ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 
















 

 
















 

 
















 

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

 














 

 
















 

 
















 

 







Кафедра истории и теории искусств

 













 
















 

 
















 

 















 

 
















 


Контрольная работа № 1


 
















 


По дисциплине: История журналов мод

 
















 

На тему: Характеристика модных женских изданий 1830-х годов

 
















 

Студентки: Авдюковой Маргариты Викторовны

 















 

Направление подготовки: 50.03.04 Теория и история искусств

 
















 

Курс, группа: 5-ДЗА-1

 
















 

Номер зачетной книжки: 1826119


 
















 

 
















 

 








Санкт-Петербург

2023 г.







 

 

 

 




 

 

 


ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день, одним из важных предметов чтения для женщин является так называемый «глянец» – журналы для женщин. Большинство читателей считают, что модные, женские гламурные журналы – порождение сугубо нашего времени. Однако это совсем не так. Первые издания для дам появились в Европе еще в конце XVI века, а в России в середине XVIII века. В.В. Смеюха в своей работе «Отечественные женские журналы: классифиционно-типологический аспект (1779-2000 гг.)» выделяет в истории развития отечественной женской прессы несколько периодов: дореволюционный, включающий в себя несколько этапов:

  1. 1779 год – середина 50-х XIX века;

  2. Середина 50-х XIX века – начало ХХ века;

  3. Начало ХХ века – 1917 год;

  4. Советский 1917-1928 годов;

  5. Советский 1929-1945 годов;

  6. Советский1945-1991 годов;

  7. Современный.

История развития отечественных женских журналов стала актуальной темой сегодня. Однако комплексного исторического исследования женской периодики не предпринималось. О чем же писали дамские журналы прошлых веков? Какие журналы выходили, кто их издавал?

Объектом исследования данной работы являетсяроссийская журналистика XIX века.

Предметом исследованияданной работы являютсяроссийские дамские журналы, издаваемые в XIX веке в Санкт-Петербурге.

Целью данной работы является изучение тематики отечественной женской прессы XIX века, издаваемой в Санкт-Петербурге, определение типологических особенностей и тенденций развития.

Поставленная цель предполагает необходимость решений следующих задач:

1) выяснить, что означает понятие «женский модный журнал» для читательниц XIX века;

2) узнать о тематике дамских журналов в указанный период;

3) сделать выводы о типологических особенностях и тенденциях развития.

В ходе работы были использованы различные научные методы и приемы обработки данных: анализ теоретических источников, систематизация данных, обобщение логических выводов, сравнение, классификация.

Информационной основой для написания работы послужили фактические материалы, опубликованные в литературных источниках, периодических статьях и интернет-источниках.
ХАРАКТЕРИСТИКА МОДНЫХ ЖЕНСКИХ ИЗДАНИЙ 1830-Х ГОДОВ
В начале XIX века издатели и редакторы выделили женщин в самостоятельную читательскую группу со своими интересами, вкусами и требованиями. Чтобы удовлетворить запросы этой новой группы, во-первых,
появляются специализированные женские журналы, и, во-вторых, они стремятся привлечь женскую аудиторию.

Такой неожиданный интерес к миру женщин в России, несомненно, связан с появлением в русской литературе сентиментализма, где на первый план вышли чувства и эмоции – понятия, в культуре неразрывно связанные с миром женщин. В то время понятия разума и долга были отодвинуты на второй план, и общество обратило внимание на «женственность». Появление дамских журналов было одним из показателей так называемой «феминизации» русской культуры. Основными функциями дамской периодики того времени, помимо развлечения, стали повышение культурного уровня и улучшение воспитания женщин. Путем отбора литературных произведений, публикуемых в журналах, издатели могли выражать собственную идеологию и формировать мнение аудитории.

Социальные и культурные взаимоотношения оказывали наибольшее влияние на формирование функциональных и проблемно-тематических особенностей прессы «для дам». В данном случае первостепенное значение имело устоявшееся в общественном сознании отношение к роли женщины, ее положению, что вело к синтезированию превалирующих женских образов, распространяемых посредством литературы и прессы. Применительно к рассматриваемому периоду в обществе утвердился тип «великосветской дамы», В.О. Ключевский в «Курсе русской истории» поясняет, что за этим определением стоит образ, подчинявшийся строгим нормам поведения и морали, а именно, женщина должна была получить образование с помощью гувернеров-иностранцев, владеть несколькими иностранными языками, соблюдать этикет, следить за модой и посвятить себя семье. [7] Женский журнал предоставил оптимальную возможность воздействия на аудиторию с целью воспитания ее в соответствии с общепринятыми нормами, развития определенных сторон творческого потенциала, образования.

Тематический принцип классификации периодики позволяет констатировать дифференциацию женских журналов конца XVIII – первой половины XIX веков на следующие типы изданий: литературные женские журналы («Модное ежемесячное издание» (1779), «Журнал для милых, издаваемый молодыми людьми» (1804), «Кабинет Аспазии» (1815), «Дамский журнал» (1823-1883), «Лучи» (1850-1860)); женские журналы мод, домоводства, рукоделий и литературы («Магазин английских, французских и немецких новых мод» (1791), «Модный вестник» (1816), «Ваза» (1831-1884), «Гирлянда» (1846-1860) и др.).


