Файл: Анализ финансовых рынков Франции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Прежние владельцы акций банка были заменены облигациями с купонным доходом 3%. В то же время были национализированы еще 4 банка в стране. Однако в 1993 году французский банк стал независимым финансовым учреждением. Его основная задача - обеспечение и контроль финансовой стабильности. В 1998 году Банк Франции включается Европейскую систему центральных банков, ЕСЦБ (European System of Central Banks). Куда входит Европейский центральный банк, ЕЦБ (European Central Bank) и центральные банки стран-членов Евросоюза. С этого момента Банк Франции независим в тех рамках, которые ему определяет ЕЦБ. В настоящее время контроль за коммерческими банки Франции осуществляет: Европейский Центральный банк French Prudential Supervision and Resolution Authority (ACPR) – Французский финансовый регулятор, ACPR является частью Банка Франции. Существует также Национальный кредитный совет, он влияет не только банковскую систему, но и на многие другие отрасли национальной экономики.

Основные направления деятельности Франции остаются прежними:

1)обеспечение денежно-кредитного равновесия;

2)стабильность финансового сектора;

3)банковские услуги для юридических лиц, физических лиц и государства. Банк Франции:

1)определяет платежный баланс страны;

2)вопросы и управление денежно-кредитной помощью;

3)он управляет иностранными резервными активами.

Французский банк выполняет последние две функции в рамках, возложенных на него Европейским Центральным банком.

Особенности банковской системы Франции: Французская банковская система во многом схожа с аналогичными системами других экономически развитых стран, но имеет некоторые исторические особенности. Помимо основных банков, региональные банки действуют в разных местах. Некоторые работают на себя, но контролируются крупными банками или входят в состав банковских ассоциаций. Количество предлагаемых услуг и тарифов может варьироваться от региона к региону. Хотя с развитием технологий эти страницы были стерты. Связь французских банков с государством всегда была велика и особенно выросла после того как под давлением левых сил в 1945 году правительство национализировал 4 крупнейших депозитных банка страны:


 Лионский кредит (Credit Lyonnais);

 Генеральное общество (Societe Generale);

 Национальный банк для торговли и промышленности (Banque Nationale pour le Commerce et l`Industrie);

 Национальная учетная контора (Comptoir National d`Escompte de Paris).

Последние два были объединены в Banque Nationale de Pari в 1966 году. Эти три государственных банка занимают справедливую долю на кредитном рынке, имеют почти 4 тысячи отделений и значительную долю всех депозитов. Государственные банки и банки со значительным государственным участием составляют около 80% всей системы. Во Франции развиваются новые банковские технологии, в том числе системы обслуживания удаленных клиентов. Однако многие французы предпочитают традиционные услуги, и число банковских филиалов остается большим. Для сравнения, в 2006 году на 100 тысяч населения приходилось 46 филиалов, в мае 2020 года-37 филиалов.

Одним из важных вариантов для Франции является интеграция банковских и страховых функций в единую систему. Кроме того, банковская и страховая отрасли являются одним из основных направлений оптового банковского и инвестиционного банкинга. Этой стабильности способствовало предложение о создании единого регулятора банковских, страховых и инвестиционных услуг. Между тем независимых инвестиционных банков становится все меньше. Иностранные компании не делают различий между французскими и иностранными банками. Их решения об использовании финансового учреждения должны основываться исключительно на цене и услугах.

Таким образом, следует отметить высокую степень приспособляемости и современности французских банков, которые в своем большинстве открыты новым идеям и не боятся экспериментировать. Французские банки, обслуживающие индивидуальных клиентов, активно внедряют новые технологии, продукты и услуги под влиянием растущей конкуренции со стороны небанковских учреждений. Традиционные банковские технологии обновляются операциями с ценными бумагами и деятельностью на кредитно-денежном рынке. Развитие интегрированных бизнес-структур связано с мировой тенденцией интенсификации процессов кооперации, специализации и международной глобализации [3, с. 173].

В заключении хочется отметить, что рассмотрев банковскую систему Франции можно сделать следующие выводы: - французская банковская система развивается уже много лет. Франция часто подвергается критике и уже давно заслужила репутацию одного из самых эффективных банков.


- Банк Франции выполняет функции центрального эмиссионного органа, «банка банков», банка правительства, регулирующего органа, места хранения золотовалютных резервов страны;

- по степени развития государственного регулирования в банковской сфере Франция занимает первое место; - промышленность путем эмиссионно-учредительных операций.

Банковская система Франции является одной из самых развитых и устойчивых в мире. Для истории Франции, начиная со времен королевских гобеленовых мануфактур и производства фарфора и кончая концессиями в пользу торгового и промышленного развития, характерно традиционное вмешательство государства в экономику страны, чего не хватает российской банковской системе. Во Франции, кроме исторических факторов, это было достигнуто за счет того, что государство участвует в капитале ряда банков, регулирование банковского дела осуществляется как через Банк Франции, так и через Национальный кредитный совет, президентом которого является министр финансов, а вице-президентом — управляющий Банком Франции. Кроме того, банки принимают активное участие в финансировании государства через учет казначейских векселей и покупку государственных ценных бумаг.


