Файл: Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности как средство изучения человека в курсе Окружающий мир 17 Заключение.pdf
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
12 нервная система. Элементарные знания образовывают основу гигиенического воспитания детей, в формировании гигиенических навыков и правил.
Например, нельзя привить достаточно осознанные гигиенические правила питания, если дети не проводили опыт процесса пищеварения, как превращения пищи в особую питательную жидкость, необходимую для всех органов человеческого тела
(
Баранов, 2014)
С этого раздела начинается изучение нового предмета из цикла биологических наук – физиологии и анатомии человека. В первых двух разделах, природоведения природа рассматривалась, как единое целое, просматривались связи и взаимосвязи между элементами и явлениями природы, то в этом разделе человек изучается, затем его организм и функциональные зависимости между его органами.
Главная дидактическая цель этих занятий – ознакомить учащихся с внешним и внутренним строением организма человека, жизнедеятельностью и функциями важнейших органов и систем.
Необходимо научить детей определять расположение органов на своем теле (где у него находятся сердце, легкие, желудок и ряд других органов- все это каждый ребенок должен знать). Для лучшего усвоения знаний о названиях органов, их внешнем виде, расположении в организме целесообразней всего будет на магнитной доске построить модель
«Внутреннее строение тела человека». В ходе уроков важно обращать внимание на новые для учащихся термины (например, «анатомия человека»,
«физиология человека») (
Гирева, 2017
).
На этих занятиях знания о взаимодействии человека с тем, что его окружает, получают дальнейшее развитие. Так, занятия – «Как человек воспринимает окружающий мир» – познакомят с органами чувств и их ролью в жизни. А занятия – «Надежная защита организма» – показывают на практике, как кожа защищает тело от неблагоприятных воздействий окружающей среды.
13
При изучении дыхания, питания, выделения продуктов жизне- деятельности, на конкретном материале показан процесс обмена веществ(связь) между человеком и окружающей средой (хотя сам термин
«обмен веществ» еще не используется).
Различные взаимосвязи существуют не только между человеком и окружающей средой, но и в самом организме человека, между различными его органами и их системами и у здорового человека они работают согласованно, слаженно. Эта мысль проводится через все содержание раздела
И поэтому вопросы о строении скелета и работе мышц рассматриваются в комплексе. Это же можно сказать об изучении дыхания, кровообращения и выделения; материалы о них представляются единым блоком, чтобы подробнее проследить взаимосвязи между данными процессами (
Землянская, 2015
).
Методы и приемы, применяемые в изучении раздела «Организм человека и охрана его здоровья», должны обеспечить визуализацию изучаемого материала.
При изучении широко используются наглядные пособия такие как: таблицы, макеты, муляжи, плакаты (текстовые таблицы), картины, видеофильмы и т. д. Многгие таблицы являются центральным источником знаний, например при изучении нервной системы, пищеварения.
Учителю перед показом того или иного наглядного пособия необходимо составить план беседы, рассказа, обдумать приемы логического мышления учащихся.
Для выявления функциональных зависимостей между отдельными органами требуется использование различных учебных методов и приемов.
Важное значение имеет применение логических операций для конструирования последующих выводов, которые возникают на чувственной основе в процессе практических работ по самонаблюдению за работой организма (
Ушинский, 2016
).
14
Вследствие специфическим приемом изучения человеческого организма это самонаблюдение. Например, работу сердца можно определить по частоте пульса, работу легких по движению грудной клетки и по частоте дыхания.
Самонаблюдение – это прием диагностики различных заболеваний.
Следовательно, учитель должен отвести большое место самонаблюдениям, привести многочисленные примеры их использования.
Например, известно, что частота пульса отражает величину нагрузки на сердце – детям объясняется, что это сигнал, на который человек должен обращать внимание, важно анализировать причины их возникновения и в конечном счете обратиться за помощью к врачу. Таким образом, самонаблю- дение не только методический прием при изучении своего организма, но и прием познания его (
Горчинская, 2014
).
Итак, изучая данную тему:
1)Необходимо рассматривать человека как часть природы, ее живого мира, подчеркивая нашу неразрывную связь со всем окружающим;
2)важно показать, что в нашем организме, как и в окружающем мире, все взаимосвязано: органы здорового человека работают согласованно, сла- женно;
3) с нормами охраны здоровья необходимо знакомить детей не формально-назидательно, а в интересной для ребенка форме, связывая воедино элементы анатомических, физиологических и гигиенических знаний;
4)включать в число применяемых методов и приемов обучения само- наблюдения детей, моделирование (
Баранов, 2014
).
Таким образом, психолого-педагогические особенности внеурочной деятельности как средство изучения человека в курсе «Окружающего мира» это обучение и воспитание младших школьников в области естественных и общественных наук, позволяющая выявить цели, задачи, средства, методы и формы обучения младших школьников.
