Файл: Учебное пособие. 2е изд. М. Издательство Дело и Сервис.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
низациям рекомендуется дополнительно включить в состав го
довой бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использова
нии полученных средств (форма № 6).
Стандартный вариант — для коммерческих организаций, относящихся к группе средних и крупных организаций. Этот ва
риант предполагает формирование бухгалтерской отчетности применительно к образцам форм, показанным в приложении к приказу №4н, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать изложенные в ПБУ 4/99 общие тре
бования к бухгалтерской отчетности, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, а также требования, касающиеся раскрытия информации, которые содержатся в положениях по бухгалтерскому учету.
Множественный вариант — для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших организаций, и крупных организаций, имеющих несколько видов деятельности. При этом варианте количество форм, составляющих бухгалтерскую отчет
ность организации, а также вариантность представления отчет
ной информации значительно возрастают по ряду причин. Так, целесообразно вместо одной формы № 5 (Приложение к бух
галтерскому балансу) представлять показатели отдельных ее раз
делов в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности, либо раздел, характеризующий размер произведенных текущих расходов организации, включить в виде приложения к форме
№ 2 (Отчет о прибылях и убытках). Важную роль в крупных ком
паниях играет информация по сегментам (операционным и гео
графическим).
Однако в части формирования бухгалтерской отчетности возможно выделение четвертого варианта для отдельной груп
пы организаций — акционерных обществ, ценные бумаги ко
торых котируются на фондовом рынке. Они, наряду с бухгал
терской отчетностью, сформированной по российским прави
лам, составляют годовую бухгалтерскую отчетность исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетнос
ти (МСФО) и представляют ее организатору торговли на рынке ценных бумаг, инвестору и другим заинтересованным лицам по их требованию.
С 1 января 2000 г. годовая финансовая (бухгалтерская) от
четность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г.
№ 4н включает следующие формы:
— Бухгалтерский баланс (форма № 1);
— Отчет о прибылях и убытках (форма N° 2);
12
довой бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использова
нии полученных средств (форма № 6).
Стандартный вариант — для коммерческих организаций, относящихся к группе средних и крупных организаций. Этот ва
риант предполагает формирование бухгалтерской отчетности применительно к образцам форм, показанным в приложении к приказу №4н, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать изложенные в ПБУ 4/99 общие тре
бования к бухгалтерской отчетности, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, а также требования, касающиеся раскрытия информации, которые содержатся в положениях по бухгалтерскому учету.
Множественный вариант — для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших организаций, и крупных организаций, имеющих несколько видов деятельности. При этом варианте количество форм, составляющих бухгалтерскую отчет
ность организации, а также вариантность представления отчет
ной информации значительно возрастают по ряду причин. Так, целесообразно вместо одной формы № 5 (Приложение к бух
галтерскому балансу) представлять показатели отдельных ее раз
делов в виде самостоятельных форм бухгалтерской отчетности, либо раздел, характеризующий размер произведенных текущих расходов организации, включить в виде приложения к форме
№ 2 (Отчет о прибылях и убытках). Важную роль в крупных ком
паниях играет информация по сегментам (операционным и гео
графическим).
Однако в части формирования бухгалтерской отчетности возможно выделение четвертого варианта для отдельной груп
пы организаций — акционерных обществ, ценные бумаги ко
торых котируются на фондовом рынке. Они, наряду с бухгал
терской отчетностью, сформированной по российским прави
лам, составляют годовую бухгалтерскую отчетность исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетнос
ти (МСФО) и представляют ее организатору торговли на рынке ценных бумаг, инвестору и другим заинтересованным лицам по их требованию.
С 1 января 2000 г. годовая финансовая (бухгалтерская) от
четность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г.
№ 4н включает следующие формы:
— Бухгалтерский баланс (форма № 1);
— Отчет о прибылях и убытках (форма N° 2);
12
— Отчет об изменениях капитала (форма №3);
— Отчет о движении денежных средств (форма №4);
— Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);
— Отчет о целевом использовании средств (форма №6);
— пояснительную записку;
— итоговую часть аудиторского заключения.
