Файл: Повышение профессиональной компетенции педагогов необходимое условие повышения качества образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
В стремительно меняющемся мире одни профессии становятся особенно популярными, другие могут исчезать совсем. Только профессия Учителя сохраняет свою неизменность. С учетом требований нового времени она меняет свое содержание, условия труда, качественные составляющие. Качество образования во все времена зависело от уровня подготовки педагогов. Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Современное общество, характеризуя уровень мастерства педагога и меру владения им необходимых компетенций, применяет большое число разных понятий, среди которых: квалификация, профессионализм, педагогическое мастерство и педагогическое искусство. Однако данные понятия не являются аналогами.

Понятие «профессионализм» ассоциируется с высоким уровнем теоретических знаний индивида, подкреплённым необходимым набором профессионально-важных практических умений и навыков, позволяющих успешно выполнять свои служебные обязанности, предъявляемые той или иной конкретной профессиональной деятельностью.

Ранее, когда речь заходила о профессионализме человека продолжительное время работающего в определенной сфере деятельности, подразумевался уровень его мастерства, который человек сумел достигнуть за долгие годы выполнения одних и тех же профессиональных действий.

Под профессионализмом современного учителя педагогическая наука понимает высокий уровень его квалификации, который соответствует требованиям профессионального стандарта и заключается в гармоничном сочетании набора необходимых компетенций, позволяющих успешно реализовывать в процессе педагогической деятельности, имеющиеся профессионально важные качества педагога.

Базовым качеством выступает творческий потенциал личности, выраженный в её креативности и творческом выполнении профессиональных педагогических обязанностей. При этом основой профессионализма выступает педагогический опыт. Предполагается, что опыт многолетней работы педагога обуславливает на практике глубокое и всестороннее знание и владение определенными навыками.

О необходимости педагогическим работникам систематически повышать свой профессиональный уровень говорится в ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации.


Профессионально-педагогическая деятельность учителя, согласно профессиональному стандарту, представляет собой систему трудовых функций, связанных с проектированием и осуществлением образовательного процесса (обучение, воспитание, развитие) на основе общеобразовательной программы, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Большое значение в деятельности педагога имеет его профессиональная компетентность, выступающая главным компонентом профессионального потенциала личности. Педагогическая наука под профессиональной компетентностью понимает сформировавшуюся у педагогического работника систему знаний и умений, на основании которых он успешно решает любые проблемы профессионально-педагогического характера.

Профессионально компетентный педагог способен найти быстрое и эффективное решение любых задач, характерных для его сферы деятельности, опираясь на собственный педагогический опыт, имеющуюся квалификацию и общественные ценности. Из сказанного следует, что профессиональная компетентность – это система профессиональных и личных качеств педагога, без которых сегодня невозможна эффективная педагогическая деятельность.

Из всех компетенций, необходимых учителю в профессиональной деятельности, можно выделить наиболее значимые.

-Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе и в режиме развития.

- Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

- Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности.

- Предметная компетенция в сферах предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

-Управленческая компетенция, т.е. умения проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

- Рефлексивная компетенция, т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности


- Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

- Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

-Креативная компетенция, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

Особо следует выделить такой востребованный в настоящее время вид компетенции современного педагога, как информационная компетентность, под которой наука об образовании понимает универсальные способы поиска, получения, обработки, представления и передачи любой информации, умение обобщать и систематизировать ее, превращая в знание.

В более широком понимании информационную компетентность также можно представить, как способность интерпретировать, систематизировать, критически осмысливать и анализировать имеющуюся информацию применительно:

- к решению той или иной задачи;

- к поиску необходимых аргументов и формированию научных педагогических выводов;

- к составлению важных перспективных планов и прогнозов деятельности и осуществления образовательного процесса в целом.

Информационная компетентность педагога – это также его умение изменять форму предоставляемой информации, предъявляя ее в таком виде о соответствует общественным запросам. Это также умение ориентироваться в обширной, постоянно расширяющейся информационной среде, отыскивая необходимые сведения для достижения педагогических целей.

Таким образом, информационную компетентность можно характеризовать как инновационную грамотность, включающую в себя умение активной самостоятельной информационной обработки для отыскивания принципиально новых решений в современных нетрадиционных ситуациях.

