, потому что ….не знаю. Есть же люди беззаботные. Проще. У них все проще. Мне кажется у некоторых все сложнее.

Т: Угу. А как ты думаешь вот как люди, у которых нет этого правила, которые не руководствуются им? Как они к этому пришли? Или наоборот, как избежали? Почему его нет?

ДД: Не так много ожиданий и предпочтений от будущего, ну то есть у этих людей не так много претензий и ожиданий от будущего.

Т: Угу. А что ты подразумеваешь под притензиями и ожиданиями?

ДД: Ну в плане. Я хочу работать в фирме…ну не знаю, в яндексе. Поэтому мне для этого нужно это, это и это уметь, этому, этому, этому научиться и у людей, которые не планируют так далеко и не планируют так конкретно, у них …нет такого правила «я должен научиться навыкам, я должен научиться там … изучить язык програмирования такой-то такой-то, а потом пойти работать в яндекс, то есть у них нет такого большого ожидания от будущего, что я буду работать в яндексе.

Т: Угу. А действительно ли это так?

ДД: Я допускаю, что некоторые люди, просто очень любят изучать язык програмирования, очень любят учиться, изучать что-то новое, а потом они идут устраиваться на работу и их случайным образом берут. Или и за заслуги и по интересам берут в яндекс. Дело случая, не знаю. Дело случая.


Т: Угу. Почему ты так заулыбалась?

ДД: Потому что дело случая.

Т: Я сейчас услышала, что как будто бы люди, которые не строят долгоиграющих планов на карьеру как- будто бы менее образованные, или менее амбициозные, или плохие… Если ты не строишь долго играющих планов на карьеру, то что? Можешь закончить мысль?

ДД: У меня есть мысль, но она отличная от твоей. Я скорее думаю, что судьба играет злую шутку. Как бутерброд, когда ты очень очень чего-то хочешь оно не дается, а люди, которые не очень хотят, но делают то, что им нравится, у них получается этого добиться. То есть знаешь, я не хочу сильно работать в яндексе, но мне нравится изучать что-то, и вот случайным образом, я туда не стремлюсь, но я туда попадаю. Когда очень сильно чего-то хочешь – напряжение все нарастает и нарастает и эта далекая цель становится еще дальше и… она в какой-то момент становится уже даже нежеланной. Вот, а если делать что-то что тебе нравится, что больше на душу ложиться, то эта далекая цель уже и не такая далекая, может быть ты даже о ней не думаешь, и случайным образом прям бац и все.

Т: Угу, и как это вяжется с твоим правилом? Как это относится к тебе?

ДД: Я бы его переделала.

Т: Как?

ДД: Ну как-то… что-то связанное с интересом что ли.

Т: Просто из этих двух моментов, из двух правил, которые мы нашли, они друг другу не то чтобы противоречат, а как-то накладываются друг на друга. Получается, что для того чтобы тебе повезло оказаться на любимой работе, ты должен не мечтать о ней, а должен наслаждаться тем что ты любишь и она сама тебя найдет, а мой вклад должен окупаться – это скорее про усилие, когда ты через усилие идешь к этой работе мечты, вот я вкладываю, вкладываю, вкладываю и вот работа мечты должна меня найти. Они немного про разное. И как они между собой вяжутся? Где здесь ты?

ДД: Я бы отошла от позиции, что вклад должен окупаться, потому что я прям представляю вот это очень сильное напряжение и много много усилий, и я бы ушла к позиции, что больше я занимаюсь интересами, то есть тем, что интересно, тем что на уши ложиться, а потом это может быть где-то и получится ну поработать и работу мечты найти. Я бы ушла от вклад должен окупаться к другому, где меньше напряжения, и больше реализации чтоли, больше удовлетворения.

Т: Давай попробуем его как-то переформулировать, чтобы тебе нравилось, чтобы оно у тебя отозвалось.


ДД: ….

Т: Ну, например, мне пришла в голову фраза, может быть она тебя на что-то натолкнет: я хочу заниматься тем, что мне нравится и интересно, и будет здорово, если в будущем мне это поможет с работой.

ДД: Да, да, что-то близкое. Я хотела что-то краткое. Да, я хочу заниматься тем, что меня волнует и интересует, и я хочу разобраться в этой области, а в дальнейшем это может пригодится мне лично, на работе, как-то вот так. В дальнейшем это может пригодится, а может и не пригодится. И даже если не пригодится, то это все равно мой опыт.

Т: Попробуй это записать, можно как-нибудь кратко, но так, чтобы спустя время ты сама понимала, что имела ввиду.

ДД: Записала.

Т: Смотри, если вместо старого правила, ты будешь теперь руководствоваться новым, то как это поможет тебе в жизни?

ДД: Ну оно физически и как-то морально, оно менее нагруженно, то есть для меня физически уже я представляю, что я меньше усилий вкладываю, и что у меня меньше напряжения если я буду следовать этой установке.

Т: Запиши себе это тоже.

ДД: Польза. Да, есть.

Т: И попробуй прошлкалировать, насколько процентов ты веришь в это новое правило?

ДД: На 90. Я поставила 90.

Т: Есть ли у те6я еще какие-то идеи, как оно может помочь?

ДД: Ну я записала меньше напряжения, легче по усилиям, больше удовлетворения от того чем я занимаюсь.

Т: И ты во все это веришь на 90%?

ДД: Да, но 10 процентов я оставила на практику. То есть практически покажет – получится/не получится.

Т: Видишь ли ты какие-то минусы? Чем это правило может тебе мешать?