15
3. Изучение опыта учителей по организации внеурочной
деятельности как средство по изучению человека в курсе «Окружающий
мир»
Изучив опыт учителей, было выявлено несколько программ внеурочной деятельности, в которых осуществляется изучение человека из курса «Окружающий мир».
В программе «Мир человека», составленной Васильковой Людмилой
Евгеньевной, рассматривается – противоречие, предлагаемое как способ анализа, что хорошего и что плохого в окружающих объектах, явлениях, ситуациях и т. д.
Основные задачи курса:
1. Знакомство детей с разных точек зрения с миром человека:, психологической, биологической социальной.
А также сформировать активное осознанное свое отношение к процессу собственного взросления.
2. Воспитание способности к нравственному самосовершенствованию и духовному развитию,
3. Расширение кругозора, развитие коммуникативных навыков.
Таким образом, предлагаемый курс позволяет помочь учащимся рассмотреть мир человека с различных точек зрения, сформировать активное осознанное отношение к процессу собственного взросления.
Программа «Человек и природа», составленной
Ухтинской Еленой
Геннадьевной, способствует формированию экологической культуры обучающихся, а также духовно-нравственному, личностному, социальному и интеллектуальному развитию. Выполнение этой программы обеспечивает полную социальную успешность, саморазвитие, развитие творческих способностей и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление
16 здоровья обучающихся.
Уникальность программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы не только с курсом «Окружающим миром», но и с другими школьными предметами: экология, краеведение, литература.
Таким образом, программа отличается своей развернутостью, так как реализуется в течение четырёх лет, личностной ориентацией и экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы.
Программа « Человек и общество», разработанная Любичевой Ольгой
Андреевной, является актуальной в наши дни.
В психолого-педагогической литературе дается определение
«общества» как совокупности людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Основой жизнеспособности общества являются духовно-нравственные и культурные ценности.
Ольга Андреевна считает, что основы общественных отношений должны быть заложены уже в начальной школе, где ребенок с первых дней пребывания в коллективе вступает в отношения со своими сверстниками, имеет права и обязанности ученика, имеет права ребенка, защищаемые государственными и международными кодексами.
В программе заявлено, что младший школьник способен овладеть умениями применять правовые знания: проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку поступкам людей, собственных действий, явлениям жизни.
Ребенок готов отличать справедливость от несправедливости,
17 правильное от неправильного, хорошее от плохого; избирательно относиться к людям, событиям и явлениям окружающего мира; уметь объяснять свои взгляды, выражать личное мнение о том, что является важным; управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение, оценивать свои поступки и прогнозировать их возможные последствия.
Таким образом, изучив авторские программы внеурочной деятельности учителей начальных классов, можно сделать вывод, внеурочная деятельность, как средство изучения человека в курсе «Окружающий мир», предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника.
Образовательный процесс в программе , построен как последовательный переход воспитанника от одного образовательного уровня к другому.
Средствами внеурочных занятий решаются общие задачи начальной школы, такие, как развитие у ребенка положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и др.), познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.
Отличительной особенностью программ, является их практическая направленность, в ходе которых формируется активная жизненная позиция у младших школьников.
4.
Методические рекомендации по организации внеурочной
деятельности как средство изучения человека в курсе «Окружающий
мир»
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится вопрос о повышении познавательной активности на фоне стремительно падающего интереса к знаниям. И это касается не только
18 урока, но и внеурочной деятельности. С решением данной проблемы можно справиться подобрав для детей интересный, а главное полезный материал.
Важно подобрать задания с учётом возрастных особенностей учащихся и задач обучения в начальной школе.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.
Изучив несколько программ внеурочной деятельности, были разработаны задания, для использования их во внеурочной деятельностью с целью изучения человека, расширяют представления детей об окружающем мире, развивают фантазию, мышление, познавательный интерес.
Использование в заданиях элементов занимательности во внеурочной деятельности по изучению человека в курсе «Окружающий мир», вносит разнообразие в внеурочную деятельность, способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию самих обучающихся, повышает познавательный интерес к предмету, дает возможность им оценить себя на фоне других. Чтобы составить или разгадать кроссворд, ребус, ответить на вопросы викторины, необходимо хорошо знать программный материал по теме.
Занимательные задания целесообразны: на внеурочных занятиях обобщения и закрепления пройденного материала на уроках.
С первых минут урока класс становится научно – исследовательским центром «Анатомия». Для продолжения работы необходимо выяснить: знакомы ли учащиеся с научной терминологией.
Первое задание, соединить стрелочкой термин и его значение. Работа предусмотрена парная на листочках. После выполнения следует проверка
19 работы по эталону. Напрашивается вывод, для чего в классе открыт научно – исследовательский центр и чем будут заниматься юные исследователи?
