Файл: Повышение профессиональной компетенции педагогов необходимое условие повышения качества образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • обученность;

  • подготовленность;

  • профессиональный опыт;

  • профессионализм.

Необходимо отметить, что компетенция – это не просто эталон, позволяющий выделить эффективного педагога. Это, прежде всего, сфера определенных полномочий, прав и обязанностей конкретного работника образовательного учреждения, обладающего необходимыми знаниями и имеющего достаточный опыт педагогической деятельности.

Компетенцию невозможно просто передать специалисту. Она не сформируется в процессе его информирования или просвещения, потому что ее можно только вырастить или культивировать в себе с учетом активного взаимодействия всех участников педагогического процесса.

Таким образом, профессиональная компетенция педагога формируется постепенно в процессе получения им новых знаний и широкого практического их применения в своей педагогической деятельности.

Ее наличие свидетельствует, что данный педагогический работник больше, чем другие соответствует общепринятым стандартам образования. Чтобы культивировать профессиональную компетенцию, педагог должен, прежде всего, выбрать для себя единую методическую цель, которая может меняться в зависимости от требований времени.

В настоящее время, когда социально-экономическое развитие страны ориентировано в направлении цифровизации всех сфер жизни общества, такой целью должно стать внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс в условиях перехода к стандартам нового поколения».

Достижение этой цели станет возможным при решении следующих задач:

1. Формирование единого банка данных программно-методических материалов, используемых в процессе образования и воспитания детей. Разработка научно-методических основ информатизации учебного процесса на основе инновационных IT-технологий

2. Повышение уровня информационной компетентности педагога;

3. Повышение качества учебно-воспитательного процесса на основе требований ФГОС;

4. Расширение спектра, используемого в педагогической деятельности методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития всесторонне развитой личности обучающихся в условиях современного информационного общества;

5. Эффективное использование в педагогической практике исследовательского мониторинга и диагностики в организации учебно-воспитательного процесса с привлечением инновационных технологий;


6. Создание условий для развития у обучающихся творческой, исследовательской и экспериментальной деятельности;

7. Активное внедрение проектной деятельности в образовательный процесс, способствующей формированию в образовательном учреждении специальных условий для развития творчества у школьников, нацеливая их на самостоятельное приобретение знаний, необходимых для решения важных для них задача.

Освоение проектной деятельностью позволит современным ученикам успешно решать самые разные жизненные проблемы, используя имеющиеся знаний. Уже доказано, что метод проектов активизирует познавательные способности обучающихся, раскрывает их творческий потенциал и позволяет учесть собственные интересы школьника. В ходе осуществления проектной деятельности ученик учится работать в группе единомышленников, что в дальнейшем позволит ему стать успешным членом любой команды.

Рассмотренные выше задачи должны быть реализованы в практической деятельности с помощью коллективных, групповых и индивидуальных средств внедрения в учебно-воспитательный процесс,. Речь идет, прежде всего, о педагогических и методических советах, педагогических заседаниях, открытых мероприятиях, курсах повышения квалификации и др. формах работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что совершенствование профессиональной компетентности педагогов – это непрерывный процесс.

Способы совершенствования профессиональной компетентности педагогов предусматривают следующее:

• Система повышения квалификации

• Аттестация педагогических работников

• Процесс самообразования педагогов (изучение современных психологических и педагогических методик, просмотр телепередач, ознакомление с материалами СМИ, знакомство с педагогической и методической литературой, использование интернетресурсов, демонстрация собственного педагогического опыта, внимание к собственному здоровью)

• Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов

• Проведение открытых мероприятий

• Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование

• Владение информационно-коммуникационными технологиями

• Участие в конкурсах, осуществление исследовательской педагогической деятельности


• Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, публикация эффективных приемов и средств обучения и воспитания в открытом доступе.

Таким образом, современный педагог должен быть не только компетентным в преподавании своего предмета, но и обладать знаниями новейших педагогических методик и технологий, а также успешно практиковать их в своей педагогической деятельности.

Давно известна истина, что получение диплома – не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути мы не находились, нельзя считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.

В современных условиях требования к нашей профессиональной компетентности предъявляет не только обновлённый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. Перед каждым из нас поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Нельзя жить по старинке, нельзя мыслить и поступать как все.

Жизнь – это вечное движение вперёд! И Учитель XXI века – это высококвалифицированный специалист, всегда готовый к любым жизненным переменам, в совершенстве владеющий разнообразными педагогическими технологиями, ну и, конечно, Человек с большой буквы!

Есть удивительные слова Галилео Галилея:

«Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе». А помогаем делать эти открытия мы, учителя.

В заключение следует отметить, что повышение профессиональной компетенции педагогов ведет к повышению качества образования, а это – необходимое условие развития современной профессиональной образовательной организации.
РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА:

1.Считать повышение профессиональной компетентности педагоговприоритетной задачей педагогического коллектива и необходимым условием развития школы.

2.Совершенствовать накопленный опыт работы коллектива педагогов по повышению профессиональной компетентности: систематическое проведение тематических педсоветов, теоретических семинаров, мастер-классов, методических недель, мониторинга профессиональной успешности учителя (портфолио, рейтинг учителя), внедрение системного анализа урока, участие в профессиональных конкурсах, семинарах.

3.В план работы включать мероприятия, направленные на развитие педагогических компетенций.

4.Улучшить практику взаимопосещения уроков учителей разных образовательных областей, которая организует эффективное профессиональное общение, дает возможность учителям показать свой потенциал, найти ответы на интересующие их вопросы.


5.Совершенствовать работу по созданию положительного имиджа школы через:

- популяризацию передового опыта педагогов школы на уровне города и региона;

- положительную результативность итоговой аттестации выпускников и высокий уровень знаний учащихся;

- повышение авторитета учителя среди родителей и учащихся школы;

- использование возможностей школьного сайта;

- использование различных форм мероприятий по пропаганде деятельности школы


Тема педсовета: «Развитие профессиональной компетентности педагога, как условие реализации требований ФГОС»

1."Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость.

Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но может стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени".

С 2009 года в жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт и неведомая ранее аббревиатура "ФГОС". Но какие бы реформы не происходили в системе образования, в итоге они так или иначе замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе.

Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, т.к. формирование личности ученика, признание ее важности, ценности и необходимости происходит под влиянием личности педагога. Для успешной реализации поставленных перед нами задач необходимо обладать соответствующим уровнем профессиональной компетентности, т.е. с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуацией в системе образования уметь:

- выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса;

-прогнозировать результаты;

-создавать собственную концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника.

В современных условиях реформирования образования радикально меняются образовательные функции педагога, соответственно меняются требования к профессионально-педагогической компетентности, к уровню профессионализма, личностного роста.

В профессиональном смысле личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса предполагает овладение в полном объеме профессиональными компетентностями. Это и специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины, и методическая, и психолого-педагогическая, информационная, коммуникативная компетентность.

Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения в первую очередь сформулировали требования к учителю, который становится не "транслятором знаний", не "урокодателем", а человеком, способным проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы, а это возможно в том случае, если учитель готов не только использовать имеющиеся педагогические технологии, но и выходить за рамки нормативной педагогики через совершенствование собственной деятельности, стимулирования творческой деятельности учеников. Именно поэтому существенно меняется наша роль: от транслятора знаний мы должны перейти к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого ученика.