Файл: Ответы к экзамену по дисциплине История политических и правовых учений.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мыслитель был убежден, что свобода личности может быть реализована только благодаря праву. Права гражданина, по его мнению, вытекающие из свободы, они неподвластны государству.

Учитывая это Б. Констан различал свободу гражданский (личную) и политическую. Политическая свобода была присуща только народам Древних Греции и Рима, проявляясь в праве участия в коллективном осуществлении политической власти.

Но в таком состоянии человек не знал гражданской свободы, она была полностью подчинена власти всего общества. Большую ценность, по мнению Б. Констана, имеют гражданская свобода, которая заключается в полной независимости от политической власти, и наличие таких прав, как свобода слова, совести, собраний и печати, выбора места жительства, свобода предпринимательства и частной собственности.

Практически все свое учение Б. Констан посвятил анализу таких категорий, как личность, государство и гражданское общество; он отмечал, что только личная свобода может стать жизненной необходимостью, условием формирования основ правового государства и гражданского общества. Мыслитель привел ряд факторов, которые способствовали исчезновению политической и появлении личной свободы. Это - образование государств, имеющих значительную территорию и ограничивают возможность общения всего населения по тем или иным проблемам общественной жизни, что происходило в государствах-полисах; исчезновения рабства, подневольного труда, что способствует появлению личной заинтересованности в качестве и результатах труда, а следовательно -- развитию коммерции и предпринимательства; заинтересованность людей в мире, создании условий личной и имущественной безопасности.

Фундаментом свободы новых народов, по мнению Б. Констана, есть личные права. Учитывая это социальная роль государства заключается в обеспечении личной свободы людей, а политическая власть, как олицетворение политической свободы, должно быть ограниченным. Она не распространяется на личную жизнь людей, а государство должно содействовать развитию свободы индивида. Мыслитель соглашался с мнением Ш.-Л. Монтескье о том, что в государстве имеет место злоупотребление властью, и для искоренения его необходима сильная общественное мнение, сконцентрирована в парламенте, а также воплощение принципа разделения властей.

По этому поводу Б. Констан предлагал разграничить функции: королевской власти; исполнительной власти;
власти палаты пэров; власти, представляющей общественное мнение, - выборной нижней палаты; судебной власти; местной (муниципальной) власти.

Децентрализация государственного управления, выделение муниципальной власти в особую ветвь и определения его полномочий, по мнению Б. Констана, должны были способствовать развитию новых социальных и, в частности, экономических отношений, а также личной свободы людей.

Идеи демократизации политических и правовых институтов государства пропагандировал в своем политико-правовом учении английский философ и юрист И. Бентам (1748-1832).

В "Принципах законодательства" и других трудах мыслитель отмечал, что основой и целью общественного существования человека есть личная корнет. Жизнь людей должно быть построено таким образом, чтобы получить как можно больше пользы, удовольствий и исключить страдания.

Даже больше - из личной пользы, блага каждого индивида состоят общественная польза и общее благо.

С опорой на этот принцип И. Бентам определял социальную роль и назначение государства и законодательства - создание условий для достижения пользы и счастья каждого человека.

Мыслитель был убежден, что новые экономические условия, которые складывались в Англии, могут способствовать реализации принципа пользы, поскольку интересы частных собственников во многом совпадают с интересами общества в целом. Поэтому государство должно быть заинтересовано в увеличении числа собственников, способствовать укреплению среднего слоя общества, что позволит уменьшить бедность и увеличить общую пользу. Кроме этого, достижению общей пользы должны способствовать, по мнению И. Бентама, свободные рыночные отношения и конкуренция, отстранение государства от влияния на экономику, эффективная борьба с преступностью.

Важным аспектом в достижении общественного идеала И. Бентама является демократизация политических институтов государства, обеспечения политических и личных прав и свобод людей, что возможно лишь в демократическом государстве. Другие формы государства - монархия и аристократия не могут обеспечить реализации принципа общей пользы. Они защищают пользу и интересы меньшего количества людей и не гарантируют личной и имущественной безопасности населения.

Исследуя происхождение государства, И. Бентам отвергал теорию договорного ее образования. Договор - это заблуждение, утверждал он, все государства образованные силой и закрепились благодаря привычкам людей подчиняться правительству. Он также отмечал, что никакого права или прав, в том

числе и природных, предшествующих государствам и правительствам, нет. Естественными у человека есть только чувства, способности и наклонности, их нельзя считать правом, а тем более законами. Более того, их необходимо подчинить законам, создать условия для развития позитивных способностей и запретить, искоренить антисоциальные наклонности.