1.2.2. Требования, предъявляемые к достоверности
отчетности
При разработке организацией самостоятельно форм финан
совой отчетности на основе образцов форм, приведенных в при
ложении к приказу Министерства финансов Российской Феде
рации от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчет
ности организаций», должны соблюдаться общие требования к финансовой отчетности (полнота, существенность, нейтраль
ность, сравнимость, сопоставимость и пр.).
В финансовую отчетность должны включаться данные, не
обходимые для формирования достоверного и полного пред
ставления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом по
ложении. Если выявляется недостаточность данных для форми
рования полного представления о финансовом положении орга
низации, финансовых результатах ее деятельности и изменени
ях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные пока
затели и пояснения. При этом должна быть обеспечена нейт
ральность информации, содержащейся в финансовой отчетнос
ти, т. е. включено одностороннее удовлетворение интересов од
них групп заинтересованных пользователей финансовой отчет
ности перед другими. Если посредством отбора или формы пред
ставления информация влияет на решения и оценки пользова
телей с целью достижения предопределенных результатов, ин
формация не является нейтральной.
Данные финансовой отчетности организации должны вклю
чать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные ба
лансы).
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала должны приводиться в финансовой отчетности обо
13
собленно в случаях их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финан
сового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Каждый существенный показатель должен представляться в финансовой отчетности отдельно. Несущественные суммы ана
логичного характера или назначения могут объединяться и не представляться отдельно.
Показатель считается существенным, если его нераскрытое может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.
Решение организацией вопроса, является ли данный показа
тель существенным, зависит от оценки показателя, его характе
ра, конкретных обстоятельств возникновения.
Как минимум организация должна раскрыть в финансовой отчетности данные по группам статей, включенных в бухгалтерс
кий баланс, и статьям, включенным в отчет о прибылях и убыт
ках, в соответствии с требованием Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.
Расшифровка соответствующих показателей групп статей бухгалтерского баланса или статей отчета о прибылях и убытках с учетом размера и характеристики данных, включенных в группу статей бухгалтерского баланса или статью отчета о прибылях и убытках, могут приводиться организацией непосредственно в вышеуказанных формах (как «в том числе» или «из них» к со
ответствующим группам статей или статьям) или в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. При этом следует иметь в виду, что существенной признается сум
ма, отношение которой к общему итогу соответствующих дан
ных за отчетный год составляет не менее пяти процентов. Орга
низация может принять решение о применении для целей отра
жения в финансовой отчетности существенной информации критерия, отличного от вышеназванного.
Организация при составлении бухгалтерского баланса, от
чета о прибылях и убытках и пояснений к ним должна придер
живаться принятых ею в установленном порядке содержания и форм финансовой отчетности от одного отчетного года к друго
му. При этом в случае незаполнения той или иной статьи (стро
ки, графы), предусмотренной в принятой организацией фор
ме, ввиду отсутствия у организации в отчетном периоде соот
ветствующих активов, обязательств, доходов, расходов, хозяй
ственных операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.
14
сового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Каждый существенный показатель должен представляться в финансовой отчетности отдельно. Несущественные суммы ана
логичного характера или назначения могут объединяться и не представляться отдельно.
Показатель считается существенным, если его нераскрытое может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.
Решение организацией вопроса, является ли данный показа
тель существенным, зависит от оценки показателя, его характе
ра, конкретных обстоятельств возникновения.
Как минимум организация должна раскрыть в финансовой отчетности данные по группам статей, включенных в бухгалтерс
кий баланс, и статьям, включенным в отчет о прибылях и убыт
ках, в соответствии с требованием Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99.
Расшифровка соответствующих показателей групп статей бухгалтерского баланса или статей отчета о прибылях и убытках с учетом размера и характеристики данных, включенных в группу статей бухгалтерского баланса или статью отчета о прибылях и убытках, могут приводиться организацией непосредственно в вышеуказанных формах (как «в том числе» или «из них» к со
ответствующим группам статей или статьям) или в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. При этом следует иметь в виду, что существенной признается сум
ма, отношение которой к общему итогу соответствующих дан
ных за отчетный год составляет не менее пяти процентов. Орга
низация может принять решение о применении для целей отра
жения в финансовой отчетности существенной информации критерия, отличного от вышеназванного.
Организация при составлении бухгалтерского баланса, от
чета о прибылях и убытках и пояснений к ним должна придер
живаться принятых ею в установленном порядке содержания и форм финансовой отчетности от одного отчетного года к друго
му. При этом в случае незаполнения той или иной статьи (стро
ки, графы), предусмотренной в принятой организацией фор
ме, ввиду отсутствия у организации в отчетном периоде соот
ветствующих активов, обязательств, доходов, расходов, хозяй
ственных операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.
14
По каждому числовому показателю финансовой отчетности, кроме отчета, составляемого вновь созданной организацией за первый отчетный период, должны быть приведены данные мини
мум за два года — отчетный и предшествующий отчетному.
Если организация принимает решение в представляемой финансовой отчетности раскрывать по каждому числовому по
казателю данные более чем за два года (три и более), то органи
зацией должна быть обеспечена сопоставимость данных за все периоды.
Сравнительная информация по каждому числовому показа
телю может включаться непосредственно в принятые организа
цией формы отчетности (в том числе в виде отдельных таблиц, включенных непосредственно в формы бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках после показателей, в Прило
жение к бухгалтерскому балансу (форма №5), в формы, разра
ботанные и принятые организацией самостоятельно) или в по
яснительную записку.
В финансовой отчетности организации должна быть обеспе
чена сопоставимость отчетных данных с показателями за пред
шествующий отчетный год (годы) или соответствующие перио
ды предшествующих отчетных периодов исходя из изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету
«Учетная политика организации» ПБУ 1/98, законодательных и иных нормативных актов, с учетом произведенной реорганиза
ции и пр.
Если данные за период, предшествующий отчетному, не
сопоставимы в данными за отчетный период, то первые из на
званных данных подлежат корректировке исходя из правил, ус
тановленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректи
ровку.
1.2.3. Пользователи финансовой отчетности
Пользователь бухгалтерской отчетности — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об органи
зации.
Работа по анализу финансовой отчетности должна удовлет
ворять многим требованиям. Круг пользователей содержащейся
15
в финансовых документах информации включает различные ка
тегории — от серьезных аналитиков до случайных «любителей».
Все они пользуются информацией о вашей организации, но с разной степенью понимания и компетенции. В ПБУ 4/99 пользо
ватель финансовой отчетности определен как юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об органи
зации.
Финансовая отчетность в России представляет интерес для двух групп внешних и одной группы внутренних пользователей.
Внешние пользователи:
1. Пользователи, непосредственно заинтересованные в дея
тельности организации;
2. Пользователи, опосредованно заинтересованные в ней.
К первой группе внешних пользователей относятся следую
щие пользователи:
1) государство, прежде всего, в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных доку
ментов, расчета налогов, определяют налоговую политику;
2) существующие и потенциальные кредиторы, использу
ющие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к органи
зации как к клиенту;
3) поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;
4) существующие и потенциальные собственники средств организации, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством организации;
5) внешние служащие, интересующиеся данными отчетно
сти с точки зрения уровня заработной платы и перспектив ра
боты в данной организации.
Вторая груша внешних пользователей финансовой отчетно
сти — это те, кто непосредственно не заинтересован в деятель
ности организации, однако изучение отчетности им необходи
мо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользо
вателей отчетности. К этой группе относятся:
1) аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности установленным правилам с целью защиты интере
сов инвесторов;
2) консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам
16
тегории — от серьезных аналитиков до случайных «любителей».
Все они пользуются информацией о вашей организации, но с разной степенью понимания и компетенции. В ПБУ 4/99 пользо
ватель финансовой отчетности определен как юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об органи
зации.
Финансовая отчетность в России представляет интерес для двух групп внешних и одной группы внутренних пользователей.