ДД: Сложно следовать своим интересам именно по жизни, то есть есть моменты, когда нужно их отстаивать. Но мы сейчас говорим о профессиональных интересах, о профессиональном вкладе, изучении. Как оно мне может мешать? Не знаю, если я сама выстраиваю этот вектор профессионального развития, то это мешать не должно, потому что здесь я субъект и я решаю чем мне заниматься. В идеале не должно мешать.

Т: Давай тогда вернемся к тому, что было изначально, к тому что вклад должен окупаться. Что-то изменилось? Изменилась ли вера в него?

ДД: Да, изменилось.

Т: Как изменилось? Изначально было 50/50, а сейчас?

ДД: Я бы сказала 10/90.

Т: Что будет 10, а что 90?

ДД: Если применимо к профессиональной сфере, то, к примеру, затраченные усилия на работе и оплата работы. В плане вклад должен окупаться материально, на данный момент у меня это ярко не окупается и всячески обесценивается. Это что касается работы, поэтому я бы это правило оставила, но дала бы меньше процентов ей. 10- это вклад должен окупаться, это когда я временные усилия, методическую работу выполняю, и мне это материально окупается. я что-то сделала для центра и мне это вернули в виде зп. 90 – это интерес. Я делаю, в большей степени, то что мне интересно, а в дальнейшем – посмотрим что в дальнейшем.


Т: Хорошо, давай на сегодня подводить итоги. Есть ли какие-то вопросы?

ДД: Нет. Спасибо большое за эту встречу. Я так ярко не отслеживала у себя это правило про «должен». Мне понравилось, что мы переформулировали мою установку, но от старой я тоже не готова пока полностью отказываться.

Т: Мы не зря все записывали, ты можешь иногда возвращаться к этим записям, когда возникает напряжение. Возможно со временем ты захочешь еще что-то дописать, или наоборот, вычеркнуть.

ДД: Хорошо, спасибо.

Анализ беседы



Я провела консультацию в русле когнитивно-поведенческого подхода, поэтому во время беседы мы состредотачивались на мыслях, эмоциях и реакция ДД на событиях и ситуациях, которые с ней происходят на данном жизненном этапе.

Изначальный запрос состоял в том, что у клиентки возникает беспокойство в том случае, если все идет не так, как она запланировала. Это касается разных сфер жизни. Мы рассмотрели несколько ситуаций из-за которых ДД испытывает беспокойство, тревогу и напряжение и с ее согласия мы сконцентрировались на профессиональной сфере, так как на данный момент она волнует ДД больше всего.

В ходе беседы мы нашли правило, которое существует у ДД, а именно «Мой труд/вклад [в профессиональную деятельность] должен окупаться». Это правило, согласно концепции Аарона Бека, является промежуточным убеждением, которое помогает поддерживать гомеостаз между автоматическими мыслями и глубинными убеждениями.

Если прочитать/послушать нашу с ДД беседу, то можно уловить множество намеков/слов-маркеров на доминирующее глубинное убеждение – убеждение о собственной беспомощности.

На это так же намекает и копинг-стратегия, которая есть у ДД, а именно – контроль. Эту копинг-стратегию, которая проявляется уже в запросе, но ее также можно заметить в словах клиентки, когда она говорит, о том, что с тревогой она справляется с помощью планирования; говоря про переезд, ДД использует слово «безопасность» относительно нынешнего места жительства, она говорит, что здесь все знает, здесь мне безопасно.

Так как данное правило, а точнее то, что оно сейчас не выполняется так как должно в понимании ДД, я провела два упражнения: 1) Выявление основополагающих (промежуточных) допущений и правил; 2) Оспаривание долженствований; чтобы снизить уровень тревожности. С помощью вопросов, с помощью оценки степени доверия ДД к помогающим и мешающим последствиям этого правила у ДД не только снизилась тревожность, но она смогла реструктуризировать свое правило в более адаптивное: «Я хочу заниматься тем, что меня волнует и интересует, и я хочу разобраться в этой области, а в дальнейшем это может пригодится, а может и не пригодится.». Но от изначального правила ДД еще не готова отказываться.

План дальнейших действий





  1. Продолжать концептуализацию консультативного случая и более точно прояснить запрос;

  2. Поставить вместе с ДД реалистичную цель, к которой она хотела бы прийти;

  3. Выявить (или заключить отсутствие) других правил, отношений касаемо данного запроса; При наличии дисфункциональных промежуточных убеждений - реструктуризировать на более функциональные.

  4. Подтвердить (или опровергнуть) гипотезу о ведущем глубинном убеждении о беспомощности. 4.1 Если подтвердится: Модификация глубинного убеждения на более адаптивное; 4.2 Если не подтвердится: Выявление правильного глубинного убеждения, а затем его модификация на более адаптивное.

Заключение



В данной работе было наглядно показано, что теория и практика в психологии - неразрывно связаны. И можно убедиться, что психологу-консультанту надо обладать множеством знаний, умений, навыков, а так же личностных качеств, чтобы хорошо делать свою работу. Это можно проследить как в удачных моментах, так и в менее удачных.

В ходе анализа консультации было выявлено промежуточное убеждение клиентки. Оно было реструктурезированно самой клиенткой, с помощью двух техник когнитивно-поведенческой психотерапии, что помогло ей снизить тревожность. Так же была выявлена копинг-стратегия контроля.

Все, что было выявлено во время часовой беседы - богатый материал для дальнейшей работы, ведь первая сессия это только начало терапевтического пути, который психолог со своим клиентом пройдут вместе.

Список использованных источников


  1. Джудит Бек Когнитивно-поведенческая терапия. От основ к направлениям. - Спб.: Питер, 2021. - 416 с.

  1. Роберт Лихи Техники когнитивной психотерапии. - СПб.5 Питер, 2020. - 656 с.