ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В Петербурге с 1832 по 1848 год издавался ежемесячный журнал «Ваза», посвященный моде. Издавался столь крошечными тиражами, что до нас не дошел практически ни один номер того периода. Название его неоднократно менялось: «Ваза, периодическое издание» (1848-1851), «Ваза, журнал шитья, вышиванья, домашней экономии, сельского и городского хозяйства» (1851-1854). С 1858 года – «Ваза, литературно-художественный журнал светских новостей, мод, домашнего хозяйства и рукоделья» и др. [3]

«Журнал новейшего шитья» (1836-1837 гг., издатель Е. Сафонова) – московский ежемесячный журнал, содержание которого состояло из рисунков, узоров и образцов для шитья и рукоделия. По целям издания его можно определить как информационно-практический журнал, по тематике – модно-рукодельный. В этот период, в отличие от предшествующего, впервые возникают издания, не только адресованные женщинам, но издаваемые ими же. «Журнал новейшего шитья» первый в русской журналистике женский журнал, издававшийся «женщинами для женщин». Издатель потенциально принадлежал к читательской группе своего журнала.

«Вестник парижских мод» (1836-1850 гг., в 1847-1850 гг. называвшийся «Магазин женского рукоделия» [15], а с 1851 г., преобразованный в «Магазин мод и рукоделий») издавался в Москве. Это издание большого формата, всего из трех листов, выходило еженедельно в Москве и печаталось в типографии А. Евреинова. Оно включало небольшую статью от издателя, в которой объяснялись прилагавшиеся выкройки; сначала шел текст на французском языке, затем он дублировался на русском. Издателем всех этих журналов была писательница М.Н. Кошелевская (1815-1889). «Магазин мод и рукоделий», также двуязычный, был больше по объему (восемь страниц) и содержал разнообразные описания повседневных, вечерних и бальных платьев и шляпок, верхней одежды, а также имел рубрику «Рукоделья», посвященную узорам для вязания и вышивок.

В журнале, издаваемом женщиной для женщин, характер дискурса, естественно, сменился, причем независимо от тематики издания. Издатель больше не является «внешним» по отношению к кругу читателей, он потенциально принадлежит к нему. Обращение к читательницам отмечено предполагаемым сходством интересов, жизненного опыта, новым, деловитым и дружеским тоном. Несмотря на то, что содержание журнала составляли исключительно прикладные, информационно-практические материалы и журнал не завязывал с читательницами никакого разговора о специфических женских проблемах и «женском вопросе», впервые в периодическом издании шел «женский», полностью отстранившийся от «мужского» мира разговор, принадлежавший сугубо женской субкультуре. Появление подобного журнала означает начало формирования проекции женской субкультуры на страницах периодики.


«Дамский журнал» (1823-1833) – московский журнал сентименталистского направления. Издатель – князь Петр Иванович Шаликов, поэт, прозаик, издатель журналов «Московский зритель» (1806), «Аглая» (1808-1812) и газеты «Московские ведомости» (1813-1836). Издание Шаликова выходило в свет на протяжении десяти лет. В журнале было три раздела: литература, критика и мода. «Дамский журнал» был ориентирован на женскую читательскую аудиторию. В нем печатались переводные и оригинальные повести, светские новости и моды, статьи о знаменитых женщинах, в том числе из истории женского литературного творчества в России, «путешествия», «письма». В поэтическом отделе большое внимание уделялось шарадам, акростихам, басням. Такие жанры, как романс, баллада, элегия, мадригал, также пользовались популярностью. Именно тогда наполнение модного издания стало приближено к современному: в нем печатались небольшие рассказы, рецензии на спектакли, советы куда лучше сходить и, конечно, свежие модные тенденции прямо из Парижа. В круг постоянных авторов «Дамского журнала» входили В. Л. Пушкин, Д. П. Шелехов, М. М. Кобозев, С. Д. Нечаев. Особое внимание «Дамский журнал» уделял женщинам-писательницам.

Журнал моды пользовался популярностью у читательниц, он выходил еженедельно, но поливался критикой за несерьезность серьезными мужчинами. Шаликов публиковал то, что хотели читать женщины, именно поэтому журнал просуществовал так долго. Все издания для женщин до этого издавались мужчинами с мужским представлением о том, что должна читать и о чем должна думать женщина. В итоге их проекты оказывались слишком глупыми, слишком сентиментальными или слишком сложными.

Периодически на страницах публиковались поучения, например такие: «Избегать противоречий мужу. Ни во что не вмешиваться, кроме домашних дел. Никогда ничего не требовать и казаться довольною малым. Жена может быть умнее мужа, но ей должно принимать вид, будто этого не знает. Тщательно избирать приятельниц, иметь их мало.» Возможно, такие наставления печатались для успокоения цензоров, потому что в целом журнал был прогрессивным: в нем даже сотрудничали авторы женщины.

Северный Меркурий – газета, выходила в Петербурге в 1830-1832, 3 раза в неделю. Вышло 230 номеров (4 тома). Издатель – М. А. Бестужев-Рюмин. Газета, содержащая в себе различные заметки, информацию о последних событиях, анекдоты, стихотворения и рассказы, в некоторых выпусках также можно встретить некрологи о Парижских модах.



Гирлянда – журнал, издававшийся еженедельно в Санкт-Петербурге в 1831 и 1832 году с подзаголовком «Журнал словесности, музыки, мод и театров». Всего вышло 28 книг. Издатель – М. А. Бестужев-Рюмин.

