Файл: Кейс Повышение конкурентоспособности предприятия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кейс «Повышение конкурентоспособности предприятия»

Постановка задачи

Проанализировать ситуацию и письменно ответить на следующие вопросы:

  1. Определите конкурентные позиции анализируемых предприятий (ОАО «Мясокомбинат «Иркутский»» и ОАО«Бурмяспром») на описанном рынке, с помощью SWOT-анализа (развёрнутая форма).

  2. Опишите различия в стратегиях конкуренции и развития мясокомбината «Иркутский» и «Бурмяспром».

  3. Какую конкурентную стратегию вы бы выбрали в такой ситуации на месте руководства ОАО «Бурмяспром»? Ответ обоснуйте.

Методические указания

Используйте лекционный материал. Стратегическое планирование деятельности предприятия – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения, обеспечивая при этом основу для всех управленческих решений и управления членами организации. Выбирая для реализации адекватную стратегию, организация тем самым повышает и свою конкурентоспособность. Конкурентоспособность предприятия – свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там конкурирующими субъектами данных отношений.

Ситуация.

Улан-Удэнский мясоконсервный комбинат был построен в 1937 году для удовлетворения потребностей населения города Улан-Удэ в мясопродуктах. В дальнейшем проводились плановые реконструкции. В январе 1996 года он реорганизован в ОАО «Бурмясопром».

До перехода к рыночным отношениям работа мясокомбината велась в рамках фондовой системы, где сырьё и готовая продукция распределялись централизовано. Улан-Удэнский мясокомбинат относился к «вывозным» мясокомбинатам, он снабжал продукцией не только население Улан-Удэ, но его продукция вывозилась в другие регионы страны. В стране был дефицит продуктов питания, в том числе мясопродуктов. Платёжеспособный спрос превышал предложение товаров. Проведенная в начале 1992 либерализация цен привела в соответствие краткосрочный спрос и предложение на Улан-Удэнском рынке мясопродуктов. Вместе с тем, связи как горизонтальные, так и вертикальные были разрушены.

После перехода к рыночным отношениям предприятие столкнулось с трудностями реализации продукции. Одной из самых острых проблем, вставшей перед предприятием, явилось снижение конкурентоспособности выпускаемой продукции.


Конкурентная обстановка на Улан-Удэнском региональном рынке колбасных изделий за последние несколько лет существенно изменилась. В начале 90-х годов на рынке практически безраздельно доминировал Улан-Удэнский мясоконсервный комбинат. В настоящее время число участников Улан-Удэнского рынка колбасных изделий значительно возросло.

Определяющее воздействие на развитие рынка мясопродуктов в регионе оказывают следующие основные факторы:

  • Платёжеспособный спрос населения.

  • Конкуренция среди отечественных производителей.

  • Импорт мясопродуктов.

Платёжеспособный спрос связан с реальными доходами населения. В таблице 1 показано изменение доходов населения и цен на колбасные изделия в динамике за ряд лет.

Таблица 1

Объёмы реализации ОАО «Бурмясопром», средние розничные цены колбасных изделий и доходы населения

Годы

Объёмы реализации, т

Средняя розничная цена за 1т, тыс. руб

Доходы населения региона на 1 чел. за год, тыс. руб.

1-й

13607

-

2,4

2-й

12385

11

4,9

3-й

9311

244

38,9

4-й

6542

4152

472,8

5-й

5305

9613

1919,0

6-й

3925

24574

4468,0

7-й

3919

25256

5962,4

8-й

3478

30890

6835..3



ОАО «Бурмясопром» испытывает серьёзную конкуренцию со стороны Иркутского мясокомбината, который захватил значительную долю местного рынка. Мясокомбинат «Иркутский» ищет новые географические рынки сбыта своей продукции, а привлекательность сравнительно территориально близкого Улан-Удэнского рынка не вызывает сомнений.

В настоящее время по данным торговых организаций города доля мясокомбината «Иркутский» на рынке колбасных изделий Улан-Удэ составляет свыше 30%, ОАО «Бурмясопром» около 30%. В целом доля отечественных производителей на рынке продуктов переработки мяса составляет не менее 80%. Около 20% рынка заполнено импортной продукцией различных мясоперерабатывающих предприятий Европы (Польша, Франция, Бельгия, Дания) и США. За последнее время объём импорта мясопродуктов вырос, расширился его ассортимент.



Продукция ОАО «Бурмясопром», в целом, несколько дешевле производимой мясокомбинатом «Иркутский», но и качество её ниже. Выборочные опросы населения показали, что основным фактором при выборе колбасных изделий является качество продукции. При хорошем качестве определяющее влияние на потребительский выбор оказывает цена. Большая часть опрошенных считает, что по вкусовым качеством и упаковке колбасные изделия Иркутского мясокомбината превосходят колбасные изделия Улан-Удэнского мясокомбината.

В настоящее время мощности Улан-Удэнского мясокомбината позволяет перерабатывать до 189 т скота в смену, 38 т птицы, вырабатывать 130 туб консервов и 19,4 т колбасных изделий. Предприятие имеет в своем составе холодильник мощностью 8 000 т единовременного хранения.

