Файл: Совершенствование воспитательной системы общеобразовательного учреждения с углубленным изучением предметов художественноэстетического профиля.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

Совершенствование воспитательной системы общеобразовательного учреждения с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля»

Докладчик: студент 3 курса, заочной формы обучения, направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, направленность «Управление учебно-воспитательным процессом в системе общего образования»

Белова Валерия Александровна

Руководитель – кандидат биологических наук, доцент А.А.Семенов

Актуальность исследования:


Художественно-эстетическое воспитание является важной составляющей гармоничного развития личности ребенка школьного возраста. Художественно-эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами развития ребенка, позволяет ему оценить окружающую действительность, выделять прекрасное в окружающем нас мире, влияет на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, которое служит основой познания мира.

Художественно-эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного, формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, в том числе художественно – эстетическое воспитание помогает воспитать личность, умеющею многогранно и неординарно мыслить, находить оригинальные пути решения в различных жизненных ситуациях.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: изобразительное искусство, литература, музыка, театр. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания художественно-эстетически грамотных людей, с детских лет стремящихся понимать и оценивать искусство, без активизации у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Цель исследования:


анализ системы воспитательной работы общеобразовательного учреждения с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля и поиск путей ее совершенствования.



процесс воспитания общеобразовательного учреждения с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля.

воспитательная система и пути ее совершенствования.

Объектом является:

Предметом является:

Гипотеза исследования:


качество воспитательной работы общеобразовательного учреждения с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля повысится, если:

– проанализировать и выявить современное состояние системы воспитания;

– определить пути совершенствования воспитательной работы и внедрить их в практику общеобразовательной организации.

Задачи исследования:


изучить государственную политику Российской Федерации в области воспитания;

проанализировать работу по организации воспитательной работы со школьниками в школе на примере МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов ХЭП»;

определить пути совершенствования воспитательной работы в образовательной организации.

Методы исследования :


- теоретические: анализ литературы и других источников по проблеме исследования.
  • эмпирические: педагогический эксперимент.
  • методы математической обработки полученных данных: сравнительный статистический анализ динамики полученных в ходе экспериментальной работы.

Воспитание как общественное явление характеризуется рядом основных черт, выражающих его сущность:


это вечное, необходимое и общее явление, которое появилось вместе с человеческим обществом и существует, пока живет само общество;

воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества;

на каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер, обусловленный характером и организацией жизнедеятельности данного общества;

воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими социального опыта в процессе общения и деятельности;

по мере того как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели по формированию у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более педагогически целенаправленными.



Международные нормативно-правовые документы:

Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 19.11.1974).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (издательство ЮНЕСКО, принят Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966).

Всеобщая декларация прав человека (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).

Декларация прав ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959).

Конвенция о правах ребенка (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).

Декларация принципов терпимости (издательство ЮНЕСКО, принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 16.11.1995 г.).

Информационно-обслуживающая функция

Примерная программа воспитания

Первые два раздела: «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся начальной школы» и «Ценностные установки воспитания и социализации российских школьников»

Третий раздел: «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальной школы»

Четвертый раздел: «Содержание воспитания и социализации учащихся начальной школы»

Пятый раздел: «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся начальной школы»

Шестой раздел: «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся начальной школы»

Выводы по первой главе:

  • В настоящее время в системе педагогического образования России обозначился ряд важных проблем, решение которых обеспечивает поступательное развитие общества. Одной из ведущих выступает проблема воспитания подрастающего поколения, которая приобретает особую актуальность в сложное время глобальных перемен, определяющих судьбы не только подрастающего поколения, но и целых народов и государств. 
  • Образовательная организация самостоятельно на основе примерной программы создаёт свою рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы. Аспекты воспитания подрастающего поколения в той или иной степени содержатся в большом количестве нормативно-правовых документов,  в образовательной политике определяется приоритет воспитания. Педагогический процесс будет эффективен, если каждую минуту мы будем думать о том, какими ценностями освящаем и насыщаем деятельность ребенка. Необходимо помнить, что деятельность может быть одна и та же, а вот ценности, смыслы, которые вкладываются в эту деятельность - разные.