В уведомлении издатель говорил, что журнал издается «преимущественно для дамского чтения» и ставит своей целью доставить «любительницам отечественной словесности приятное и занимательное чтение». Разделы журнала: словесность, библиография, театр, смесь моды, музыка. Были напечатаны произведения второстепенных русских писателей и поэтов: В. Басковского, В. Гаркуши, А. Н. Глебова, В. И. Глинки, В. И. Карлгофа, П. Максимовича, Д. А. Шелехова и других. К журналу прилагались гравированные картинки мод, рисунки модной мебели, экипажей и т. д.

Молва – московский журнал мод и новостей, основан в 1831 году Н. И. Надеждиным в качестве иллюстрированного журнала мод и новостей, с 1832 – «Газета мод и новостей», выходила в Москве в 1831-1836; в 1831, 1834, 1835, 1836 –еженедельно, в 1832 – 2 раза в неделю, в 1833 – 3 раза в неделю. Вышло 12 частей. Изд. – Н. Надеждин. Приложение к журналу «Телескоп».

«Телескоп» был создан как «журнал современного просвещения», «Молва» – как «газета мод и новостей», причем «Молва» издавалась то в формате журнала, то в формате газеты. Содержание и структура «Телескопа» и «Молвы» за шесть лет их издания также оставались неизменными, но, как правило, серьезный материал помещался в «Телескопе», а более легкий – в «Молве», где также печаталось описание модных туалетов с приложением картинки мод.

Газета печатала художественную прозу, стихи, фельетоны, критические статьи и театральные обзоры. Отстаивала позиции реализма в искусстве. Страницы «М.» отводились под легкие фельетоны, полемику, хронику, театральные рецензии, стихи к случаю и т. д. Первые номера «Телескопа» и «М.» в 1831 вышли двумя изданиями, так как имели большой успех. К большинству номеров «М.» приложены гравированные модные картинки. Была запрещена правительством одновременно с «Телескопом» в 1836 году. Издатель и редактор Надеждин был сослан в Усть-Сысольск.

Галатея. Журнал литературы, новостей и мод, издаваемый Раичем – выходил в Москве в 1829-1830 и в 1839-1840, еженедельно.

Журнал не имел определенного литературного и политического направления, играл второстепенную роль в литературно-общественной жизни. Сам издатель во вступительной статье писал: «Галатея – бабочка; как дать ей направление?» (1829, ч. 1). Страницы «Г.» обычно заполнялись прозой (преимущественно переводной) и критическими статьями самого редактора. В «Г.» появлялись стихотворения. В 1839-1840 одним из основных отделов журнала был отдел рецензий на московские спектакли.


«Московский наблюдатель» — историко-литературный журнал, издавался в Москве с 1835 по 1839 годы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Женские журналы появились в период торжества «сентиментального направления в литературе». Ведь женщина в культуре всегда связывалась с чувствами, переживаниями, семейным кругом жизни. За время своего существования женский журнал продемонстрировал возможности влияния на аудиторию, ее воспитания, образования, обучения, изменения интересов и идеалов в зависимости от смены социальных условий, общественного мнения. Наиболее популярными моделями женских журналов являются издания культурной направленности, о чем свидетельствует их массовое возникновение на протяжении всего периода развития.

Постепенно женщина получает право говорить о своем личном опыте и своей повседневной жизни без посредничества мужчин. Около трети женских журналов (порядка двадцати), выходивших в свет в России на протяжении XIX столетия, издавались или редактировались женщинами.

Модные журналы становятся самыми доступными трансляторами модных тенденций. Они доносят до нас все реалии современности и, сохраняя на своих страницах особые приметы каждой эпохи, представления об эталонах красоты, постепенно становятся частью истории.

Сейчас эти журналы сделались библиографической редкостью. За два прошедших века изменилось многое, и нельзя не признать в этих переменах участия Новикова, Макарова, князя Шаликова и его сподвижников. Когда-то, несмотря на насмешки и укоризны, они «затеяли небывалое», то, с чего началась настоящая литературная работа русских женщин.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Ершова В.Н. «Журнал для милых». Из истории женских журналов в России в начале XIX века// http://elibrary.ru/item.asp?id=14982417

  2. Ершова В.Н. Журналист П.И. Шаликов: Материалы к биографии// http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=552337

  3. История глянца XVIII-XIXвв.// http://wiki.wildberries.ru/

  4. Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917) в кратком изложении. – М., 2000

  5. Женская пресса//http://ru.wikipedia.org/

  6. История российской журналистики XVIII–XIX веков. Под редакцией проф. А.В. Западова//http://evartist.narod.ru/text3/01.htm

  7. Ключевский В.О. Курс русской истории / Сочинения в IX т. М., 1989. Т. V

  8. Смеюха В.В. Особенности развития глянцевых женских журналов// http://www.culturalnet.ru/main/person/2405

  9. Смеюха В.В. Отечественные женские журналы: классификационно-типологический аспект (1779-2000 гг.) http://www.culturalnet.ru/main/person/2405

  10. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М., 1987. – 750 с.

  11. Ярхо В. Из истории женских журналов в России// http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600516

  12. Лисовский Н. М. Библиография русской периодической печати 1703-1900 гг. : (материалы для истории рус. журналистики) / сост. и изд. Н. М. Лисовский. – Пг.: Тип. АО Типографского дела, 1915. – [8], XVI, 1067 с.

  13. Жирков Г.В. История цензуры в России XIX-XX вв. – М.: Аспект-Пресс, 2001.

  14. Козлова М.М. История отечественных средств массовой информации. Учебное пособие. – Ульяновск, 2000.

  15. Кийко Е.И. Комментарии: Петербургская летопись // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 тт. – Т. 2. – Л.: Наука, 1988.