Необходимо понимать, что в современных условиях формирование профессиональной компетентности педагогического работника сопровождается становлением его творческой индивидуальности. Сегодня недостаточно просто привносить в свою педагогическую деятельность инновации.

Дело в том, что условия общественного развития постоянно меняются. Поэтому очень важно уметь адаптироваться к новым педагогическим условиям и стандартам, постоянно развиваясь и самосовершенствуясь.

Уровень профессиональной компетентности определяется, прежде всего, наличием умений профессионально-педагогического характера. Их можно сгруппировать следующим образом:


1. Гностические умения необходимы для исследования и формирования личности ученика, а также детского коллектива в целом. На их основе определяется непосредственно эффективность работы каждого педагога. Гностические способности педагога – это познавательные способности, предполагающие постоянное изучение учащихся, накопление информации об их познавательной и духовной сферах, мотивах, интересах, задатках, характерах и эмоциональных состояниях.

2. Идеологические умения, отражающие особенность организации педагогической деятельности политико-воспитательной направленности. Данная группа умений имеет огромное социальное значение и связана с приобщением воспитанников образовательного учреждения к общественным ценностям, носителем которых выступает, прежде всего, непосредственно учитель.

3. Дидактические умения – это уровень владения способами выполнения обучающих воздействий, который определяют способности и знания определенного педагога, помогающие ему донести до учеников необходимый объем учебного материала. Благодаря наличию дидактических умений на практике осуществляется реализация поставленных педагогом обучающих задач на основе инновационных технологий и методов.

4. Организационно-методические умения, выступающие основой методической деятельности педагога, подразумевающей формированию у него способности осуществить на практике процесс воспитания и обучения учащихся, развития их мыслительной деятельности, организации детского коллектива и формирование у него функции самоуправления.

5. Коммуникативно-режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, сугистивные, ораторские и умения в сфере педагогической режиссуры. Иначе говоря, современный педагог должен уметь общаться, грамотно доносить до каждого человека основные мысли и идеи, получать обратную связь от собеседника, уметь убеждать. В настоящее время большую значимость приобретает компьютерно-опосредованная коммуникация, упрощающая современный учебно-воспитательный процесс.

6. Прогностические умения, означающие владение возможностью не просто планировать
свою деятельность и ее конечные результаты, а проектировать различные векторы решений педагогических задач, диагностировать личность воспитанника и детский коллектив в целом и на основе полученных результатов предугадывать перспективное развитие самых разных ситуаций.

7. Рефлексивные умения – это, прежде всего,умение анализировать, планировать и регулировать педагогическую деятельность, моделировать ее с учетом новых требований и учрежденных государственных стандартов образования, осуществлять самоконтроль и проявлять творческую активность в процессе реализации учебно-воспитательного процесса.

8. Организационно-педагогические умения, представляющие собой целый комплекс разнообразных действий педагога, помогающих ему реализовать свою педагогическую деятельность. Сюда относится выбор непосредственно методов, способов и технологий педагогического воздействия на воспитанников.

9. Общепрофессиональные умения педагога сводятся к формированию умений схематично представлять весь учебно-воспитательный процесс, моделировать возможное развитие событий в нем и конечный результат обучения и воспитания, составлять математические диаграммы и на их основе определять эффективность своей педагогической деятельности.

10. Конструктивные умения предполагают, что современный педагог должен уметь выделять главные и второстепенные цели и задачи, видеть составные части единого целого, чтобы в итоге синтезировать планируемый продукт педагогической деятельности, видоизменять предмет, трансформируя его в объект с заданными параметрами.

11. Технологические умения основаны на том, что в процессе своей педагогической деятельности работник системы образования, опираясь на полученные знания, осваивает различные способы преобразовательной деятельности. И чем выше уровень технического обеспечения образовательной среды, тем большим объемом технологических умений владеет данный педагог.

Таким образом, представленный обзор профессионально-педагогических умений современного педагога демонстрирует, что он должен обладать широким спектром общих и специальных способностей, чтобы эффективно и системноосуществлять педагогические действия в образовательном пространстве.

Современная педагогическая наука выделяет определенные этапы профессиональной компетентности педагога, среди которых можно представить, прежде всего: