Файл: Ответы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Ответы к экзамену по дисциплине
«История политических и правовых учений»
1.Предмет истории политико-правовых учений. Политико-правовая доктрина. Политико-правовые мысли в период зарождения государственности.
История политических и правовых учений- это процесс закономерности возникающих и развивающихся на протяжении истории человеческих идей, учений о государстве и праве.
Предмет ИППУ- это идеи, мысли теоретически оформленные в доктрины, учения идеологов различных классов, социальных групп о государстве, праве, условия и факты их возникновения, развития и смены.
Политико-правовая доктрина-это система взглядов на возникновение, развитие, содержание и функции
государства и права.
Политико-правовая доктрина состоит из 3 оснований:
1) Логико-теоретическое основание (это мировоззренческая база мыслителя)
2)Основания теоретического содержания (категории и основании, которые описывают доктрину)
3) Программные положения (оценка существующего государства и права, политические цели)
Политико-правовые мысли в период зарождения государственности.
Политико-правовые взгляды в эпоху зарождения государственности:
1)Божественное происхождение и божественная легитимация всех существующих юридических институтов, правителей, власти, законов.
В мифах говорится о первоначальном непосредственном правлении богов, которые после научили людей искусству управления и передали власть земным правителям.
2) Земные порядки - это часть общего, космического порядка установленные Богами. Люди не отличают себя от природы, они часть природы, их социум от нее не отделим. Космос в отличие от хаоса упорядочен, согласно мифам, усилиями богов. Земные же порядки – часть общемирового, космического порядка.
3) Земные законы – это отражение вечных божественных законов.
В древности изменения нарастали медленно, незаметно. Сознание человека их не улавливало, все казалось неизменным и вечным. Человек представление о справедливости и правде всегда связывал с именем Бога. Бог – гарант справедливых законов.
2.Политико-правовая концепция Дж. Локка. Проект конституционной монархии в учении.
Основная работа «Два трактата о правлении»
До государства люди пребывали в естественном состоянии-состоянии равенства и свободы.
Свобода распоряжаться своей личстью и и своими делами приводит к появлению собственности,она связанна с личностью и с его делами.
Причины возникновении государства:
1)Нет гарантии частной собственности и нет необратимости наказания.
2)Нет органа, который проводил бы толкование естественного права, естественного закона.
3)Нет органа, который приводил бы к исполнению.
И тогда для гарантии естественных прав и законов, люди отказались от самостоятельного их обеспечения и заключили общественное соглашение. Гарантом стало государство.
Государство-совокупность людей, соединяющихся в одно целое под эгидой и же установленного общего закона и создавшихся судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты и наказывать преступников. Оно имело право издавать законы, использовать силы общества для их применения, ведать отношениями с другими государствами.
Правитель становится тираном, так как много привилегий.
Правитель изъят из-под действия закона, а по Локку ни один человек не может быть изъят из-под действия законов этого общества.
Абсолютная монархия- всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав, над ней нет законов.
Для того, что бы он не превратился в тирана,нужен:
1)Единые, постоянные, обязательные законы.
2)Необходимо разделение властей.
Локк разделяет 2 власти:
1.Исполнительная власть(Кабинет; Правительство во главе с монархом) законодательной властью не обладает.
Функции Монарха :Законодательная инициатива, вето, право роспуска парламента, не может препятствовать созыву парламента.
2.Высшая законодательная власть(Парламент)
Требования: не должен заседать долго, иначе велик соблазн создать выгодные для себя законы.
Локк был категорически против абсолютно-монорхического устройства власти.
Он понмал,что идеальных форм не бывает и появление деспотической власти всегда возможно, и тогда народное восстание будет совершенно правомерным.
3.Обоснование демократической формы правления софистами.
В основе обоснования демократии лежит мысль Пратогора,согласно которому люди первоначально отличались от животного только умением пользоваться огнем. Постепенно люди овладели ремеслами, но жили порознь и гибли от диких животных. Жить вместе они не умели: едва собравшись, начинали раздоры,так как Дике(справедливость) понимали по разному.И тогда боги дали людям стыд и правду(закон),а закон это совместное установление граждан(договор). И никакое государство не устоит, если политикой будут заниматься немногие. Справедливость требует того, что в управлении государства должны участвовать все граждане.
Человек беспомощен только до образования государства. Все люди равны и государство обеспечивает причастность всех к справедливости, добродетели, мудрости политической жизни. Всему этому можно научиться.
Софисты противопоставляли писаные законы естественным. Писаные законы - искусственное изобретение, они несправедливы, от них (человеческих законов) неравенство, а не от природы. Справедливо то, что пригодно сильнейшему.