Внешние пользователи:
1. Пользователи, непосредственно заинтересованные в дея
тельности организации;
2. Пользователи, опосредованно заинтересованные в ней.
К первой группе внешних пользователей относятся следую
щие пользователи:
1) государство, прежде всего, в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных доку
ментов, расчета налогов, определяют налоговую политику;
2) существующие и потенциальные кредиторы, использу
ющие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к органи
зации как к клиенту;
3) поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;
4) существующие и потенциальные собственники средств организации, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством организации;
5) внешние служащие, интересующиеся данными отчетно
сти с точки зрения уровня заработной платы и перспектив ра
боты в данной организации.
Вторая груша внешних пользователей финансовой отчетно
сти — это те, кто непосредственно не заинтересован в деятель
ности организации, однако изучение отчетности им необходи
мо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользо
вателей отчетности. К этой группе относятся:
1) аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности установленным правилам с целью защиты интере
сов инвесторов;
2) консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам
16
относительно помещения их капиталов в ту или иную компа
нию;
3) биржи ценных бумаг, оценивающие информацию, пред
ставленную в отчетности, при регистрации соответствующих организаций, принимающие решения о приостановке деятель
ности какой-либо компании, оценивающие необходимость из
менения методов учета й составления отчетности;
4) законодательные органы;
5) юристы, нуждающиеся в отчетной информации для оцен
ки выполнения условий контрактов, соблюдения законодатель
ных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;
6) пресса и информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций разви
тия и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
7) государственные организации по статистике, использу
ющие отчетность для статистических обобщений по отраслям, а также сравнительного анализа и оценки результатов деятельно
сти на отраслевом уровне;
8) профсоюзы, заинтересованные в отчетной информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тен
денций развития отрасли, к которой относится данная органи
зация.
К внутренним пользователям отчетности относятся:
1) высшее руководство организации;
2) управляющие соответствующих уровней, которые по дан
ным отчетности определяют правильность принятых инвести
ционных решений и эффективность структуры капитала, опре
деляют основные направления дивидендной политики, состав
ляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предвари
тельные расчеты финансовых показателей предстоящих отчет
ных периодов, оценивают возможности слияния с другой орга
низацией или ее приобретения, структурной реорганизации.
1.2.4. Отчетный период и отчетная дата
Отчетным годом для всех организаций является календар
ный год — с 1 января по 31 декабря включительно.
Отчетная дата — дата, по состоянию на которую организа
ция должна составлять бухгалтерскую отчетность.
нию;
3) биржи ценных бумаг, оценивающие информацию, пред
ставленную в отчетности, при регистрации соответствующих организаций, принимающие решения о приостановке деятель
ности какой-либо компании, оценивающие необходимость из
менения методов учета й составления отчетности;
4) законодательные органы;
5) юристы, нуждающиеся в отчетной информации для оцен
ки выполнения условий контрактов, соблюдения законодатель
ных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;
6) пресса и информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций разви
тия и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
7) государственные организации по статистике, использу
ющие отчетность для статистических обобщений по отраслям, а также сравнительного анализа и оценки результатов деятельно
сти на отраслевом уровне;
8) профсоюзы, заинтересованные в отчетной информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тен
денций развития отрасли, к которой относится данная органи
зация.
К внутренним пользователям отчетности относятся:
1) высшее руководство организации;
2) управляющие соответствующих уровней, которые по дан
ным отчетности определяют правильность принятых инвести
ционных решений и эффективность структуры капитала, опре
деляют основные направления дивидендной политики, состав
ляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предвари
тельные расчеты финансовых показателей предстоящих отчет
ных периодов, оценивают возможности слияния с другой орга
низацией или ее приобретения, структурной реорганизации.
1.2.4. Отчетный период и отчетная дата
Отчетным годом для всех организаций является календар
ный год — с 1 января по 31 декабря включительно.
Отчетная дата — дата, по состоянию на которую организа
ция должна составлять бухгалтерскую отчетность.