База исследования

При формировании теоретической базы возникла необходимость анализа практического состояния вопроса об уровне воспитания школьников.

Объект прикладного исследования: учащиеся 6 «А» класса МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов ХЭП».

Предмет прикладного исследования: воспитанность учащихся 6 «А» класса.

Цель: определить уровень воспитанности учащихся 6 «А» класса МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов ХЭП».

В исследовании приняли участие 20 учащихся 6 «А» класса МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов ХЭП».


Диагностики воспитанности

1. Диагностика уровня воспитанности учащихся начальных классов (методика Н.П. Капустина) 5 – 9 классы.

Методика направлена на выявления уровня воспитанности учеников 6 «А» класса. Методика выявляет уровень по 6 направлениям: эрудиция, отношение к труду, я и природа, я и общество, отношение к прекрасному, отношение к себе.

2. Диагностика уровня нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой

Цель: определить уровень нравственной воспитанности обучающихся.

Отражает пять основных показателей нравственной воспитанности обучающихся:







Выводы по второй главе:

  • По итогам проведенного исследования мы можем сделать вывод о том, что проведенная методика показывает, в 6 «А» класса МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов ХЭП» преобладает хороший уровень воспитанности.
  • Можно сказать, что в каждом направлении присутствует высокий уровень, это говорит о том, что у части детей сформирована воспитанность. Для другой части детей характерен хороший уровень и меньшей степени средней уровень. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся является приоритетным направлением нашего центра образования. Реализация данного направления осуществляется через разработанную программу патриотического воспитания. Организация воспитательной деятельности классных руководителей поддерживалась методическим объединением классных руководителей. В течение года было проведено четыре тематических заседаний с приглашением (выступлением) специалистов по воспитанию и профилактике потребления ПАВ. Для оперативного информирования классных руководителей с актуальной информацией было проведено 17 информационных сборов классных руководителей.


Пути повышения эффективности процесса воспитания




1. Организация образовательных центров: создание музеев, тематическое оформление отдыха. Как говорил В. Сухомлинский, в школе стены должны говорить. Такая информативная и образная насыщенность школьных пространств не только обогащает учащихся знаниями, выходящим за рамки учебных программ, но и оказывает на них ощутимое воспитательное воздействие.

2. Органичное сочетание задач, решаемых школой, с потребностями среды. В основном это организация помощи школьников населению по охране и приумножению богатств природы, решение производственных задач, помощь учащимся в выборе профессии, необходимой для их города или поселка.

3. Создание морально-психологического климата уважения к знаниям в школе. Школа должна пропагандировать среди учащихся мнение о том, что в цивилизованном обществе человеку полезно быть воспитанным и образованным. Обществу это тоже нужно. Поэтому образовательный процесс должен преодолеть временное явление неуважения части учащихся к хорошему воспитанию и обучению.

4. Подбор рационального содержания образования в соответствии с его назначением и уровнем подготовки коллектива и отдельных учащихся. Школа должна чувствовать, какое направление содержания образования следует усилить на определенном этапе воспитательной работы. В начале 21 века такого внимания требуют вопросы нравственно-правового воспитания, подготовки студенческой молодежи к жизни и работе в рыночных условиях, воспитания иммунитета к негативным жизненным явлениям.

Технологии в системе художественного образования


Это традиционная технология, при которой оценивается художественно-творческая деятельность обучающихся. Понимание ими основных принципов искусства на практике.

Не традиционная технология, в основе которой лежит теория. Обучающиеся могут выполнять теоретические задания: конспекты, доклады, рефераты, презентации и так далее, которые относятся к теме урока и получать за данный вид деятельности оценки.


Выводы по третей главе:


Представлены пути повышения эффективности процесса воспитания.

Выявлена возможность применения совершенствования воспитательного процесса.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!