Учащиеся делают вывод, что исследования они будут проводить в области анатомии.
Выявление проблемы: границы знаний и незнаний. Учащиеся легко могут по схеме определить внешнее строение тела человека, но внутреннее строение человека вызывает затруднения. Учитель спрашивает учеников, что может помочь в поиске информации? Учебник. Чтение текста можно организовать «По цепочке». Для осмысления и конкретизации информации предлагаю игру «Вопрос - ответ». Первые два вопроса задает учитель, это определить тему и главную мысль текста. Затем дети самостоятельно формулируют и задают вопросы по вариантам. Для более детального изучения текста и запоминания информации о работе внутренних органов, предлагаю учащимся поработать в группах. Каждой группе задание по одному внутреннему органу. Например, - С помощью чего человек осуществляет дыхание? - Порассуждайте, почему этот орган могли так назвать. Выберите среди предметов на парте тот, который более похож на этот орган, покажите принцип его работы. (Информация для учителя: Легкие так называются, потому что если все органы положить в сосуд или емкость, которая наполнена водой, то только легкие будут на поверхности воды, то есть не будут тонуть. И ещё, на латинском языке слово "легкое" образовано от корня, который на русский язык переводится как "плавать"Легкие похожи на две розовые губки. При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере, ученик сжимает губку.)
- Покажите расположение органа на макете тела человека.
- Какой вывод мы сделаем по работе этого органа? (Легкие выполняют огромную работу. Они снабжают воздухом все органы человека). Отвечать могут несколько участников группы. Свою работу в группе оценивают. Затем для итоговой проверки знаний учащихся запланирован небольшой тест.
20
«Жалобная книга» организма
Цель проекта - записать в книгу жалобы, поступающие от нашего организма.
Первый этап проекта - экскурсия по организму (органы), изучение дополнительной научной литературы.
Второй этап проекта - рассказ - описание жалобы, который ведется от имени какого-либо органа. Обсуждение поступивших жалоб и ответ на них.
Третий этап - оформление материалов, создание книги, куда помещаются творческие выступления и рисунки детей.
Это длительный проект, который по мере прохождения тем, дополняется.
Решение ситуационных заданий. Способ, по нашему мнению, который будет актуальным для исследования способности учащимися применять предметные и метапредметные действия в жизненных ситуациях.
Мы говорим учащимся, что в нашу научно – исследовательскую лабораторию обратились учащиеся и их родители, с целью определить, в деятельности какого органа у ребенка возникли проблемы и почему?
Предлагаю Вам сейчас поработать в группах и помочь справиться с этими проблемами.
1 ситуация: Мой ребенок постоянно после школы жалуется на головную боль. После уроков он не хочет отдыхать и гулять на свежем воздухе. Приходя из школы, он сразу садится за уроки, а после их выполнения играет в компьютерные игры. Информация для учителя: переутомление в работе мозга, необходимо чередовать умственную деятельность и физические упражнения, прогулки на свежем воздухе.
2 ситуация: Наша девочка не хочет питаться в столовой горячим обедом, она предпочитает сладкие булочки. Дома она отказывается есть суп, любит только второе блюдо. К вечеру у нее начинаются боли в животе.
Информация для учителя: проблемы с пищеварением, так как девочка не правильно питается.
21 3 ситуация: У нас 8 – летний сын. Он постоянно болеет простудными заболеваниями. Мы его тепло одеваем, он даже весь вспотевший приходит из школы. Форточку дома не открываем, чтобы его не продуло. Информация для учителя: ослабление защитных сил организма, одежда в соответствии с погодой и постоянные прогулки с физическими нагрузками.
Итак, подведем итоги внеурочного занятия. Учащиеся не только практически выучили материал, но и научились применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Но есть в курсе «Окружающий мир» и другие разделы по изучению человека: «Человек и общество», где изучаются, то что объединяет людей, их взаимоотношения. Культура и формы общения со взрослыми людьми и сверстниками. Эмоциональное состояние человека, проявление чувств.
Отрицательные черты характера (неряшливость, жадность, нечестность, леность, недоброжелательность, жестокость)
Например: Тема «Все профессии важны» (Изучение нового)
Игра: «Ярмарка профессий»
Цель: обогатить знания детей о различных профессиях.
Класс делится на 4 группы - 4 биржи труда. Вы сейчас работники бирж.
У. – Какие профессии вы знаете?
Д. – Воспитатель, продавец, бухгалтер.
У. – Хорошо. А сейчас давайте вспомним отрасли экономики?
Д. – Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля, строительство.
У. – Молодцы. А теперь каждая группа получает задание: собрать из букв – название профессии и определить, к какой отрасли экономики эта профессия относится.
( ТЕСАЛВРА – сталевар, ЗТХООЕИН – зоотехник, КНТРОЁОЛР – контролер, КМНЩАЕИК – каменщик)