Файл: Цель образовательной и воспитательной деятельности в сфере экологии это становление начал экологической культуры у детей развитие экологического сознания, мышления и экологической культуры у взрослых, их воспитывающих.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.04.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учитель: Что нового вы сегодня узнали? Зачем нам нужна вода?
Ответы детей…

Учитель: Итак, мы сделали вывод, что воду надо беречь, не загрязнять, чтобы наши реки, озера и моря были здоровыми.

Задание 5

Синантропные грызуны — это вид грызунов, которые живут рядом либо совместно с людьми. Наиболее характерные представители синантропов — это крысы и мыши.

Серая крыса (пасюк) — это самый крупный представитель настоящих синантропов. Вес тела150 – 600 грамм, длина 18 – 25 см, хвост немного короче длины тела. Окраска меха рыжевато-серая. Места обитания крысы тесно связаны с человеком. Они заселяют в городах жилые дома, различные складские и производственные помещения, пищевые предприятия и конторские строения, но чаще всего их обнаруживают в подвальных помещениях и на первых этажах. При большой численности крысы проникают и на верхние этажи, вплоть до чердачных помещений.

Помимо пищевых продуктов, крысы грызут и портят самые разнообразные предметы: кожаные и резиновые изделия, изделия из тканей, мебель, книги, мыло и др. Они могут изгрызать изоляцию на проводах, деревянные части зданий, нарушая целость балок, полов, дверей и т. д.

Крысы являются переносчиками множества болезней, например, чумы, Ку-лихорадки, сыпного тифа, псевдотуберкулеза, лептоспироза, туляремии, рожистых воспалений и бешенства. Они могут вести себя агрессивно по отношению к людям и нападать на них.

Для работника образовательной организации необходимо иметь чёткие представления о причинах появления, опасности и мерах предотвращения появления различного вида грызунов в здании или на территории детского образовательного учреждения.

Рассмотрите представленные на рисунке иллюстрации. Системно опишите причины и последствия обнаружения следов крысы около жилых зданий и детских учреждений. Изучите меры предотвращения данных последствий.

Ответ:

Серая крыса — исходно околоводный вид, в природе обитающий по берегам разнообразных водоёмов. Благодаря склонности к синантропии, всеядности, высокой исследовательской активности, быстрой обучаемости и высокой плодовитости она адаптировалась к жизни в антропогенных ландшафтах и непосредственно в постройках человека. В настоящее время по характеру связи с человеком выделяют 3 экологические зоны проживания крыс:

  • северная зона, где крысы круглый год живут в человеческих постройках;

  • средняя (переходная) зона, где летом они заселяют природные биотопы, в том числе литоральные, а на зиму возвращаются в постройки. Лишь часть крыс иногда остаётся зимовать в природных условиях; круглогодичных только поселения на крупных городских свалках. В европейской части ареала южная граница этой зоны проходит примерно по линии Харьков—Саратов—Нижний Новгород, за Уралом — по 50° с. ш.;

  • южная зона, где значительная часть популяции круглый год живёт вне построек. На территории России это низовья Волги и Дона, а также исходный ареал на юге Дальнего Востока и на о. Сахалин, где крысы постоянно живут вдали от жилья, являясь естественным компонентом околоводных экосистем.


Серые крысы предпочитают населять пологие берега водоёмов, с хорошими защитными условиями — густой растительностью, пустотами в почве и т. п. В природных условиях роют довольно простые норы длиной 2—5 м и глубиной до 50—80 см. Внутри норы сооружают гнездовые камеры диаметром около 30 см. В качестве строительных материалов для гнезда используют любые доступные материалы: траву, листья, перья и шерсть, тряпки и бумагу. В низовьях рек в период паводка живут в дуплах или строят на деревьях простые гнёзда из веток. В антропогенных ландшафтах заселяют берега искусственных водоёмов, огороды, сады и парки, пустыри, места отдыха людей (например, пляжи), свалки, канализации, края «полей фильтрации». Обязательным условием является близость воды. В городах порой поднимаются в зданиях до 8—9 этажа, однако предпочитают селиться в подвальных помещениях и на нижних этажах жилых и складских построек, где доступные пищевые запасы и бытовые отходы обеспечивает им кормовую базу. Проникают в шахты рудников, в тоннели и шахты метро, на транспортные средства. В горах (Большой Кавказ) встречаются до 2400 м над уровнем моря в жилищах и до 1400 м над уровнем моря на огородах.

