Файл: Понятие физическое воспитание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Понятие «физическое воспитание»

Понятие физического воспитания зародилось еще в глубокой древности. Первобытные люди, добывая себе пищу и кров, постоянно пребывали в движении и становились все сильнее, быстрее и выносливее. Все это происходило потому, что изо дня в день они выполняли одни и те же физические действия – упражнения. Осознание этого процесса членами племени и легло в основу физического воспитания.

В ходе исторического развития человечеством было осознано столь же значимое и не менее важное положение физического воспитания — это явление так называемой предварительной подготовки человека к жизни. Выяснилось, что значительно лучший эффект в физической подготовке достигается тогда, когда человек начинает упражняться в детском, а не в зрелом возрасте, т. е. когда его готовят к жизни и труду предварительно, до наступления зрелости. К примеру, научить ребенка плавать в 5-летнем возрасте намного легче и быстрее, чем в зрелом. Это объясняется в настоящее время тем, что детский возраст характеризуется так называемой повышенной чувствительностью и пластичностью ЦНС к освоению движений.

Таким образом, современные представления о появлении физического воспитания в обществе в сжатом выражении выглядят следующим образом. Тяжелые материальные условия существования людей в древности требовали от них хорошей физической подготовленности. Эти потребности, будучи постепенно осознаны человеком, привели к пониманию необходимости предварительной подготовки подрастающего поколения к жизни в результате повторения упражнений, т. е. фактически путем физического воспитания. Такова сущность и причины возникновения физического воспитания в обществе. Само понятие «физическое воспитание» в настоящее время можно определить так: Физическое воспитание — это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение физкультурными знаниями в органическом единстве с духовным совершенствованием личности человека.

В самом начале приведенной формулировки отмечается, что физическое воспитание является видом общего воспитания, из чего следует, что оно, как и все другие виды воспитания, по своей природе есть педагогический процесс. Стало быть, ему присущи все основные педагогические признаки, такие как ведущая роль педагога, организованный и плановый его характер, учет методических принципов и тому подобные педагогические установки. Кроме того, являясь относительно самостоятельным видом общего воспитания, физическое воспитание в пределах своей специфики обладает его основными функциями, т. е. способствует умственному, нравственному, трудовому и эстетическому совершенствованию. И в этом плане оно справедливо считается важным и необходимым средством всестороннего развития личности занимающегося.


В определении понятия физического воспитания подчеркивается его содержательная специфика, т. е. те существенные признаки, которые его отличают от других видов воспитания. Выделены следующие типичные особенности физического воспитания: во-первых, это обучение движениям, т. е. овладение рациональной техникой выполнения различных двигательных действий (бега, ходьбы, прыжков, метаний, игры с мячом, передвижения на лыжах, плавания и т. д.). По степени освоенности двигательное действие может выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо термина «обучение движениям» используют словосочетание «формирование двигательных умений и навыков». Во-вторых, это воспитание физических качеств, таких как сила, скоростные и координационные способности, выносливость и гибкость. При этом следует иметь в виду, что все эти двигательные способности (физические качества) являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков и являются функцией многих, тесно взаимосвязанных систем - ЦНС, ССС, дыхательной, мышечной и др. Но как и любые природные задатки, их необходимо развивать, совершенствовать. Третий специфический признак физического воспитания связан с необходимостью вооружения занимающихся специальными физкультурными знаниями, необходимыми как для более эффективного обучения движениям, так и для воспитания физических качеств. Знания делают процесс физкультурных занятий более грамотным и в силу этого более результативным. Поэтому, если данный аспект в полной мере педагогом систематически не реализуется, то подобные занятия приобретают форму элементарного тренинга, но не всестороннего, осмысленного физического воспитания. Отметим при этом, что в процессе физического воспитания должна в полной мере реализовываться и такая его обязательная сторона, как формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях, т.к. в обществе нет другой равноценной силы, способной побудить человека приобщиться к реальным ценностям физической культуры. Любые потребности социального плана глубже осознаются и формируются, как известно, только в процессе соответствующей деятельности. И если этой стороне, равно как и остальным, преподаватель уделяет должное внимание, то тогда процесс физкультурных занятий правомерно считать полноценным физическим воспитанием.


  1. Понятие «физическое развитие»


Физическое развитие детей – это важный показатель здоровья. Важно знать, что такое норма развития вообще, каковы нормы физического развития детей дошкольного возраста, какие отклонения от нормы должны заставлять родителей насторожиться, а какие — нет.

Физическое развитие – это определенные закономерности развития организма ребенка по возрасту, которые позволяют оценить уровень здоровья и функционирования всех органов и систем.

Физическое развитие является одним из важнейших признаков, определяющих уровень здоровья населения. Однако показатели физического развития не являются обязательным для официального статистического анализа и не отражаются в отчетности, что не позволяет повсеместно и постоянно изучать уровень и динамику физического развития населения страны.