История зарождения и начальный этап развития литературного женского журнала отражают планомерное расширение задач прессы и ее тематического спектра. К установленной изначально задаче развлечения добавилась культурно-просветительская функция, что мотивировалось необходимостью улучшения женского воспитания, повышения культурного уровня. Специфика рассматриваемых журналов позволила путем отбора литературных произведений, как формировать мнение аудитории, так и выражать политику издателей. Литературные и публицистические материалы женской прессы первоначально были интересны узкому кругу читателей, потенциальную аудиторию женских журналов могли составить женщины, интересующиеся вопросами литературы, истории, философии, что значительно отличалось от реальной действительности – количество образованных «дам» было минимальным, данное обстоятельство придавало журналам элитарный характер.

Для второго типа изданий, журналов мод, домоводства, рукоделий и литературы, стало характерным размещение информации о моде и стиле, домоводстве, рукоделии, литературных произведений. [3] Успешный выход данной прессы показал, что наиболее востребованными изданиями являются журналы, адресованные женщине-жене, хозяйке и матери, тем самым была продемонстрирована одна из важнейших особенностей женских журналов – направленность на внутрисемейные, личные интересы аудитории. Издания выбирали темы, связанные с внешним видом женщины, ведением домашнего хозяйства, «женскими ремеслами», что позволило соответствовать информационным запросам массовой аудитории и, как следствие, вело к длительному периоду существования периодического органа. Тематико-функциональные особенности журнала данного типа позволили учитывать в его программе информационные вкусы разных слоев населения. Информация, формируемая культурной формацией, накапливаемая в течение длительного времени (рецепты, советы, уроки мастерства), мало подверженная изменениям, привлекала широкий читательский круг женщин-домохозяек.

В первой половине XIX века, помимо уже известных ранее разделов литературы, моды и полезных советов, в женском журнале впервые появился раздел «Критика», который включал в себя светскую хронику, небольшие рецензии на новые книги, концерты, журналы, литературоведческие статьи. Также впервые в женском издании начали обсуждаться вопросы о назначении женщины и ее роли в обществе. В журналах появились женщины-редакторы, возникала обратная связь с аудиторией, читательницы становились постоянными авторами и корреспондентами. Можно сказать, что именно в это время формировались «прообразы» современных изданий.


На данном временном отрезке впервые появилось и женское издание с образовательной направленностью, призванное не только развлекать и приносить удовольствие, но и нести просвещение, знания, воспитывать нравственность. Поэтому, помимо традиционных отделов, в нем открылся отдел науки и библиографии, где читательницам предлагались сведения по ряду серьезных вопросов, публиковались рецензии на дидактические произведения.

Принятие «чугунного» Устава о цензуре 1826 года, многочисленные отягощающие дополнения и поправки к более мягкому Уставу о цензуре 1828 года, неуклонное расширение круга ведомств и учреждений, имевших право на цензуру, и формирование новых, личное и ревнивое вмешательство императора Николая Первого, и, как следствие, особое верноподданническое рвение учреждений, ведавших цензурой, сильно затруднили в конце 20-х – начале 30-х годов XIX века любую журналистскую деятельность [13]. Последовавшие нововведения графа С.С. Уварова и деятельность А.И. Красовского в качестве главы Комитета иностранной цензуры еще более усложнили деятельность уже существующих изданий и открытие новых. Так, в 1836 году последовало запрещение, сначала временное, но имевшее силу до самого конца царствования Николая Второго, на открытие новых периодических изданий. В 30-е годы прирост числа новых изданий шел в значительной степени за счет журналов официальных организаций и министерств.

В количественном отношении журналы для женщин следовали общим тенденциям. В начале 1830-х годов закрылись издания литературных противников: «Дамский журнал» князя П.И. Шаликова и «Гирланда» М.А. Бестужева-Рюмина. И если в 1831-1840 годах возникло пять новых женских журналов, то в 1841-1850 – всего три, в первой половине 50-х годов – два, а во второй половине 50-х годов – уже пять.

Тематика изданий для женщин этого периода принципиально отличается от женских журналов 1779 – начала 1830-х гг. Так, из девяти журналов для женщин, возникших в тот период, семь были по тематике литературными, а два – модно-литературными («Магазин английских.» и «Модный Вестник»). С начала же 30-х годов тип литературного журнала для женщин исчезает. Единственный литературный журнал – издание М.А. Бестужева-Рюмина «Гирланда», издававшийся в 1831 году – первой половине 1832 года, безусловно примыкает к предшествующему периоду. Журналы обнаруживают совершенно другие характеристики. Большинство – информационно-практические издания, не отмеченные идеологической миссией, посвященные моде и рукоделию. Следует учитывать, что в этот период получить разрешение на издание специализированных и «технических» журналов, в отличие от изданий литературных или энциклопедических, все же было возможно [14].