Часто серые крысы заводятся рядом с человеком по известным причинам:

1-В поисках пищи.

2-В поисках воды.

3-В поисках тепла для размножения.

Нашествие крыс — равносильно большому стихийному бедствию. Самое страшное то, что от них совсем непросто избавиться. Борьба с крысами может быть длительной. Такие грызуны, как крысы, являются распространителями многочисленных болезней, представляющих большой риск здоровью человека. Сальмонеллез, туберкулез, чесотка, и многие другие опасные заболевания — их лап дело.

Крысы — переносчики блох и клещей, которые в свою очередь могут вызывать различные аллергические реакции у людей, в особенности у детей.

Также крысы могут портить мебель, и другие вещи в вашем доме. Их моча и экскременты вызывают коррозию электрических кабелей, что приводит к пожару. Как вывести крыс? Чем травить крыс, и как избавиться от крыс и мышей — разберём подробно в этой статье.

Существует множество способов борьбы с этой напастью. Если вы увидели малейший след от присутствия грызунов — нужно немедля начинать их выгонять, и убивать. Борьба зависит от количества животных, мест, где они завелись, а также многих других факторов. Какие же есть методы борьбы с грызунами?


1-Ультразвук

Ультразвуковым отпугивателем грызунов. Ультразвуковые волны работают в диапазоне настолько высоких частот, что человеческое ухо не способно различить их. Обычный человек различает колебания на частоте 20-20000 колебаний в секунду. Собаки и кошки, например — до 27000 колебаний в секунду. Некоторые животные способны воспринимать более высокие колебания. Ультразвук для крыс и мышей работает в диапазоне 32-62 кГц., что намного выше, чем колебания кошек, собак и человека. Поэтому для грызунов раздражающие шумы в данном диапазоне вызывают определенный дискомфорт, и они стараются по возможности избежать его. Шумы поражают нервную систему животных таким образом, что грызуны изолируются друг от друга, теряют способность питаться, общаться между собой, вследствие чего и погибают. Устройства доступны в различных конфигурациях, и размерах.

2- Химия

В хозяйственных магазинах продаётся специальная отрава для крыс. Использование химических веществ является достаточно популярным методом в борьбе с крысами. Однако при использовании данного способа стоит проявлять осторожность.

Меры предотвращения появления грызунов

Как говорится, профилактика – лучше лечения болезни. Именно поэтому, соблюдая простые правила, можно уменьшить вероятность появления грызунов в доме. Вот что можно делать, чтобы грызуны не поселились в подвале, гараже, сарае или на участке:

  1. Следите за чистотой помещения, не оставляйте ничего, что могло бы стать пищей для мышей и крыс

  2. Храните продукты питания в прочной плотно закрытой таре или на стеллажах, достаточно высоко от пола

  3. Установите колючие сетки в места возможного попадания грызунов, например, вентиляционные отверстия или шахты

  4. Установите капкан или ловушку

Задание 6

Внимательно посмотрите видеоролик «Трагедия фестиваля воздушных шаров BALLOONFEST» (США, г. Кливленд, 1986 г.). Сформулируйте содержательные ответы на следующие вопросы:

  1. Какие экологические последствия возникли после описанного события?

  2. Допустимо ли использование воздушных шаров на торжественных линейках, проводимых в образовательных организациях при праздновании первого сентября Дня знаний?

Продумайте и опишите варианты развития сценариев проведения торжественной линейки празднования Дня знаний в образовательной организации без использования воздушных шаров и без причинения вреда экологической обстановке населённого пункта, в котором находится данная организация.


Ответ:

  1. Во-первых, колоссальное загрязнение окружающей среды, если с улиц и дворов я думаю не составило особых проблем убрать остатки шаров и грамотно утилизировать, то вот с рек и водоемов это куда затруднительнее. Если учитывать, что в океанах сейчас существуют гигантские “облака” из мусора и за них не спешат браться и утилизировать, то в 1986 и подавно могли не за морочится и как положено не очистить местность. Во-вторых, гибель людей ведь участились ДТП, и в море пропали два рыбака которых не смогли отыскать. Реймонд Бродерик и Бернард Сульзер, конечно, были опытными в своем деле, однако стихия может побороть кого угодно. Ночью волнение на озере усилилось так неожиданно и резко, что рыбаки потеряли контроль над лодкой, и она перевернулась. Волны отнесли их далеко от судна. Вполне вероятно, что на рассвете Реймонд и Бернард еще держались на воде, ведь оба были хорошими пловцами. Они знали, что утром жены поднимут тревогу. Им надо было потерпеть совсем немного до того момента, когда спасатели на вертолетах и катерах начнут поиски. И вот совсем рассвело. Терпящие бедствие люди в надежде вглядывались в небо, где должны были показаться вертолеты. Прошел час, еще один, и вдруг они увидели маленькую точку! Затем другую, третью, десятую… Все небо заполнили точки, которые начали спускаться вниз, и вскоре стало понятно, что это чертовы воздушные шары! Не знаем, насколько рады были несчастные рыбаки такому предсмертному подарку, однако доподлинно известно, что операция по их спасению в тот день была отменена. Спасатели разводили руками. Катер даже вышел в акваторию, однако вскоре вернулся обратно. Высмотреть голову тонущего человека на озере, заполненном плавающими шариками, просто невозможно.

Позже тела Реймонда и Бернарда вынесло на берег. Жена одного из них подала иск к компании United Way на сумму в три миллиона долларов. Женщина обвиняла благотворительный фонд в том, что их «шариковая» акция помешала спасательной операции. United Way пошла на досудебное урегулирование. Иск был отозван на условиях, которые не раскрываются.

  1. Считаю, что использование воздушных шаров на торжественных линейках, проводимых в образовательных организациях при праздновании первого сентября не допустимо. Так как в этот день по всей России запускается огромное количество шаров, и это делает не одна школа. В России около 40 тысяч школ. Даже если взять половину из них, то это уже несметное количество шаров. А ведь о последствиях не задумываются не организаторы ни родители учеников. И происходит это ежегодно.


Празднование торжественной линийки самыми безопасными для природы и человека были бы на мой взгляд два варианта:

1 Шоу с мыльными пузырями

2 Загадывание желаний учениками на листочках с бумагой и сожжение листочков в музыкальном сопровождении, например, под музыку из художественного фильма про Гарри Поттера. Что предало бы детям чувства магии и праздника.

Задание 7

Посмотрите предлагаемый вашему внимаю видеоролик об открытии в Голландии первой автомобильной дороги, изготавливаемой из переработанного пластика (Голландия, г. Зволле, 2018 г.).

Сформулируйте содержательные ответы на следующие вопросы:

— Какую экологическую проблему решает данное изобретение?

— Актуально ли представление данной информации вниманию учащихся

образовательных организаций?

— Какие иные инновационные экологичные технологии возможно представить на

уроках?

Ответ:

Данное изобретение решает такую экологическую проблему как загрязнение окружающей среды отходами жизнедеятельности человека. Переработка мусора его сортировка положительно влияют на экологию. Меньше мусора будет на улицах меньше мусора будет в океанах и водоемах. От этого птицы, животные, рыбы и морские млекопитающие будут меньше страдать меньше погибать. Так же это рационально использование мусора повторно, это не сожжение мусора, которое негативно влияет на экологию.

Актуально ли представление данной информации вниманию учащихся образовательных организаций? Да актуально, так как Западные страны в этом плане впереди планеты всей. Там все серьезно с сортировкой и переработкой мусора. Нашему же менталитету тут еще нужно поучиться, поэтому любовь к природе и ее охране должна прививаться еще с детства, что бы в России больше внимания уделяли сбору и сортировке мусора, и его переработке.

Какие иные инновационные экологичные технологии возможно представить на

уроках?

Информационно – компьютерные технологии, мультимедийные презентации

Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему экологического воспитания, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с учащимися. В отличие от взрослого человека, которому достаточно прослушать устное объяснение, впоследствии подключив логическое мышление, понять смысл информации, детям, как нельзя лучше подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Именно поэтому так важно при экологическом воспитании школьников обращаться к доступным для них каналам получения информации. В своей практике широко использую работу на сайтах: «Всероссийский заповедный урок», «Лес и климат». На этих сайтах размещены разные мероприятия экологической направленности. Которые содержат видеоролики, презентации, разработки мероприятий, очень интересный и содержательный раздаточный материал. Проведены экологические уроки: «Заповедные острова. Сохраняя будущее», «Пятнистый символ Кавказа» для среднего и младшего школьного возраста.