Государство обеспечивает добродельность
«Одинаковым закон не может быть,но это закон».
4.Теория солидаризма Л. Дюги.
Основой общества является неравенство людей, что ведет к разделению на классы,где каждый класс выполняет необходимую функцию.
Этим обусловлена социальная солидарность- факт взаимной зависимости. Он(факт солидарности) порождает социальную норму -ничего не делать, что уменьшает солидарность, и делает все, что бы увеличить социальную солидарность.
Норма стоит выше государства и положительных законов, которые лишь служат ее осуществлению.
По солидаристской доктрине, индивид не имеет никакого права, он имеет лишь социальные обязанности.
Дюги отвергал концепции общественного договора и государственного суверенитета.
Суверенитет, преклонение перед большинством, является основой деспотизма. Поэтому правовым основанием публичной власти является только осуществление социальной солидарности.
Выступал против парламентаризма: Политическое могущество принадлежит кабинету министров.
Закон- выражение воли нескольких человек в парламенте.
Разложение парламентского режима -есть гибель государства. Им на смену идет государственный строй, обеспечивающий социальную солидарность-строй социальной справедливости. То есть на смену господства классов придет господство представителей всех классов и партий.
Предложения по преобразованию государственного строя.
1)В палате депутатов должны быть пропорционально представлены все партии.
2)Сенат составляется из представителей всех классов поровну.
3)Отношения между классами регулируются договорами.
4)Государство имеет обязанности: всеобще образование, здравоохранение, социальное обеспечение, охрана труда и т.д.
5.Политико-правовые идеи в древнеиндийском трактате «Артхашастра».
«Артхашастра» («Наставление о пользе», IV-III вв. до н.э.).
Автор Чанакья (литературный псевдоним Каутилья, годы жизни неизвестны), древнеиндийский государственный деятель.
«Артхашастра» - это наука о том, как следует приобретать и сохранять власть, другими словами - наставление правителю по искусству управления подданными. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью, для укрепления которой допускаются любые средства.
В трактате, в полном соответствии с брахманизмом, воспроизводятся идеи о кастовом строе, о превосходстве жречества и его монополии на отправление религиозного культа, подчинения им светских правителей.
Однако, во-вторых, явное предпочтение отдается артхе (практической пользе), а главная роль в законодательстве – государю.
Согласно «Архашастре», из четырех видов узаконивания дхармы – царского указа, священного закона (дхармашастры), судебного решения и обычая – высшей силой, в случае, если священный закон не согласуется с дхармой, обладает царский указ.При отсутствии разногласий религиозному закону отдавалось предпочтение перед всеми другими.
На первый план выдвинута идея сильной царской власти. Каутилья рекомендует царю руководствоваться интересами укрепления государства, в интересах государственной пользы не останавливаться перед нарушением религиозного долга.
Таким образом, идеи Каутильи были направлены на освобождение деятельности государя от религиозных традиций, необходимости сверять каждый шаг с их догмами. В этом были заинтересованы и светские правители, стремившиеся упрочить государство и ослабить влияние жречества на политику, и часть самого жречества – консолидировать господствующие сословия. Выделение полезности в качестве самостоятельного начала в управлении государством, освобождение политики из морально-религиозных уз, дало основание для характеристики Каутильи в качестве индийского Макиавелли.
6.Радищев А.Н. о государстве и праве.
Крепостное право Радищев назвал «звериный обычай порабощать себе подобного человека»,а «крестьянин в законе мертв».По природе все люди равны, а крепостное право-насилие. Положительный закон должен основываться на естественном законе. А так как крепостное право насилие, то и ему следует противопоставить насилие. Оно противоречит общественному договору, т.к общество создано для обеспечения интересов каждого.
Самодержавие он отождествляет с тиранией и называет «наипротивнейшим состоянием» и ему надо противопоставить народную революцию. Монарх не может быть просвещенным, он доступен просвещению, а его союзниками в угнетении и подавлении народа является церковь. И они друг другу в этом помогают. Монарху не выгодно ограничивать свой собственный произвол. Радищев делает вывод «Из мучительства рождается вольность».Так появилась концепция народной революции. Но он опасался, что народ пойдет по пути мщения и поиски самозванцев.
Следовательно народу необходима позитивная программа. России необходима республика, где «на вече весь течет народ»,вече-это государь, Россия ему представляется как союз республик. Основа союза- частная собственность(естественное право человека).Но собственность(земля),принадлежит тем, кто ее обрабатывает, а не помещикам.
Республиканский политический идеал для России, считал Радищев выглядел так: форма правления -республика