3 Анализ денежного рынка


В начале XXI века сформировалась концепция устойчивого развития, закрепленная на глобальном уровне Целями устойчивого развития (далее ЦУР) в 2015 году. Устойчивое развитие предполагает решение вопросов, связанных с ликвидацией бедности, образованием, борьбой по изменению климата, защитой окружающей среды и т.п. [1].

При этом уделяется основное – внимание проблемам экологии и изменению климата как в развитых, так и в развивающихся странах. Однако к решению данных проблем в этих странах подходят с точки зрения экономического развития и модернизации экономики [2, с. 12; 3, с. 15–16]. В связи с этим возрастает необходимость перенаправления финансовых потоков от «грязных» проектов в «зеленые», что требует от государства принятия определенных мер поддержки и идентификации подобных инвестиций. При этом в происходящих процессах возрастает роль институциональных инвесторов в формировании устойчивой финансовой системы, как потенциального огромного источника финансирования. Например, принятие мер государственной поддержки «зеленых» инвестиций в Германии, Италии, Канады [4; 5] или внедрение мер в Индонезии, направленных на вовлечение институциональных инвесторов в устойчивое развитие [6, с. 92–94]. Таким образом, решение проблемы недостаточности финансовых ресурсов для перехода к устойчивому росту находится в привлечении инвестиций от институциональных инвесторов, и нуждается в определенной помощи государства.

Поэтому будет актуально рассмотреть опыт Франция, которая активно формирует политику, направленную на поддержание устойчивых инвестиций, для институциональных инвесторов. Первые шаги по регулированию деятельности институциональных инвесторов в области устойчивого развития во Франции были сделаны сразу с двух сторон. Во-первых, со стороны государства и самих институциональных инвесторов: создание различных ассоциаций, где представителями являются институциональные инвесторы. Во-вторых, создание правовой основы правительством Франции. К наиболее ранней созданной организации можно отнести ассоциацию «Finansol» (1995 года), целью которой стало продвижение социально ответственных финансов (la finance solidaire): повышение занятости, улучшение экологической обстановки
, использование возобновляемых источников энергии и др. Среди важных реализуемых инициатив данной организации можно выделить: создание маркировки «Finansol» (1997 год), проведение ежегодных встреч для улучшения осведомленности по данным финансам «La Semaine de la finance solidaire» и др. [7].

С 2001 года начинает осуществлять свою деятельность ассоциация – Форум ответственных инвестиций (Forum pour l'investissement responsable, FIR), который создан по инициативе руководителей фондов, специалистов по анализу социальной и экологической ситуации, профсоюзов, ассоциаций, ученых и граждан. Среди совета директоров можно выделить представителей от институциональных инвесторов (например, Mirova, La Banque Postale Asset Management), ассоциаций (например, Фонд Николя Юло), ученых и др. [8].

Фондовый рынок Франции по праву может называться одним из ведущих в Европе. Уровень капитализации рынка акций данной страны отстает от показателей таких стран как США и Япония. Пик капитализации был зафиксирован в 2007 году, достигнув 2,8 триллионов долларов. Второй по величине скачок приходится на 2017 год, когда показатель равнялся 2,7 триллионам долларам. (Рисунок 1) Давайте рассмотрим подробнее график капитализации рынка акций Франции и выясним причины, вызвавшие определенные колебания рассматриваемого показателя (Рисунок 1).


Рисунок 1 – График капитализации рынка акций Франции (в триллионах долларов США)

Диаграмма носит довольно изменчивый характер. Заметим, что с 1990 по 2000 год мы наблюдаем исключительно рост показателя, однако следующие двадцать лет содержат резкие скачки из года в год. Первый серьезный спад, значение которого даже на сегодня является наименьшим, был в 2002 году.

Причиной такого изменения послужил Доткомовский кризис, во время которого фондовый рынок Франции потерпел спад на 17%. Но уже со следующего года Франция начала набирать обороты и в следующие 5 лет имела колоссальный рост, а в 2007 году был даже зафиксирован пик капитализации в 2,8 триллионов долларов. Но далее последовал финансовый кризис 2008 года, который как и предыдущий кризис внес свои коррективы в фондовый рынок рассматриваемой страны. Уровень капитализации из-за указанного кризиса снизился на 46 %, но уже через год данный показатель повысился на 32%. Рост оказался не долгим, и в 2011 году капитализация составила 1,55 триллионов долларов США, что примерно на 18% ниже уровня, полученного годом ранее. Таким образом, можно сделать заключение, что капитализация рынка акций Франции является весьма изменчивым. Но, несмотря на то, что есть определенные негативные реакции на кризисы и экономические спады, капитализация данной страны очень хорошо восстанавливается, то есть смело можно сказать, что он отстаивает свои права на мировом рынке. Следующим шагом, рассмотрим отношение капитализации Франции к ВВП данной страны. В 2011 году данный показатель в стране достиг 56,6%.