Генеральный директор ОАО «Бурмясопром» Канибалотский В.И. так говорит о стратегии развития предприятия: «В условиях рыночной экономики одним из ведущих факторов повышения эффективности производства является постоянное обновление ассортимента за счёт освоения и выпуска новых видов изделий. Особое внимание в работе обращается на строжайшее соблюдение технологических режимов, рациональное использование сырья и качество выпускаемой продукции.»

Колбасные изделия занимают лидирующее положение в формировании всего объёма реализуемой продукции. Колбасный цех ОАО «Бурмясопром» производит скоропортящуюся продукцию (вареные колбасы, сосиски) срок реализации которой составляет 48 часов, а также копченые колбасы и копчёности, сроки реализации которых значительно больше. В настоящее время выпускается 21 наименование варёных и 11 видов копчёных колбас.

Снижение конкурентоспособности продукции ОАО «Бурмясопром» является причиной постоянного снижения объёмов производства. В результате по всем группам продукции происходит снижение использования производственных мощностей. Наибольшее падение использования мощности происходит по колбасным изделиям – до 60%, а также по полуфабрикатам мясным – до 10%. В среднем за смену, например, вырабатывается 11 т колбасных изделий.

Объёмы реализации колбасных изделий по годам приведены в таблице 1.

Таблица 2
Динамика показателей выручки от реализации, полной себестоимости и прибыли от реализации (млрд.руб.) в сопоставимых ценах

ОАО «Бурмясопром»





Показатели

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

1.

Выручка от реализации

29,2

21,8

20,1

18,8

2.

Полная себестоимость

23,3

17,1

15,1

16,1

3.

Прибыль от реализации

4,0

2,6

3,1

2,8



Таблица 3
Направления использования чистой прибыли

ОАО «Бурмясопром» за 3-й год



Показатели

млрд. руб

%

1.

Чистая прибыль, всего

12,9

100

2.

Фонд накопления

3,1

24,1

3.

Фонд потребления

9,7

75

4.

Благотворительные и другие цели

0,1

0,9


Здание колбасного цеха ОАО «Бурмясопром» находится в аварийном состоянии, что препятствует техническому перевооружению производства. В 1-м году было начато строительство нового колбасного завода. На сегодняшний день освоено только 30% требуемой суммы, а для завершения строительства и оборудования завода современной техникой требуется ещё дополнительно 140 млрд.руб. Незавершенное производство составляет около 40% в структуре основных средств.

Таблица 4.

Структура основных фондов ОАО «Бурмясопром»


Виды основных фондов

Млрд. руб

%

Коэффициенты обновления в %

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

Здания

119,6

53,5

10,45

1,27

-

-

Сооружения

38

17

23,01

-

-

-

Передаточные устройства

-

-

30,46

3,58

-

-

Машины и оборудование

28,5

12,7

25,33

2,53

1,71

4,08

Транспортные средства

3,8

1,7

24,44

21,46

16,68

7,21

Инструменты и инвентарь

0,2

0,1

72,46

26,88

4,48

30,32

Другие виды

33,6

15

74,66

7,66

6,82

2,19

Всего

223,7

100

35,16

2,91

1,55

1



Таблица 5

Коэффициенты годности и износа основных фондов ОАО «Бурмясопром»


Показатели

Ед.изм.

1-й год

2-й год

3-й год

4-й год

1. Первоначальная стоимость основных средств

Млрд. руб

1,4

27,7

101,2

223,7

2. Остаточная стоимость основных средств

Млрд. руб

1,1

18

53,2

106,7

3. Коэффициент годности

%

0,77

0,65

0,53

0,48

4. Коэффициент износа

%

0,23

0,35

0,47

0,52


Сырьём для предприятия служит продукция животноводческого комплекса сельского хозяйства. Поставщиками сырья для ОАО «Бурмясопром» являются сельскохозяйственные предприятия Бурятии и Читинской области, но в основном предприятие работает на импортном мясе, закупаемом в Китае и Монголии, поскольку цены на местный скот значительно дороже. Мясо в основном поступает блоками. Блочное мясо, как правило, дешевле мяса в тушах или полутушах из-за более низкого качества. Мясокомбинат испытывает дефицит сырья, особенно свинины. Дефицит сырья и его низкое качество являются ограничивающими факторами формирования товарного ассортимента.

В результате неполного использования мощности и снижения выпуска продукции сокращается численность работающих на предприятии.

Таблица 6

Среднегодовая численность работающих на ОАО «Бурмясопром» в

динамике


Год

Численность работающих, чел.

1-й

2294

2-й

2098

3-й

2020

4-й

1860

5-й

1295

6-й

1068

7-й

963

8-й

943


Основная часть продукции ОАО «Бурмясопром» реализуется на территории республики. Реализация продукции в основном производится следующим оптовым покупателям: организациям – потребителям и розничным торговым предприятиям, а также через собственную сеть фирменной торговли. Организованная на местном рынке сеть фирменной торговли включает в себя магазины и киоски, расположенные в г.Улан-Удэ, г. Гусиноозёрске, г. Кяхте, п. Каменск, п. Селенгинск. На данный момент действует около 30 собственных торговых точек.