В литературе описаны различные подходы к определению понятия «физическое развитие»: Ряд исследователей рассматривает «физическое развитие», как «комплекс функциональных и морфологических свойств организма, который суммарно определяет запас его жизненных сил».

Баранов А. А., Кучма В. Р. и Скоблина Н.А. выявили, что «физическое развитие – совокупность морфологических и функциональных признаков, характеризующих развитие и формирование организма в процессе его роста».

Но наиболее признанным и полным является определение физического развитие, как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребёнка в определённом периоде детства. Процесс развития совокупности морфологических и функциональных свойств организма  (скорость роста, прирост массы тела, определённая последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций, а также созревание различных органов и систем на определённом этапе развития), в основном запрограммированных наследственными механизмами и реализуемых по определённому плану при оптимальных условиях жизнедеятельности.

Состояния физического развития следует рассматривать как результат взаимодействия внутренних и (эндогенных) и внешних (экзогенных) факторов.

К первым относятся:

• наследственность, здоровье матери;

• физическое состояние родителей;

• особенности внутриутробного развития.

Ко вторым относятся:

• природно - климатические;

• социально-экономические

Основной задачей физического развития считается охрана жизни и укрепление здоровья, а также закаливание организма каждого ребенка.


Хорошее здоровье определяется, прежде всего, нормальным функционированием всех органов и всех систем организма. Исходя из этого, основные задачи и цели укрепления здоровья формируются буквально в каждой системе организма: правильное и своевременное окостенение, развитие сводов стопы, правильная пропорциональность, развитие всех групп мышц (мышцы туловища, живота, рук, ног, спины, стопы, пальцев, шеи, внутренних органов, в том числе сердца, кровеносных сосудов), усиление тока крови к сердцу, улучшение ритмичности его сокращения и способность приспособления к быстро изменившейся нагрузке, дыхательная гимнастика, правильная работа внутренних органов (пищеварение, выделение и т. д). В процессе воспитания физических качеств также важно решать и образовательные задачи, одной из которых является формирование двигательных навыков, облегчающие связь с окружающей средой и способствующие ее познанию. С раннего детства нервная система хорошо пластична и благодаря этому, двигательные навыки быстро начинают формироваться.

Эффективно влияет на развитие мышц, суставов, костной системы правильное выполнение физических упражнений. Сформированные двигательные навыки позволяют сэкономить физические силы. Человек тратит меньше нервной энергии, если ему легко даются физические упражнения. Благодаря этому, появляется возможность повторять те же самые упражнения большее количество раз.

Двигательные навыки, сформированные до 7 лет, являются фундаментом для их дальнейшего совершенствования, а также для дальнейших успехов в спорте.

Наряду с двигательными навыками необходимо развивать гибкость, быстрота, ловкость, выносливость и т. д. С развитием ловкости, силы, быстроты увеличивается дальность метания, длина и высота прыжка.

Позволить пройти большие расстояния поможет развитие выносливости. Точность попадания в цель при метании, приземления при прыжках свидетельствует о наличии хорошего глазомера.

Большое внимание уделяется правильной осанке, необходимая для правильной деятельности всех органов и систем организма и во многом зависящая от развития костной и мышечной системы.


  1. Физиологические предпосылки форм организации физического воспитания

Педагогический и социальный смысл адаптивного физического воспитания - физкультурное воспитание и самовоспитание личности ребёнка, психическое и нравственное здоровье, повышение двигательной активности и работоспособности, физических и координационных способностей, развитие творческих способностей, привлечение к систематическим занятиям спортом, играм, двигательной рекреацией. Участвует в этом процессе не только сам ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, но и образование, семья, среда обитания. Одной из центральных проблем считается повышение двигательной активности детей всех возрастных и нозологических групп.


Дети с отклонениями в развитии вследствие вынужденной малой подвижности испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной деятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления.

Формы организации занятий физическими упражнениями разнообразны: систематические, эпизодические, индивидуальные, массовые, соревновательные, игровые. Цель всех форм организации - расширение двигательной активности детей, приобщение их к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развитие собственной активности, формирование здорового образа жизни, физкультурное и спортивное воспитание.

В практике физическое воспитание детей с отклонениями в состоянии здоровья требуется детальное обоснование избирательного воздействия физических упражнений на различные анализаторы и функциональные системы их организма.

Коррекционно-педагогический процесс следует строить, основываясь на идеях об использовании сохранных возможностей в развитии ребенка и зонах его ближайшего развития.

Выявление двигательных нарушений должно осуществляться параллельно с выявлением сохранных двигательных возможностей.

Управление развитием двигательной сферы детей с отклонениями в состоянии здоровья предполагает изучение специфики их двигательных нарушений и физического развития, проявляющихся в разных локомоциях, произвольных движениях и отрицательно сказывающихся на их общем психофизическом развитии.


  1. Задачи и особенности физического воспитания детей 5-7 лет с умственной отсталостью

Дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые) — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти, словесно-логического мышления, речи и др.).

Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности.
У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов.