Файл: Занятие 2 обучающийся Попелхова Дина Александровна группа 26 пнк1120А1 Преподаватель.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 4

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Специальность:

42.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Основы философии

Тема 1.4 Особенности русской философии

Практическое занятие №2


Выполнил:

обучающийся Попелхова Дина

Александровна

группа 26 ПНК-11/20А-1

Преподаватель:

Хомутова Дарья

Сергеевна

Содержание

Задание № 1………………………………………………………………..3

Задание № 2………………………………………………………………..4

Задание № 3………………………………………………………………..5

Задание № 4………………………………………………………………..6

Задание № 5………………………………………………………………..7

Задание № 6………………………………………………………………..8

Литература……………………………………………………..…………10

Задание 1. Заполните таблицу

Специфические черты западно-европейской и русской (идеалистической) философии конца XIX –нач. ХХвв.

Философия

Основные направления

Ведущие представители

Обсуждаемые проблемы

Западно-европейская

Идеализм, структурализм, экзистенциализ, герменевтика, иррационализм, марксизм, позитивизм, прагматизм, феноменология, психоанализ

Шопенгауэр Ницше Маритен Конт Спенсер Мах Авенариус Ясперс Фрейд

Проблема существавания

человека в мире, проблема языка, проблема развития науки, проблема развития истории, проблема понимания

Русская идеалистическая

Материализм, славянофильство, марксизм, религиозная, космизм

П. Л. Лавров

В.С Соловьев

Н. А Бердяев

А. И Кошелев

Л. М. Лопатин

С. Н. Лавров

Л. Н. Толстой



познание смысла бытия через субъекты, всеединство, единство человека с космосом, проблема бытия



Задание 2. Заполните таблицу

Основные представители русской философии конца XIX – нач. ХХ вв.

Представитель

Философская концепция, идея

Основные категории

Произведения

Н.А Бердяев



Идея ссвободы, идея о творчестве, о существовании личности, об истории

Религиозный, космист



«Философия свободы»

«Смысл творчества»

«Смысл истории»

«Судьба человека»

«Рабство и свобода человека»

Ф.М. Достоевский

Гуманизм, раскрытие судеб человка, свобода, любовь, зло и преступление

Философия человеческого существования

«Преступление и накаание»

«Бедные люди»

В. С. Соловьев

Идея всеединства,

Вопросы этики, вопросы познания Бога, русская идея


Религиозная, историософия, космология

«Кризис Западной философии»

«Религиозные основы жизни»

«Смысл любви»

«Первое начало теоретической философии»



Задание 3. «Не стоит она (высшая гармония) слезинки хотя бы только того замученного ребёнка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к «Боженьке». (Ф.М.Достоевский. Роман «Братья Карамазовы»). Проведите анализ этого высказывания, дайте свою оценку.
Тема детских страданий, зависимости от жестокого мира взрослых характерна для всего творчества Ф.М. Достоевского. Равнодушие людей вот что не давало покоя Достоевскому. Детские образы не просто часть общей картины жизни – это восприятие мировой трагедии через муки ни в чем не повинных детей. Тема безразличного отношения людей к детским страданиям – один из главных признаков несправедливо устроенного мира.

Скорбные факты из детской жизни, собранные в его художественной литературе звучат упреком. В мире, где нет места состраданию и любви, мучаются и плачут дети, а это, как считал Достоевский, признак неблагополучия в мире, несправедливого устройства жизни. Лишь вера в Христа Распятого и Воскресшего, в Его святое Евангелие, может возвратить ребенку утраченный рай, усладить ему горечь жизни.


Задание 4. С точки зрения Толстого, нравственнее, человечнее простить врага, чем ответить ударом на удар. Но это предполагает, что и прощенный враг должен быть нравственно воспитан. Иначе он вас снова ударит, решит, что вы струсили. Как же быть? Ждать, когда все будут нравственно воспитанными или не ждать, а начать с себя – несмотря ни на что отказаться от насилия?

Объясните, почему учение Л. Толстого (1828—1910) о смысле жизни, нравственном совершенствовании и ненасилии оказало существенное влияние на мировую культуру. В чем противоречивость и ограниченность толстовской модели общества будущего?
Чаще всего на насилие люди отвечают насилием. Для кого то ответ на насилие. Это дело принципа, для кого то способ защиты. Я считаю, что в большинстве случаев нельзя оправдать насилие. Немногие готовы простить обидчика. Нужно быть действительно, сильным человеком, чтобы не ответить насилием на насилие. И еще нужно быть немного сильнее духом, чтобы суметь даровать прощение. Я полностью согласна с автором, нужно учиться понимать людей и дарить им свое прощение. Чтобы изменить общество нужно начинать с себя. Если вы даете кому-либо право на ошибку, понимание и прощение этого человека, отпускаете обиды на него, то вы повышаете не только свой нравственный дух, но и дух общества. Благодаря таким поступкам мир совершенствуется.


Актуальность идеи Л.Н. Толстого притягивает умы всего мира к его учению и произведениям. Философское учение Толстого заставляет задуматься над вечными ценностями не только философов, но и простых читателей. Читая творения этого писателя и величайшего русского философа, человек внутренне очищается, становится моральным, а самое главное стремится понять свой смысл пребывания на этой земле. Именно в этом и заключается его влияние на мировую культуру.

Задание 5. Охарактеризуйте философские воззрения А. Герцена (1812—1870), ответив на вопросы:

К какому философскому направлению принадлежит мыслитель?
Как обосновывается им принцип материальности мира природы и истории, принцип их диалектического развития?
Каково отношение мыслителя к проблеме познаваемости мира, взаимоотношениям философии и естествознания?
Как Вы понимаете его высказывание: «Личность создается средой и событиями, но и события осуществляются личностями и носят на себе их печать; тут — взаимодействие» (А. Герцен).
А. Герцен материализма и диалектики. Объективный мир один, а человеческое познание лишь отражает единство закономерностей материального мира, то научный метод не только объективен, но и обладает чертами всеобщности. Этот метод Герцен назвал диалектическим.

Герцен выступает как приверженец материализма. В центре этого проблема взаимоотношения между философией и естествознанием. По мнению Герцена, философия и естествознание изучают одно и тоже – окружающий нас мир и не могут развиваться без опоры друг на друга. Естествознание имеет огромное значение для выработки у молодого поколения правильного научного мировоззрения, так как оно приучает ум к постижению истины. Герцен стремиться показать, что история философии развивалась между природой и духом. Он утверждает, что духа вне природы не существует, что природа развивается до духа. Человека Герцен рассматривает как часть природы и подчиненным ее законам. Без человека природа не заключает в себе смысла своего.


Задание 6. Объясните сущность онтологии, гносеологии, эстетики Н. Г. Чернышевского (1828—1889). В чем смысл такого утверждения о нем: «Чернышевский стал «крестным отцом» материализма в русском мировоззрении»? Используйте для этого собственные суждения мыслителя:
«…отвлеченной истины нет; истина конкретна».
«Практика — этот непреложный пробный камень всякой теории — должна быть руководительницею нашей и здесь».

Сущность материальной онтологии Чернышевского состоит в следующем:

  1. То, что существует материя

  2. Материя имеет качества

  3. Проявление качеств – сила

  4. То, что мы называем законами природы, это способы действия этих сил.

Чернышевский отстаивает материалистическое решение основного вопроса

философии, показывает, что материалистическая гносеология исходит из признания идеи, понятий являющихся лишь отражением реальных вещей и процессов, происходящих в материальном мире. Он указывает. Что понятия представляют собой результат обобщения данных опыта, итог изучения и познания материального мира.

Сущность эстетики Чернышевского: - «прекрасное есть жизнь», но жизнь, какая она должна быть. Источник прекрасного не в искусстве, а в жизни. Формы прекрасного не привносятся в жизнь искусством, а существуют объективно в самой действительности; - природа и жизнь выше искусства. Произведения искусства не могут выдержать сравнения с живой действительностью; - искусство – это нравственная деятельность человека. Оно должно объяснять жизнь

Серьезное значение, по мнению Чернышевского, имеют лишь те человеческие стремления которые основаны на действительности. Он возражает против фантастики, не имеющей корней в действительности. Чернышевский критикует философов, которые искали не истины, а оправдания своих убеждений. И он неоднократно повторяет мысль о том, что отвлеченной истины нет, истина конкретна. он борется против отвлеченной науки за науку жизни.

Истина достигается только строгим, всесторонним исследованием действительности, а не произвольными субъективными умствованиями.

Чернышевский отвергает взгляд о том, что мысль противоположна действительности. Он защищал философскую материалистическую теорию о том, что мышление определяется бытием, действительностью.

Он указывал, что теория без практики неуловима для мысли. Что важно отличать мнимые, воображаемые стремления человека от законных потребностей человеческой натуры. Как считал Чернышевский практика – это непреложный, пробный камень, великой теории – должна быть руководительницей нашею. Практика великая разоблачительница обманов и самообольщений не только в практических делах
, но также в делах чувства и мысли. Что подлежит спору в теории, на чистоту решается практикой действительности жизни.

Можно сделать вывод, что истина – это верное отражение действительности. Практика – это критерий истины и движущая сила процесса познания.

Список литературы


  1. Бранская, Е. В. Основы философии : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. В. Бранская, М. И. Панфилова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 184 с.

  2. Ивин, А. А. Основы философии : учебник для среднего профессионального образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 478 с.

  3. Баскаков В Г. Мировоззрение Чернышевского. М. Издательство Академии наук СССР. 1956г. 756 с.

  4. Розенталь М. Философские взгляды Н.Г. Чернышевского / М. Розенталь ; [ред. Р. Чернина] ; Акад. наук СССР, Ин-т философии. - М. : Госполитиздат, 1948. - 310 с.

  5. Маслин М. А. История русской философии: учеб. для вузов / Редкол.: М. А. Маслин и др. - М.: Республика, 2001. - 639 с.

  6. О.А. Митрошенков. Философские идеи в творчестве Л.Н. Толстого. 2002. С.204.

  7. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского // Н.А. Бердяев о русской философии / Сост. Б.В. Емельянова, А.И. Новикова. Ч. 1. Свердловск, 1991.