Позитивным правом, по мнению мыслителя, есть установленная законом возможность и гарантия разрешенных поступков.

Юридические законы - это воля суверена, лица или группы людей, осуществляющих верховную политическую власть. Они запрещают или разрешают определенные действия, возлагают на граждан права или обязанности.


55. Герцен А.И. о государстве и праве.

А. И. Герцен (1812–1870 гг.), основными трудами которого являются «Полярная звезда», «Колокол».

Основные позиции А.И. Герцен:

1. Происхождение государства объясняется договорной теорией.

2. Появление государства совпадает с развитием рабовладельческих отношений.

3. Отмена крепостного права возможна только революционным путем.

4. Критиковал русское самодержавие и им созданный государственный аппарат.

5. Различает две формы организации человеческого общества:

а) монархия – тип монархии – отец, пекущийся о детях, хозяин, занимающий своих работников;

б) республика – тип республики – свободная артель, люди, имеющие общее дело и одинаковое участие. Различается политическая и социальная республика, при этом подлинной республикой является социальная. Политическая республика является этапом к освобождению народа, она предшествует социальной республике.

56. Политико-правовая концепция ислама

В начале VII в. на Аравийском полуострове начинается процесс объединения разрозненных арабских племен и процесс образования арабского государства. Возникает совершенно новая идеология, которая пришла на смену арабскому политеизму, - ислам.

Автор ислама Магомет. В 40 лет он пришел к выводу, что единый бог - Аллах сделал его своим избранником с целью распространения среди людей истинной веры. Он явился автором Корана. Каждая проповедь Магомета была кораном (лекцией), потом так стали называть всю совокупность его лекций. Магомет был и светским, и политическим лидером. Ислам обосновывал идею теократии. Аллах и его посланник, управляющий по воле бога, определяет положение власти. Ранний ислам исходит из того, что вся светская и духовная власть принадлежит только пророку, а после его смерти - халифам (его заместителям). В действительности власть стала переходить к светским правителям. Они сказали: нет власти не от бога.

Покорность смирения перед насилием и бедностью.

Смысл существования - в потустороннем мире. Защита собственности - сущность государства.

Комментарием к Корану являются книги шариата (верный путь к спасению). Шариат - мусульманский правовой кодекс. Основными направлениями ислама являются суннизм и шиизм.

Недовольство Персии арабами выразилось в появлении нового идеологического течения - шиизма.


Шииты по-своему трактуют положения Корана, противопоставляют свои священные предания суннитскому. Они выдвинули положение о сущности 12 имамов (династий). По их учению, 12й имам скрылся для того, чтобы вновь вернуться на землю и принести с собой справедливость и правду. Современный Иран - шиитское государство.

Арабские мыслители стремились отделить политику от религии: Ибн Русид, Ибн Халдун.

Большая часть сочинений Ибн Русида - комментарии к трудам Аристотеля. Структура идеального общества - три сословия:

1) производят материальные ценности;

2) обеспечивают защиту от врагов;

3) осуществляют воспитание и обучение граждан.

Критикуя мусульманскую идеологическую традицию, Ибн Русид считал, что представители духовенства должны быть отстранены от политической власти, глава государства должен избираться из числа наиболее способных граждан и выступать в обществе в качестве светского государя. Он должен опираться на светские законы.

Ибн Халдун считал, что объединение людей в общество не имеет божественного происхождения.

Причина - взаимопомощь в добывании жизненных средств. Сущность государства состоит в охране частной собственности.

57. Юридический позитивизм.

Господствующим направлением буржуазной юриспруденции оставался юридический позитивизм, получивший наиболее широкое обоснование в книге немецкого юриста Карла Бергбома "Юриспруденция и философия права" (1892 г.).

Опираясь на философский позитивизм Огюста Конта, Бергбом выступает против "метаюридических" принципов и идей, вносимых в юриспруденцию теорией естественного права, учением о "народном духе" исторической школы права, всеми теми доктринами, которые пытаются исследовать не реальное (действующее), а предполагаемое или желательное право.

Согласно теории Бергбома наука должна изучать, а не оценивать или требовать; она должна иметь дело только с реальными предметами и исследовать их методом опыта. Соответственно теория права должна заниматься только объективно существующим правом, основанным на правотворческих фактах, т.е. законодательной (и вообще правотворческой) деятельности государства,

Именно действующее, позитивное право обеспечивает порядок,